Конспекты занятий по исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа)

Круглова, Татьяна, Михайловна

Конспекты занятий по исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_proektu_.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Исследователи морских глубин».

Цель: уточнить представление о море и его обитателях, развивать навыки счета, сложения.

Материалы: емкость для воды, 3 банки объемом 3 литра, 3 банки объемом 1 литр, декоративные камни и ракушки, соль покрашенная синей гуашью, одноразовые ложки, одноразовые коктейльные трубочки, жидкое мыло, наглядный материал, вода, изображения различных животных, 8 пластиковых бутылок объемом 1л, синяя гуашь, кисти, ножницы на каждого воспитанника, одноразовые прозрачные пакеты, лейка, магнитная доска, магниты, изображения банок (3-трехлитровые, 3- литровых), изображение ракушек, изображения морских обитателей.

Вводная часть.

Дети садятся на ковер напротив интерактивной доски. Педагог предлагает детям угадать о чем пойдет речь на занятии. Включает звук шума морских волн. Дети отгадывают, что это море.

Основная часть.

В: «Ребята, многие из вас, наверняка, бывали на море, все его видели. Но морские глубины таят в себе много интересного и захватывающего. Посмотрите на экран (слайд1), это Ж.Ж.Кусто, он посвятил свою жизнь исследованию морских глубин. Ж.Ж.Кусто оставил своим потомкам, т.е. нам с вами какое-то послание. Давайте его посмотрим. (Ответы детей).

Текст письма:

«Дорогие потомки, исследовать морские глубины необычайно интересно, они хранят в себе много тайн и неизведанного. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь последовал по моим стопам. Хотите ли вы стать исследователями морских глубин?(Ответы детей). Но для этого вам необходимо выполнить некоторые мои задания. Для начала сделайте свое маленькое море».

В: «Ну что, ребята, готовы к испытаниям?  Тогда делаем море! Но как? Давайте письмо читать!» Педагог включает слайд2, там задание. Налить в емкость 10 литров воды, используя банки, находящиеся перед детьми. 3+3+3+1=10

В: «Молодцы, ребята! Скажите, какое море на ваш взгляд?»  (Ответы детей). «Правильно море синее и соленое! Давайте сделаем его именно таким!» (Слайд3 с указаниями кому, сколько ложек насыпать).

В: «Молодцы, отлично справились. Ребята, знаете ли вы, как называется природное явление, когда на море тишина, нет ветра? (Ответы детей). Правильно- штиль. У нас с вами сейчас на море как раз штиль. А когда на море волны, ветер, море волнуется, то это называется- шторм! Давайте возьмем трубочки и сделаем шторм! (Дети с помощью трубочек дуют в воду).

В: «Ребята, волны у нас получились. А знаете ли вы, что во время шторма на волнах образуется пена?» (Ответы детей).

Воспитатель добавляет жидкое мыло в воду. Дети, используя трубочки дуют в воду, получается пена.

В: «Молодцы, ребята, первое задание вы выполнили- море готово. Но оно у нас пустое. Кого не хватает в море? Правильно- морских обитателей. Посмотрите на экран».(  Слайд 4  морские обитатели).

Дети делятся на 2 команды. Садятся на ковер. Перед ними расположены изображения морских обитателей разного размера.

В: « Ребята, перед вами морские обитатели. Каких из них вы знаете?» (Ответы детей).

В: «Разложите морских обитателей от самого большого до самого маленького». (Дети выкладывают  морских обитателей от кита, до морского конька).

Заключительная часть.

В: «Ребята, давайте подойдем к магнитной доске. Я предлагаю вам поочередно вспомнить все, чем мы сегодня занимались. Сколь трехлитровых банок мы вылили в наше море? Сколько литровых? Что мы использовали, делая дно моря? Если каждый прикрепит по одной ракушке к доске, сколько всего ракушек получится у нас? Прикрепите на доску того, морского обитателя, которого мы с вами сегодня сделали».  (Групповые и индивидуальные ответы детей).

В: «Молодцы, ребята. Понравилось ли вам быть исследователями морских глубин? Кому что больше всего запомнилось? Что было наиболее интересным? Спасибоза занятие».

Изготовление медузы.

Цель: дать представление о том, что воздух легче воды.

Вводная часть.

В: «Ребята, мы с вами уже много знаем о море и его морских обитателях. Я предлагаю вам немного поэкспериментировать и сделать своего собственного морского обитателя, который будет плавать, как живой.

Основная часть.

Мы сделаем медузу в бутылке. Для этого нам понадобятся полиэтиленовые пакеты, ножницы, бутылки с водой, лейка с водой, гуашь синего цвета и кисти. Отрезаем тонкую полоску от пакета так, чтобы у нас получился уголок из пакета. Уголок будет служить головой медузы. Перевязываем уголок, отрезанной  полоской, но не затягиваем сильно, чтобы можно было налить в голову медузы небольшое количество воды из лейки, чтобы немного утяжелить ее. Оставшуюся часть пакета режем на тонкие полоски, щупальца медузы. Наливаем воду в голову, оставив место воздуху. Подкрашиваем воду в бутылке синей краской как в море. Опускаем медузу в бутылку, закручиваем крышку. Переворачивая бутылку, мы можем увидеть, что наш морской обитатель всплывает вверх. Это можно легко объяснить тем, что воздух легче воды, поэтому наша медуза поднимается вверх». (Дети поочередно выполняют указания педагога).

Заключительная часть.

В: «Замечательные медузы получились у вас. Как думает, почему медуза плавает? Чем заполнена ее голова? Воздух легче воды? (Ответы детей).

В: «Правильно ребята, в голове медузы есть воздух. Воздух легче воды, он и заставляет нашу медузу плавать».

Свойства воды.

Цель: познакомить с различными свойствами воды.

Эксперимент 1. «Водичка убежала».

Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование. Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Воспитатель: « Ребята, я предлагаю вам поиграть в новую игру.. Для этой игры нужны только вода и камушки».

Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).

Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).

Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод. Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов.

Эксперимент 2. «Как вода отражает предметы?»

Цель. Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( Своё отражение). На что оно похоже? ( На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).

Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно опять увидеть

Вывод. Вода как зеркало отражает в себе предметы.

Эксперимент 3. «Как растения пьют воду?».

Цель. Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.

Оборудование: цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.

Воспитатель: «Сегодня мы узнаем с вами, пьет ли воду растение и как это происходит. Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Какой цвет у воды? (Вода прозрачная). Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Три стаканчика будут с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика). Каким он цветом? (Белым)».

Зарисовка наблюдений: « Закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Пройдет немного время и мы увидим, как цветы пьют воду».

2 часть. Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов.

В: «Сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы? Почему цветы разной окраски? Почему один цветок остался белым? Объяснение: «Цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его».

Вывод. Цветы пьют воду; вода движется по цветку.

Эксперимент 4. «Теплая и холодная вода».

Цель. Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Оборудование. Прозрачные стаканчики, холодная и тёплая вода, сахарный песок, соль, кусочки льда, ложечки для размешивания, ракушки, камушки, две ёмкости с водой.

Воспитатель: «Ребята, давайте сегодня узнаем, какие особенности есть у тёплой и холодной воды. Перед вами два стаканчика с водой: как узнать, в каком стаканчике вода холодная, а в каком тёплая? (Потрогать пальчиком). Я положу в оба стакана по ложечке сахара. Что произойдёт с сахаром в воде? (Растворится). В каком стакане сахар быстрее растворился? В каком медленнее? Как вы думаете, почему? В тёплой воде сахар растворился быстрее».

Аналогично проводятся действия с солью.

Воспитатель: « А теперь добавим по кубику льда в стаканы с тёплой и холодной водой. Что происходит со льдом? (Тает). Одинаково ли тает лёд? В каком стакане лёд тает быстрее? В каком медленнее? Почему? Лёд тает быстрее от соприкосновения с тёплой водой. Какая стала вода в обоих стаканах? (Холодная). Почему исчезла тёплая вода? ( В стакан добавили лёд, он холодный)».

Игровое упражнение: «Разложи ракушки и камушки»- в холодную воду положить ракушки, в тёплую камушки.

Вывод. В тёплой воде вещества растворяются быстрее.

Эксперимент 5. «Можно ли пить талую воду?»

Цель. Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды. Поддерживать стремление ухаживать за комнатными растениями.

Оборудование: блюдца со снегом и водой, марля, лейка.

Предварительная работа. Утром воспитатель предлагает в одно блюдечко налить воду из крана, в другое блюдечко положить снег. Оба блюдечка поставить на стол.

Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, что стало со снегом и водой в наших блюдцах. Что изменилось? Почему вода стала в обоих блюдечках? Почему растаял снег? (В помещении снег тает и превращается в воду)».

Сравнение воды в блюдцах: « Как образовалась вода в каждом блюдце? Можно ли пить  эту воду? Почему? Давайте пропустим воду из каждого блюдца через марлю? Какая вода грязнее? Что остаётся на марле? От какой воды на марле остаются частички грязи?»

Воспитатель: « Водопроводную воду надо кипятить или пропускать через фильтр. Снег- это талая, грязная вода, не пригодная для питья. Но такую воду можно использовать для поливки комнатных растений. Для них она будет полезной».

Вывод. Снег грязнее водопроводной воды.

Эксперимент 6. «Вода не имеет цвет».

Цель: дать представление о том, что вода не имеет цвет.

Воспитатель: Ребята, скажите, имеет ли вода цвет?  (Ответы детей). Правильно, она прозрачная, мы можем даже посмотреть сквозь нее. Попробуйте. (Дети смотрят сквозь стакан с водой).

Но может ли вода цвет изменить?  (Ответы детей). Давайте попробуем.

Дети в разные стаканы с водой добавляют поочередно небольшое количество красок. Вода окрасилась.

Воспитатель: У всех вода поменяла свой цвет? Почему? Какой мы можем сделать вывод?

(Ответы детей).

Воспитатель: Итак, мы можем сделать вывод, что вода меняет свой цвет, если в нее добавить какое-либо красящее вещество.

Эксперимент 7. «Вода не имеет запаха».

Цель: дать представление о том, что вода не имеет запаха.

Материалы: стаканы с чистой водой по количеству детей, дольки лимона, йод.

Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканчики с водой и понюхайте. Есть ли у воды запах? (Ответы детей). Правильно, вода запаха не имеет. А теперь понюхайте фрукт, который лежит рядом с вами, чем он пахнет? ( Ответы детей). Это лимон, у него есть свой запах. А теперь давайте выдавим небольшое количество лимона в свои стаканчики с водой. Понюхайте воду теперь,  что изменилось? (Ответы детей).  Правильно, ребята, вода приняла запах лимона.

Воспитатель: Для того, чтобы нам убедиться, что вода принимает запах любого вещества, которое попадает в нее, предлагаю провести с вами еще один небольшой эксперимент. Для этого возьмите стаканы с чистой водой и еще раз убедитесь, что она не имеет запаха. Сейчас я каждому из вас дам понюхать йод. Чувствуете ли вы его специфический запах?  (Ответы детей). Теперь я каждому капну в воду йод, а вы аккуратно размешаете его. Понюхайте свою воду теперь. Изменился запах, как вода стала пахнуть теперь?  (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, ребята, вода приняла запах йода. Какой мы можем сделать вывод?  (Ответы детей).

Эксперимент 8. «Вода не имеет вкус».

Цель: дать представление о том, что вода не имеет вкус.

Материалы: стаканчики с водой, соль, сахар, лимон, ложки.

Воспитатель: Ребята, если мы попробуем воду на вкус, каким он будет? (Ответы детей).

Правильно, никакого вкуса вода не имеет. Как вы думаете, а может ли вода приобретать вкус? И как этого добиться? (Ответы детей). Давайте попробуем в этом сейчас убедиться.

Дети делятся на две группы. Одна группа детей добавляет в стаканы с водой сахар, другая группа добавляет соль.

Воспитатель: Ребята, попробуйте свою воду. Изменился ли ее вкус? Какой вкус стал у воды с солью, а какой у воды с сахаром?  (Ответы детей). А давайте попробуем воду на вкус, в которую мы добавляли лимон. Какая она стала?  (Ответы детей).

Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод о вкусе воды?  (Ответы детей).

Чистая вода не имеет вкуса, но она приобретает вкус того вещества, которое мы в нее добавляем.

Эксперимент 9. «Вода не имеет форму».

Цель: дать представление о том, что вода не имеет форму.

Материалы: стакан с водой, большая емкость, пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет.

Воспитатель: Ребята, скажите, вода в стакане твердая или жидкая? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая и может литься. А есть ли  у воды своя форма?  ( Ответы детей).

Вода не имеет формы, а принимает форму сосуда, в котором она находится. Перед вами находится три сосуда с водой: стакан, пластиковая бутылка и пакет. Все они разной формы, вода, заполняющая их, принимает форму сосуда. Стакан у нас ниже и шире бутылки, вода в нем такой же формы. Стакан может поместиться в бутылку?  (Ответы детей). Правильно, стакан в бутылку не поместится, а значит и форму бутылки принять не может. А вода, которая в стакане,  может поместиться в бутылку? (Ответы детей). Сейчас мы с вами это проверим. Для того, чтобы убедиться в этом давайте перельем воду из стакана в пустую бутылку с помощью лейки. Что же у нас получилось? (Ответы детей).

Мы можем сделать вывод, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в котором находится.

Свойства воздуха.

Цель: познакомить детей с различными свойствами воздуха в процессе экспериментирования.

Эксперимент 1. «Воздух существует».

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы детей).

Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Дети: стакан внутри сухой.

Воспитатель: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).

Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

Воспитатель: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Эксперимент 2. «Как увидеть воздух».

Цель: дать понятие того, что воздух существует.

Материалы: емкость с водой, коктейльные трубочки.

Воспитатель: Ребята, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

Эксперимент 3. «Как почувствовать воздух».

Цель: уточнить представление о ветре.

Материал: коктейльные трубочки.

Воспитатель: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите трубочки и подуйте через них на руку. Что вы чувствуете? (Ветерок). Подуйте в трубочки над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы дуете и как бы подгоняете воздух. Воздух начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган.

Эксперимент 4. «Воздух не имеет вкуса и запаха».

Цель: дать представление, что воздух не имеет вкуса и запаха.

Материалы: освежитель воздуха, лимон.

Воспитатель: Ребята, откройте рот и вдохните воздух. Чувствуете ли вы какой-нибудь вкус? (Ответы детей). Вы ничего не чувствуете, потому что воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: А теперь вдохните воздух через нос. Чувствуете ли вы запах?  (Ответы детей).

Воздух не имеет запаха. А теперь распылите освежитель воздуха. Чувствуете запах?

(Ответы детей). Чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

Эксперимент 5. «Воздух легче воды».

Цель: формировать представление, что воздух легче воды.

Материалы: стакан, газированная вода, изюм.

Воспитатель: Ребята, воздух- это газ. Давайте нальем воду с газом в стакан и опустим туда несколько ягод изюма. Что происходит?

Дети: Вначале изюминки утонули, а потом всплыли.

Воспитатель: Совершенно верно. Сначала изюм утонул, так как он тяжелее воды. А потом пузырьки воздуха стали подниматься на верх, так как они легче воды, и подняли на поверхность изюм.

Эксперимент 6. «Воздух имеет вес».

Цель: дать представление, что воздух имеет вес.

Материалы: рейка, веревка, 2 одинаково надутых воздушных шара.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам узнать,имеет ли воздух вес. Посмотрите,какие интересные весы у меня есть, они похожи на качели, на которых вы качаетесь на улице. Давайте повесим на края этих весов воздушные шарики. Что произошло с весами?  (Ответы детей). Правильно, ребята, весы не изменили своего положения. А теперь я проткну один шар.

Что случилось с весами? (Ответы детей).

Весы наклонились, Шар, который мы лопнули, остался без воздуха. А шар с воздухом оказался тяжелее и перевесил весы в свою сторону. Это говорит о том, что воздух имеет вес.

Эксперимент 7. Теплый воздух легче холодного.

Цель: дать представление, что теплый воздух легче холодного.

Материалы: стеклянная бутылка, горячая вода, емкость с холодной водой, воздушный шар.

Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам провести еще один эксперимент и проверить, какой воздух легче – теплый или холодный. Давайте нальем в стеклянную бутылку горячую воду. Потрогайте, какая стала бутылка? (Теплая). Выльем воду. Потрогайте, бутылка еще теплая? (Да). Если бутылка теплая, то воздух в ней тоже нагрелся. Давайте наденем на бутылку шарик. Что с ним произошло? (Он надулся). Это произошло, потому что теплый воздух поднялся вверх и заполнил пространство в шаре. Теперь поставим нашу бутылку с шариком в емкость с холодной водой. Потрогайте бутылку. Какая она стала?  (Холодная). Что произошло с шариком? (Он сдулся). Как думаете, почему это произошло?(Ответы детей). Правильно, воздух в бутылке остыл и опустился вниз, шарик сдулся.

Вывод. Теплый воздух поднимается вверх, значит он легче холодного.

Свойства песка, земли и глины.

Цель: изучить некоторые свойства песка, глины и земли.

Эксперимент 1.«Почему песок сыпучий?»

Цель: выяснить, почему песок сыпучий.

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы, подносы, формочки для лепки из песка.

Воспитатель: «Ребята, давайте попробуем сделать куличики из сухого песка на наших подносах. Получается? (Нет). Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, сухой песок сыпучий. Давайте узнаем, почему он рассыпается. Для этого насыпьте немного песка на белые листы бумаги и возьмите лупы. Посмотрите через них на песок. Из чего он состоит? (Из песчинок). А песчинки соединяются между собой или нет? (Нет, каждая песчинка отдельно). Именно поэтому сухой песок и рассыпается.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу- это и делает песок сыпучим.

Эксперимент 2.  «Куда исчезла вода».

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Воспитатель: «Давайте попробуем с вами посмотреть, что станет с водой, если мы нальем ее немного в песок. Что произошло?  (Ответы детей). Вода впиталась. Это подтверждает еще одно свойство песка- он впитывает воду.

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Эксперимент 3. «Песок тяжелее воды».

 Цель: дать представление, что песок тяжелее воды.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Воспитатель: « Ребята, давайте выясним, что тяжелее песок или вода. Для этого небольшое количество песка необходимо насыпать в воду. Что произошло с песком? (Он опустился на дно). Песок в воде осел. Что это означает?  (Что песок тяжелее воды).

Вывод. Песок тяжелее воды.

Эксперимент 4. «Мокрый песок».

Цель: изучить свойства мокрого песка.

Материал: подносы с мокрым песком, различные формочки, лупы.

Воспитатель: «Попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски. А теперь, используя  формочки, сделайте куличики. Получается? Принимает ли песок ту форму, которую вы задаете ему? (Да). Как вы думаете почему мокрый песок хорошо лепится? (Ответы детей). Давайте узнаем. Положите небольшое количества песка на листы бумаги и посмотрите в лупу на песок. Что вы там видите? (Песчинки) А песчинки мокрого песка склеиваются между собой? (Да). Что является «клеем» для песчинок? (Вода). Оставьте до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания? (Поделки рассыпались).

Вывод. Из мокрого песка можно лепить, так как его песчинки склеиваются между собой, но после высыхания он рассыпается.

Эксеимент5. «Свойства глины».

Цель: дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства( мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает).

Материалы: глина, дощечки для лепки, слепленные фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой, кусочки глины.

Воспитатель: «Оказывается, лепить можно не только из пластилина. Есть такой материал, который называется глина. Хотите узнать, какая глина и как из неё лепить?»

Дети вместе с воспитателем рассматривают глину, обследуют её пальчиками. Вопросы: «Как вы думаете, на что похожа глина? (На песок). Каким она цветом? (Коричневая). Глина твёрдая или мягкая? (Мягкая)».

Сравнение шариков из сырой и сухой глины: «Давайте сравним два шарика из глины: один сделал Кузя несколько дней назад, а другой сделала я сейчас. Шарики одинаковые или разные? Чем они отличаются? Какой шарик можно сжать? Что будет с шариками, если бросить их на пол?» (Один изменит форму, другой раскрошится на кусочки)

Объяснение: «Глина бывает влажной и сухой. Из влажной глины можно лепить, она мягкая, пластичная, вязкая; сухая глина твёрдая, может крошиться».

Игровые действия с кусочками глины: «Получится ли у вас отщипнуть маленькие кусочки? (Да). Получится ли скатать шарики, колбаски? Почему? (Глина мягкая, пластичная).

Воспитатель предлагает отложить слепленные изделия на полочку.

Воспитатель с детьми рассматривают высохшие слепленные изделия из глины, проводят с ними исследовательские действия. «Потрогайте свои поделки. Какие они стали на ощупь? (Твёрдые). Как вы думаете, почему?(Глина засыхает). Изменился ли цвет поделок? Каким он стал? (Светлым). Постучите немного своей поделкой по столу. Что происходит?( Глина крошится ). Почему? (Глина сухая).

Вывод. Влажная глина мягкая, вязкая, пластичная; сухая глина твёрдая, крошится, светлее тёмной.

Эксперимент 6. «Есть ли в почве воздух».

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Материалы: банка с водой, ёмкость с примятой и рыхленной землёй.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, может кто-нибудь прожить без воздуха? Например черви, жуки, кроты. Они ведь живут под землей. (Ответы детей). Без воздуха никто не может прожить. И в почве есть воздух. Давайте в этом убедимся. Опустим в банку с водой комочек земли. Что появляется в воде? (Пузырьки). Это выходит воздух из земли.

Как вы думаете, в какой земле удобно жить насекомым? Давайте проверим. Опустим в воду комочек протоптанной земли и комочек рыхлой земли. От какого комочка идёт больше пузырьков? ( От комочка рыхлой земли). Почему? В рыхлой земле больше воздуха, поэтому и пузырьков выходит больше. В протоптанной земле воздуха меньше. Почему земля бывает протоптанной? ( Люди ходят по ней, ездят машины). Когда мы ходим по земле, то давим на её частички; они как бы сливаются и воздуха между ними остаётся меньше и меньше. В протоптанной земле трудно жить ».

Воспитатель: «Нальём воду в ёмкость с рыхлой и примятой почвой. В какую почву быстрее прошла вода? ( В рыхлую). Почему примятая почва медленно пропускает воду? В примятой почве меньше воздуха.

Вывод. В почве есть воздух;  в рыхлой земле воздуха больше, чем в примятой.


Волшебный крахмал.

Цель: изучить свойства крахмала, узнать о возможности использования крахмала в творчестве детей.

Эксперимент 1. « Где живет крахмал?»

Для проведения эксперимента понадобился крахмал, вода, йод, различные продукты питания (мы использовали картофель, хлеб, морковь, сыр, вареное яйцо, репчатый лук). Эксперимент проводился в два этапа.

На первом этапе эксперимента нужно развести крахмал в теплой воде, получив жидкость белого цвета. Добавив йод в воду с крахмалом, убедились, что взаимодействуя с йодом, крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Это означает, что попав на любой продукт, содержащий крахмал, йод окрасится в синий цвет.

На втором этапе эксперимента мы разрезали картофель, морковь, яйцо, сыр, хлеб и лук, чтобы срез был свежий и эксперимент прошел более эффективно. Выложили продукты на тарелку и с помощью ватной палочки нанесли на них йод.

Через несколько секунд йод на хлебе и картофеле окрасился в синий цвет, а на луке, моркови, яйце и сыре остался неизменно желтовато-коричневого цвета. Этот результат позволил нам узнать, что крахмал содержится только в двух из выбранных нами продуктах – картофеле и хлебе.

Эксперимент 2. «Изготовление крахмала».

Необходимо натереть картофель на мелкой терке. После полученную кашицу из картофеля выложили на кусок марлевой ткани и отжать картофельный сок в прозрачный стакан. Сначала сок светлым, потом потемнеет и станет насыщенного коричневого цвета. Через несколько минут в стакане с соком выпадет осадок. Необходимо слить лишнюю жидкость. На дне остался белый осадок, который после высыхания превратится в привычный для всех крахмал.

Таким образом, мы убедились, что крахмал действительно можно изготовить из клубней картофеля самостоятельно.

Эксперимент 3. « Неньютоновская жидкость».

Для проведения этого эксперимента понадобится 30 грамм крахмала и 200 грамм воды. Эксперимент проводится в два этапа.

1 этап.

Как сделать Неньютоновскую жидкость своими руками?

Чтобы приготовить Неньютоновскую жидкость нужно взять 300 грамм обыкновенного крахмала и 200 грамм холодной воды. Все это хорошо перемешать. И все, жидкость готова!

2 этап.

В результате смешивания получается нечто типа киселя, обладающего интересными свойствами. Так, если в ёмкость со смесью медленно ввести руку, то результат точно такой же, как если бы мы ввели руку в воду. Смесь будет жидкой, к тому же стекающей.

Также, если лить такую смесь с достаточной высоты, то в верхней части струи она будет течь, как жидкость. А в нижней части, скапливаться комками, как твёрдое вещество.

Если резко ударить ладошкой по этой жидкости, то будет ощущение, будто стучишь по твердой поверхности.

Кроме того, можно засунуть руку в жидкость и резко сжать пальцы. Вы почувствуете, как между пальцами образовалась твёрдая прослойка.

Или ещё один эксперимент — сунуть руку в этот «кисель» и резко попытаться её вытянуть. Ёмкость поднимется вслед за рукой.

Потрясающие впечатления от Неньютоновской  жидкости возникают, если набрать жидкость в ладошки и начать быстро-быстро катать ее — получаются тверденькие колбаски или шарики. Но как только руки разъединяешь, твердость исчезает и жидкость утекает.

Эксперимент 4.Изготовление массы для лепки.

Для проведения этого эксперимента понадобится крахмал и бальзам для волос. В емкости нужно смешать 3 столовых ложки крахмала и примерно 2 ложки бальзама для волос. Хорошо промять руками, пока масса не перестанет отлипать от рук. Получается мягкая и пластичная масса, которая принимает любую заданную ей форму. Эта масса гораздо пластичнее пластилина и приятна на ощупь. Если изначально добавить в бальзам для волос немного краски, то можно получить разные цвета массы для лепки, из которой очень приятно и увлекательно лепить разнообразные фигуры.

Эксперимент 5.Изготовление игрушки-антистресс.

Для изготовления игрушки-антистресс понадобится:  воздушный шарик (лучше без какой-либо картинки), крахмал, чайная ложка, воронка, перманентный несмываемый маркер, разные ленточки.

Всё предельно просто, и потому участвовать в изготовлении данной игрушки могут дети раннего возраста.

Нужно взять приготовленный воздушный шарик и вставить в него воронку. Через воронку нужно пропускать в шарик крахмал, помогая  себе в этом чайной ложечкой. Когда шарик будет заполнен крахмалом, зафиксировать его кончик (завязывать узелок, перевязывать ниткой).

Декорирование. Нарисовать маркером на шарике личико.И где узелок – там к нему привязывать ленточки или красивые шерстяные ниточки. У нашего человечка будет эффектная причёска.

Ну, и самое, конечно, приятное – начинаем играть! Волшебному человечку можно придавать разнообразную форму, а крахмал будет приятно хрустеть, словно снежок под сапогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Извержение вулкана»

Цель:  Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения;   Образовательная задача:Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе ву...

«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»

В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....

Конспект по исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

Цель: создать условия для открытия новых знаний в исследовательской деятельности. ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Звенящая вода».

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Звенящая вода»....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница-Вода»

Цель. Создание условий по формированию умений исследовательских действий окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста путем проведения опытов с водой....