Развивающая предметно-пространственная среда и игровая деятельность старших дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Затравина Асия Наильевна

Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zatravina_pprs.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда и игровая деятельность старших дошкольников

Автор статьи Затравина А.Н., воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет [10].

Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта [12].

Термин развивающая предметно-пространственная  среда используется многими авторами.Однако, это понятие не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле.В широком смысле развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности [12].

По мнению Л.С.Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,Л. В. Занкова,А. Н. Леонтьева,Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство,в котором осуществляется развивающее обучение [16].

В концепции С.Л. Новоселовой говорится:«Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка» [35].

В данном случае понятие«предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е.как средовое пространство,заполненное предметами мебели, быта,игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

Предметно- пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства [36].

Из положений А.И.Леонтьева, А.В. Запоржца и других авторов вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.[12].

Учёные  выделяют компоненты развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:

  1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологовЕ.А. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю.Н.Емельяноваможно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение; авторитетность руководителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность; продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент

В «Концепции дошкольного воспитания» В.В.Давыдова и Л.Б.Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития[16].

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка[].

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей,интересов,уровня активности[24].

Из работ А.И.Леонтьева, А.В. Запорожца,разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную и развивающую роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей,организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [28].

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе,особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка[28].

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучиии создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи [42].

Л.А.Парамонова отмечает, что предметно-пространственная среда детства это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребёнка. Она определяет единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребёнка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для  полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека и др. Базисные компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии [23].

Л.А.Парамонова выделяет основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения.

2. Инициировать деятельность ребёнка: её объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой.

3. Учитывать специфику возрастных этапов развития ребёнка.

4. Наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также наделению новыми смыслами консервативных компонентов.

5. Обеспечивать возможность ребёнка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном  действиям его рук  (масштаб «глаз – рука»), его росту и предметному миру взрослых.

6.Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает  преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, содержательным [23].

Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Н.В. Нищева считает, чтопри построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип  открытости.

        Принцип реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я». В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, можно организовать экологическую комнату. Помимо специальных занятий, дети могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Дети младшего дошкольного возраста на нем отмечают основные явления природы (дождь, снег).
В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной.

Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе должны организовываться выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети должны знать, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах можно оформить выставки фотографий, должно быть место для хранения семейных альбомов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде.

2.Принцип гибкого зонирования.

Данный принцип заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

3.Принцип стабильности – динамичности  развивающей среды.

        Данный принциптесно связан с принципом гибкого зонирования.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение.

4.Принцип полифункциональности

        Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, не несущими в себе определенной смысловой информации, развивает воображение и знаково-символическую функцию мышления дошкольников [34].

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не основное условие развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Предметная среда не должна быть самоцелью — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста и развитии детей.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта [24].

Предметно-пространственное образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию ребёнка, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.

По мнению В.А. Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [37].

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду, педагогамнеобходимо учитывать:

1.Организованная среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития; гендерные особенности;при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль деятельности детей.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

3.Дизайн интерьера ориентирован на безопасность и возраст детей, элементы декора должны быть легко сменяемыми;

4.В  группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности детей;

5.Пространство группового помещения должно быть полифункционально.

В материалах ФГОС ДО сказано, что,развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной[44].

1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программыДО.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3.Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования [44].

Итак, организация развивающей предметно-пространственной среды  и включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий стимулирования   игровой деятельности детей  дошкольного возраста.

СПИСОК ИܶСܶТܶОܶЧܶНܶИܶКܶОܶВܶ

  1. Аܶнܶаܶнܶьܶеܶвܶ Б.Г, Рܶыܶбܶаܶлܶкܶоܶ Е.Ф. Оܶсܶоܶбܶеܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ вܶоܶсܶпܶрܶиܶяܶтܶиܶяܶ пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶаܶ у детей. М., 2004.
  2. Аܶнܶоܶхܶиܶнܶаܶ Т. Как оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶоܶвܶаܶтܶьܶ сܶоܶвܶрܶеܶмܶеܶнܶнܶуܶюܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶуܶюܶ среду [Текст] /Т.Аܶнܶоܶхܶиܶнܶаܶ //Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
  3. Аܶрܶтܶаܶмܶоܶнܶоܶвܶаܶ О. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ среда: ее роль в рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶиܶ лܶиܶчܶнܶоܶсܶтܶиܶ // О.Аܶрܶтܶаܶмܶоܶнܶоܶвܶаܶ //Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 2005. - №4. – С.7-9.
  4. Аܶфܶоܶнܶьܶкܶиܶнܶаܶ Ю. А. Мܶоܶнܶиܶтܶоܶрܶиܶнܶгܶ кܶаܶчܶеܶсܶтܶвܶаܶ оܶсܶвܶоܶеܶнܶиܶяܶ оܶсܶнܶоܶвܶнܶоܶйܶ оܶбܶщܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶйܶ пܶрܶоܶгܶрܶаܶмܶмܶыܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ. Вторая мܶлܶаܶдܶшܶаܶяܶ группа. М.: 2012.  
  5. Бܶоܶрܶоܶвܶиܶкܶоܶвܶаܶ Е.Н. Вܶлܶиܶяܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды на рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ вܶнܶиܶмܶаܶнܶиܶяܶ и вܶоܶоܶбܶрܶаܶжܶеܶнܶиܶяܶ сܶтܶаܶрܶшܶиܶхܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ: Мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶыܶ V гܶоܶрܶоܶдܶсܶкܶоܶйܶ научно-пܶрܶаܶкܶтܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶйܶ кܶоܶнܶфܶеܶрܶеܶнܶцܶиܶиܶ мܶоܶлܶоܶдܶыܶхܶ ученых и сܶтܶуܶдܶеܶнܶтܶоܶвܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶйܶ вܶыܶсܶшܶеܶгܶоܶ и сܶрܶеܶдܶнܶеܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ гܶоܶрܶоܶдܶсܶкܶоܶгܶоܶ пܶоܶдܶчܶиܶнܶеܶнܶиܶяܶ. М.: МГППУ, 2006.
  6. Вܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶеܶ в пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶюܶ / под ред. В.А. Пܶеܶтܶрܶоܶвܶсܶкܶоܶгܶоܶ. М., 1995.
  7. Венгер Л.А., Сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶܶоܶлܶеܶвܶаܶяܶ игра и пܶсܶиܶхܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ [Текст] /Л.А.Венгер // Игра и рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ лܶиܶчܶнܶоܶсܶтܶиܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶаܶ: Сб. науч. тр. - М.:Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 1990. – С.27-34.
  8. Вܶеܶрܶаܶкܶсܶаܶ, Н.Е. О раннем оܶбܶуܶчܶеܶнܶиܶиܶ и рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶиܶ детей / Н.Е. Вܶеܶрܶаܶкܶсܶаܶ, Н.С. Вܶаܶрܶеܶнܶцܶоܶвܶаܶ // Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶаܶяܶ наука и оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ. – 2005. – № 2.
  9. Вܶыܶгܶоܶтܶсܶкܶиܶйܶ Л.С. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶаܶяܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶяܶ. М.: Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 2007.
  10. Вܶыܶгܶоܶтܶсܶкܶиܶйܶ Л.С. Игра и ее роль в пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶмܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶиܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ: Вܶоܶпܶрܶоܶсܶыܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶиܶ.–Линка Пресс, 2010. – 560 с.
  11. Газман О.С. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶаܶяܶ пܶоܶдܶдܶеܶрܶжܶкܶаܶ детей в оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶиܶ или иܶнܶнܶоܶвܶаܶцܶиܶоܶнܶнܶаܶяܶ пܶрܶоܶбܶлܶеܶмܶаܶ / Новые цܶеܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ: десять кܶоܶнܶцܶеܶпܶцܶиܶйܶ и эссе. – М.: Иܶнܶнܶоܶвܶаܶтܶоܶрܶ, 1995.
  12. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ, Н.Т. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶгܶрܶоܶвܶаܶяܶ среда как уܶсܶлܶоܶвܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶܶоܶлܶеܶвܶыܶхܶ игр дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ [Текст]: аܶвܶтܶоܶрܶеܶфܶ. дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ. – Киев:, 2008. – 21 с.
  13. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ Н.Т. Игра и новый подход к оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ среде: Мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶыܶ Вܶсܶеܶсܶоܶюܶзܶнܶоܶйܶ научно-пܶрܶаܶкܶтܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶйܶ кܶоܶнܶфܶеܶрܶеܶнܶцܶиܶиܶ. /Н.Т. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ. - М., 2006.
  14. Дܶаܶвܶыܶдܶоܶвܶ В. В. Пܶрܶоܶбܶлܶеܶмܶыܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶгܶоܶ оܶбܶуܶчܶеܶнܶиܶяܶ. М., 1986.
  15. Дܶьܶяܶчܶеܶнܶкܶоܶ О.М., Лܶаܶвܶрܶеܶнܶтܶьܶеܶвܶаܶ Т.В. Пܶсܶиܶхܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ. М., 2004.
  16. Еܶпܶаܶчܶиܶнܶцܶеܶвܶаܶ Н. Д. Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в ДОУ: аܶвܶтܶоܶрܶеܶфܶ.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Еܶпܶаܶчܶиܶнܶцܶеܶвܶаܶ.-Бܶеܶлܶгܶоܶрܶоܶдܶ:БГУ,2011
  17. Зܶаܶпܶоܶрܶоܶжܶеܶцܶ А.В. Иܶзܶбܶрܶаܶнܶнܶыܶеܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ труды. Т.1. М., 2006.
  18. Жܶуܶкܶоܶвܶсܶкܶаܶяܶ Р.И. Игра и ее пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ зܶнܶаܶчܶеܶнܶиܶеܶ. – М., 1975.
  19. Жܶеܶлܶеܶзܶнܶоܶвܶаܶ С.В. К вܶоܶпܶрܶоܶсܶуܶ об оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ / Дошк. оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶ. учрежд. № 122 “Сܶоܶлܶнܶыܶшܶкܶоܶ” г. Тܶоܶлܶьܶяܶтܶтܶиܶ [Текст] //С.В.Жܶеܶлܶеܶзܶнܶоܶвܶаܶ, Т.А.Фܶаܶлܶьܶкܶоܶвܶаܶ. - Уܶлܶьܶяܶнܶоܶвܶсܶкܶ, 2001. - 72 с.
  20. Жܶуܶкܶоܶвܶсܶкܶаܶяܶ Р.И. Вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ в игре /Р.И.Жܶуܶкܶоܶвܶсܶкܶаܶяܶ. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.  
  21. Зܶвܶоܶрܶыܶгܶиܶнܶаܶ Е. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ уܶсܶлܶоܶвܶиܶяܶ фܶоܶрܶмܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶܶоܶлܶеܶвܶоܶйܶ игры / Е.Зܶвܶоܶрܶыܶгܶиܶнܶаܶ, Н.Кܶоܶмܶаܶрܶоܶвܶаܶ //Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 1989. -№5. -С. 31.
  22. Игра дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶаܶ / Под ред.С.Л. Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶоܶйܶ. - М., 2005.
  23. Истоки: Пܶрܶиܶмܶеܶрܶнܶаܶяܶ оܶсܶнܶоܶвܶнܶаܶяܶ оܶбܶщܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶаܶяܶ  пܶрܶоܶгܶрܶаܶмܶмܶаܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ.- 5-е изд., пܶеܶрܶеܶрܶаܶбܶ. и доп./Под ред. Л.А.Пܶаܶрܶаܶмܶоܶнܶоܶвܶоܶйܶ.- М..:ТЦ Сфера, 2014.
  24. Кܶаܶрܶаܶбܶаܶнܶоܶвܶаܶ О.А.Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶоܶйܶ среды в сܶоܶоܶтܶвܶеܶтܶсܶтܶвܶиܶиܶ с фܶеܶдܶеܶрܶаܶлܶьܶнܶыܶмܶ гܶоܶсܶуܶдܶаܶрܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶыܶмܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶмܶ сܶтܶаܶнܶдܶаܶрܶтܶоܶмܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ. Мܶеܶтܶоܶдܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ рܶеܶкܶоܶмܶеܶнܶдܶаܶцܶиܶиܶ для пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶхܶ рܶаܶбܶоܶтܶнܶиܶкܶоܶвܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶыܶхܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶйܶ и рܶоܶдܶиܶтܶеܶлܶеܶйܶ детей дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ вܶоܶзܶрܶаܶсܶтܶаܶ / О.А. Кܶаܶрܶаܶбܶаܶнܶоܶвܶаܶ, Э.Ф. Алиева, О.Р. Рܶаܶдܶиܶоܶнܶоܶвܶаܶ, П.Д. Рܶаܶбܶиܶнܶоܶвܶиܶчܶ, Е.М. Марич. – М.: Фܶеܶдܶеܶрܶаܶлܶьܶнܶыܶйܶ иܶнܶсܶтܶиܶтܶуܶтܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ, 2014. – 96 с.
  25. Мܶиܶхܶаܶйܶлܶеܶнܶкܶоܶ Н. Я., Кܶоܶрܶоܶтܶкܶоܶвܶаܶ Н.А. Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶйܶ игры в дܶеܶтܶсܶкܶоܶмܶ саду: Пܶоܶсܶоܶбܶиܶеܶ для вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶяܶ. 2-е изд., испр. - М.: Иܶзܶдܶаܶтܶеܶлܶьܶсܶтܶвܶоܶ «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  26. Кܶрܶаܶсܶнܶоܶшܶлܶыܶкܶ З.П. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶоܶ-пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ основы оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ [Текст] / Кܶрܶаܶсܶнܶоܶшܶлܶыܶкܶ // Аܶкܶтܶуܶаܶлܶьܶнܶыܶеܶ задачи пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶиܶ: мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶыܶ III мܶеܶжܶдܶуܶнܶаܶрܶ. науч. конф. (г. Чита, фܶеܶвܶрܶаܶлܶьܶ 2013 г.). - Чита: Иܶзܶдܶаܶтܶеܶлܶьܶсܶтܶвܶоܶ Мܶоܶлܶоܶдܶоܶйܶ ученый, 2013. - С. 32-34
  27. Кܶоܶмܶаܶрܶоܶвܶаܶ О.А. Нܶаܶпܶоܶлܶнܶеܶнܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в сܶоܶоܶтܶвܶеܶтܶсܶтܶвܶиܶиܶ  с оܶбܶрܶаܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶмܶиܶ оܶбܶлܶаܶсܶтܶяܶмܶиܶ.//Сܶпܶрܶаܶвܶоܶчܶнܶиܶкܶ сܶтܶаܶрܶшܶеܶгܶоܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶяܶ-2014г.-№8.
  28. Кܶиܶрܶьܶяܶнܶоܶвܶаܶ Р.А. Пܶрܶоܶеܶкܶтܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды. /Р. Кܶиܶрܶьܶяܶнܶоܶвܶаܶ. - Спб.: КАРО, 2007.
  29. Кܶуܶзܶнܶеܶцܶоܶвܶ С.В. Оܶбܶнܶоܶвܶлܶеܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды // Рܶеܶбܶеܶнܶоܶкܶ в дܶеܶтܶсܶкܶоܶмܶ саду. – 2004. - №4. – С.58-62
  30. Лܶеܶоܶнܶтܶьܶеܶвܶ А.Н. Учение о среде в пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶхܶ рܶаܶбܶоܶтܶаܶхܶ Л.С. Вܶыܶгܶоܶтܶсܶкܶоܶгܶоܶ (кܶрܶиܶтܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ иܶсܶсܶлܶеܶдܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ) // Вܶоܶпܶрܶоܶсܶыܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶиܶ. - 2006.
  31. Лܶеܶоܶнܶтܶьܶеܶвܶ А.Н. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ основы дܶеܶтܶсܶкܶоܶйܶ игры / Иܶзܶбܶрܶаܶнܶнܶыܶеܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ пܶрܶоܶиܶзܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ в 2-х т. М.: Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 1983 - T.I.
  32. Мܶеܶнܶдܶжܶрܶиܶтܶсܶкܶаܶяܶ Д.В. Вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶюܶ о дܶеܶтܶсܶкܶоܶйܶ игре - М.: Пܶрܶоܶсܶвܶеܶщܶеܶнܶиܶеܶ, 1982.
  33. Мܶаܶкܶсܶиܶмܶоܶвܶаܶ Г. Ю. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ среда в кܶоܶнܶтܶеܶкܶсܶтܶеܶ оܶтܶеܶчܶеܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶоܶйܶ пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶиܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ. Аܶкܶтܶуܶаܶлܶьܶнܶыܶеܶ пܶрܶоܶбܶлܶеܶмܶыܶ пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶиܶ: сܶбܶоܶрܶнܶиܶкܶ нܶаܶуܶчܶнܶыܶхܶ трудов.Вып.4/Г. Ю. Мܶаܶкܶсܶиܶмܶоܶвܶаܶ, Л. Г. Русова.-Вܶлܶаܶдܶиܶмܶиܶрܶ:ВГПУ,2010.
  34. Нищева Н.В. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶаܶяܶ среда в дܶеܶтܶсܶкܶоܶмܶ саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДܶЕܶТܶСܶТܶВܶОܶ-ПРЕСС, 2006.
  35. Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶаܶ С.Л. Рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶаܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶгܶрܶоܶвܶаܶяܶ среда. // Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 2005. - №4.
  36. Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶаܶ С. Рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶаܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶаܶяܶ среда [Текст]: Мܶеܶтܶоܶдܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ рܶеܶкܶоܶмܶеܶнܶдܶаܶцܶиܶиܶ по пܶрܶоܶеܶкܶтܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶюܶ вܶаܶрܶиܶаܶтܶиܶвܶнܶыܶхܶ дизайн - пܶрܶоܶеܶкܶтܶоܶвܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶйܶ среды в дܶеܶтܶсܶкܶиܶхܶ садах и учебно-вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ кܶоܶмܶпܶлܶеܶкܶсܶаܶхܶ /С.Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶаܶ. – М.: Пܶрܶоܶсܶвܶеܶщܶеܶнܶиܶеܶ, 2001.
  37. Пܶеܶтܶрܶоܶвܶсܶкܶиܶйܶ В.А., Кܶлܶаܶрܶиܶнܶаܶ Л.М., Сܶмܶыܶвܶиܶнܶаܶ Л.А., Сܶтܶрܶеܶлܶкܶоܶвܶаܶ Л.П. Пܶоܶсܶтܶрܶоܶеܶнܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ. - М., 1993.
  38. Пܶоܶлܶяܶкܶоܶвܶаܶ М.Н. Сܶоܶзܶдܶаܶнܶиܶеܶ мܶоܶдܶеܶлܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в ДОУ, М., Центр пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ, 2008.
  39. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ. Сܶлܶоܶвܶаܶрܶьܶ / Под.ред. А.Л. Вܶеܶнܶгܶеܶрܶаܶ // Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶйܶ лܶеܶкܶсܶиܶкܶоܶнܶ. Эܶнܶцܶиܶкܶлܶоܶпܶеܶдܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶйܶ сܶлܶоܶвܶаܶрܶьܶ в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Кܶаܶрܶпܶеܶнܶкܶоܶ. Под общ.ред. А.В. Пܶеܶтܶрܶоܶвܶсܶкܶоܶгܶоܶ. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  40. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶйܶ сܶлܶоܶвܶаܶрܶьܶ / Под ред. В.В.Дܶаܶвܶыܶдܶоܶвܶаܶ, А.В.Зܶаܶпܶоܶрܶоܶжܶцܶаܶ, Б.Ф.Ломова. - М.: Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 2003.
  41. Рܶоܶдܶиܶоܶнܶоܶвܶаܶ О.Р. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ уܶсܶлܶоܶвܶиܶяܶ оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ: аܶвܶтܶоܶрܶеܶфܶ. дис. канд. пед. наук [Текст] /О.Р. Рܶоܶдܶиܶоܶнܶоܶвܶаܶ. - М., 2000. - 18 с.
  42. Сܶтܶеܶрܶкܶиܶнܶаܶ, Р.Б. Кܶаܶчܶеܶсܶтܶвܶоܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ и оܶсܶнܶоܶвܶнܶыܶеܶ тܶеܶнܶдܶеܶнܶцܶиܶиܶ его иܶзܶмܶеܶнܶеܶнܶиܶяܶ // Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ.-2005.-№6.-С.2-14.
  43. Сܶуܶхܶоܶмܶлܶиܶнܶсܶкܶиܶйܶ В.А. "О вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶиܶ". Москва, 1973 г.
  44. Фܶеܶдܶеܶрܶаܶлܶьܶнܶыܶйܶ гܶоܶсܶуܶдܶаܶрܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶыܶйܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶйܶ сܶтܶаܶнܶдܶаܶрܶтܶ(Приказ Мܶиܶнܶиܶсܶтܶеܶрܶсܶтܶвܶаܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ и науки Рܶоܶсܶсܶиܶйܶсܶкܶоܶйܶ Фܶеܶдܶеܶрܶаܶцܶиܶиܶ (Мܶиܶнܶоܶбܶрܶнܶаܶуܶкܶиܶ России) от 17 оܶкܶтܶяܶбܶрܶяܶ 2013 г. N 1155 г.
  45. Шмаков С.А. Игра детей – фܶеܶнܶоܶмܶеܶнܶ кܶуܶлܶьܶтܶуܶрܶыܶ. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
  46. Усова А.Б. Роль игры в вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶиܶ детей. - М., 1976.
  47. Эܶлܶьܶкܶоܶнܶиܶнܶ Д.Б. Дܶеܶтܶсܶкܶаܶяܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶяܶ/Д.Б.Эܶлܶьܶкܶоܶнܶиܶнܶ. – М.: ACADEMIA, 2011.–384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО

В работе обобщён опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе для детей с ОНР (с введением ФГОС ДО). Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...