Технология "Слушание музыки с использованием ИКТ"
методическая разработка

Лифанчикова Ирина Владимировна

На своих занятиях я огромное внимание уделяю слушанию классической музыки, это залог воспитания личности ребенка! В век современных технологий слушание музыки стало возможным обогатить визуальными эффектами, что я активно и плодотворно использую. Музыка и живопись всегда дополняли друг друга, а теперь нам доступно в мультимедийном формате любое из мировых произведений художественного искусства!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_slushanie_muzyki.doc95.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №38"Малыш"комбинированного вида" Богородский г.о. пос. им. Воровского

Технология  

« Слушание музыки с использованием ИКТ»

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

И.Исакова

 Музыкальный руководитель:

Лифанчикова И.В.

   Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).                Педагогическая технология организации слушания (восприятия) музыки детьми, направлена  на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.

Пояснительная записка.

Актуальность:

    Слушание музыки – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

 «Восприятие музыки» раздел сложный, но очень важный для музыкального развития детей, так как он лежит в основе всех других видов музыкальной деятельности.  Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. 
       
 За основу технологии  я взяла программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Автором впервые  создана  научно  обоснованная   и  методически  выстроенная  система   формирования  основ    музыкальной  культуры  детей   дошкольного  возраста,  включающая  принципы, содержание,  методы  и формы  работы, учитывающая    индивидуальные  и психофизиологические   особенности  детей  и   в  интеграции  со  всеми  образовательными  областями  в  детском  саду.

       На своих занятиях я огромное внимание уделяю слушанию классической музыки, это залог воспитания здоровой личности ребенка. В наш век современных технологий слушание музыки стало возможным обогатить визуальными эффектами, что я активно и плодотворно использую. Музыка и живопись всегда дополняли друг друга, а теперь нам доступно в мультимедийном формате любое из мировых произведений художественного искусства!

      Процесс музыкального воспитания имеет ключевое значение в становлении полноценной всесторонне развитой личности ребенка. В процессе восприятия музыки формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей, понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции, что оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности.

         Проработав 6 лет в детском саду, я заметила, насколько эффективнее происходит восприятие музыкальных произведений при использовании ИКТ( Информационно-коммуникативных технологий) . В условиях столь скорого технического прогресса, и ускоренного развития детей, использование ИКТ является необходимым.

       В своей работе я широко использую видеоряды, презентации, составленные собственнолично, либо заимствованные у коллег. Это обогащает и украшает  не только занятия, но и праздничные мероприятия.

Цель: 

Основная цель технологии -   развитие   творческого восприятия музыки  детьми,  которое  предполагает  побуждение  детей   к  проявлениям  различных  форм  творческой  активности -  музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Задачи:

-Накапливать опыт  восприятия  произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыки.

-Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра)

-Воспитывать  эстетические  чувства.

-Побуждать  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках).

-Расширять  знания  о  музыке.

-Вызывать  и  поддерживать  интерес  к  музыке.

-Развивать  музыкально –эстетические  потребности, признание  ценности  музыки, начало  вкуса, представления  о  красоте.

-Побуждать  к оценке  музыки (эмоциональной  и словесной), оценочное  отношение.

 Основные принципы технологии:

Цикличность (повторение тем во всех возрастных групп)  позволяет  легко  вернуться  в  следующем году  к  первой  теме.  Дети  применяют  усвоенное  и  познают  новое  на  следующем  этапе  музыкального  и общего  развития.

Контрастное  сопоставление  репертуара (пьесы  с одинаковыми или  близкими  названиями). Такие  сопоставления  рождают  проблемную  познавательно – оценочную  ситуацию, заинтересовывают  детей, позволяют  лучше  осознать  услышанное.

Адаптивность    предполагает  гибкое  применение   содержания  и методов  музыкального  развития  детей  в зависимости  от  индивидуальных  и психофизиологических   особенностей  каждого  ребёнка. Допускает вариативное  применение  репертуара  внутри  каждой  темы.

Синкретизм  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической  деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слышания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально –ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр –драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты  литературных  произведений (c  ведущей  ролью  музыки),кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.

Требования к репертуару по слушанию музыки.

При составлении технологии большое значение я уделяю выбору музыкальных произведений, которые должны отвечать следующим требованиям:

  1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию.
  2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу).
  3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки (около 2-ух минут непрерывного звучания);

Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения, получающие все более широкое использование в практике работы д/у. Например, классическая музыка: фортепианные пьесы из альбомов П.И. Чайковского (Детский альбом), А.Т.Гречанинова (Детский альбом), Р.Шумана (Альбом для юношества), С.С.Майкапара (Бирюльки), Г.В.Свиридова (Альбом пьес для детей), Д.Д.Шостаковича (Танцы кукол), белорусского композитора Г.Вагнера («Детский альбом», «В мире сказок») и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И.Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др.

Этапы реализации технологии.

  1. Организационно-аналитический(август-сентябрь 2017г.)

    На данном этапе происходило:

- изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по слушанию через разные аспекты работы.

-изучение специфических особенностей восприятия детей разных возрастов.

- разработки разделов для выявления содержания работы по слушанию на музыкальных занятиях.

-разработка перспективно - календарный план по восприятию, как эстетического качества личности у дошкольников.

 В результате была создана фонотека  специального репертуара по слушанию музыкальных произведений. Описаны особенности восприятия детей разных возрастов. Подготовлен демонстрационный материал  в виде презентаций,  иллюстраций по темам.

 Ожидаемые результаты:

-умение внимательно , вдумчиво слушать произведение от начала до его конца;

-умение определять характер произведения;

-различать динамические оттенки(пиано, форте)

-различать характер звуковедения( стаккато, легато)

-накопить слушательский «багаж»;

-вызвать эмоциональную отзывчивость у детей;

-развитие художественного вкуса.

2 этап: содержательно-практический (2017-2018г.)

    На данном этапе  проводились непосредственно занятия, мероприятия, досуги с использованием методов и приемов технологии.

          Слушание музыки делится на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки: 
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; 
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; 
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; 
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке.

Метод  контрастных    сопоставлений   произведений  позволяет  заинтересовать  детей, активизирует  проявление  эмоциональной  отзывчивости, художественно-образного  мышления, воображения. Этот  метод  применяется  с  учётом  возрастных особенностей.

В  младшем  возрасте контрастные  сопоставления  наиболее отчётливы, в  более старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов. Что особенно наглядно при использовании ИКТ.

Метод  уподобления  характеру  звучания   музыки  предполагает  активизацию  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа.

Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально –образному  содержанию  музыки   (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения) побуждают  детей  к  «экспериментированию». Различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения.

Тактильное  уподобление  характеру  звучания  музыки   -  прикосновение  руки  педагога  к  руке  ребёнка  с  одновременным  пояснением настроения  музыки (используется  в  младшем  возрасте).

Словесное  уподобление характеру  звучания  музыки   -  эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий. Применяется  в каждой  возрастной  группе  по-  разному.

Вокальное  уподобление   характеру  звучания  музыки   в  виде  тихого  выразительного  напевания  педагогом  мелодии  во  время  звучания  произведения  и подпевания  отдельных  интонаций  детьми  применяется  в  младшем  возрасте . Этот  метод  способствует  различению  на  слух  конкретной  мелодии, выделению  в ней  наиболее  ярких  средств.  В средней  и  старшей  группе  дети  уже  сами  напевают  полюбившиеся   мелодии, что  свидетельствует  о  проявлении  интереса  к музыке, накопления  опыта  её  восприятия.

Мимическое  уподобление    характеру  звучания  музыки – сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение  глаз, улыбка  или  серьёзность   крайне  важно  для  ребёнка  и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

Темброво-инструментальное    уподобление  характеру  звучания  музыки  применяется  в  виде  оркестровки, выбора  выразительного  тембра  инструмента, соответствующего  эмоциональному содержанию  музыкального  образа. В  младшей  группе  выполняются  простейшие  действия  с музыкальными  инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

Интонационное  уподобление  характеру  звучания  музыки    крайне  важно  в деятельности  с  детьми  младшего  возраста. Дети ориентируются  на  интонационную  выразительность  речи  педагога, несущую  определённый  смысл.

Цветовое     уподобление  характеру  звучания  музыки    применяется  для  закрепления  представлений о  характере  музыки, выявление  реакций  на  изменение  настроений. Используя фоны (ИКТ)с различными оттенками, дети отличают динамические оттенки, настроение.

Полихудожественное   уподобление  характеру  звучания  музыки    -выразительная  роль  средств    языка  разных  искусств:  живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения  с картиной  в  плане  общности  или  различия  выраженных  в них  настроений, музыкального  произведения  со  стихотворениями  по  эмоциональным  признакам, использование  инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся  классической  музыкой, ритмопластические  импровизации  формируют  у детей  представления  о  выразительных  возможностях  искусств.

  Структура занятий:

1. Прослушивание детьми музыкальных произведений;

2. Беседы с детьми, направленные на анализ музыкальных произведений (эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков);

3. Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой художественной исполнительской деятельности (пластика, рисунок, оркестровка и т.д.). Например, «Нарисуй музыку», «Сочини музыкальную сказку», «Я танцую музыку», «Ожившие картинки», «Оркестр» и др.

  Заключительный, третий, этап работы предполагает создание условий для самостоятельного отражения результатов восприятия музыки в различных видах художественной деятельности.

     Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников.

 3 этап .Проведенные мероприятия в результате реализации технологии :

-Театральные постановки;

-праздничные утренники;

-тематические музыкальные вечера;

-досуги («Знакомство с творчеством композитора Петра Ильича Чайковского»)

4 этап. Контрольно-оценочный (май - август 2018г.)

На данном этапе мною обобщен  опыт работы.

- Определены перспективы дальнейшей работы по слушанию музыкальных произведений с использованием ИКТ детьми дошкольного возраста.

- проведение итоговых интегрированных занятий( По слушанию «Детскиго Альбома» и «Времена года» П.И. Чайковского, « Времена года» А. Вивальди, и т.д.)

- опрос родителей с целью выяснения мнения родителей о результатах работы по данному направлению

- размещение опыта работы в интернетресурсах.

  Результаты использования технологии:

      В результате систематической работы по данной технологии у воспитанников наблюдалось осознанное восприятие форм , характера  музыкальных  произведений . Дети с большим интересом и вниманием отмечали развитие в музыке, отличали  части. Могли свободно охарактеризовать звукоизвлечение, динамические оттенки.

      Я считаю важным то, что бы  музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

-слушание знакомых  музыкальных  произведений

-музыкальные  игры –путешествия в  прошлое  и настоящее

-игры –сказки

-звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования

-тематические  музыкальные вечера

-беседы –концерты

-театральные  постановки

-праздничные  утренники

- а так же на прогулках.

   Необходимо, что бы классическая музыка  звучала  и в  семье. Для этой цели, мною часто проводилась просветительскую деятельность с семьями на родительских собраниях, перед началом праздников.  Важно в раннем возрасте заложить предпосылки для формирования творческой интеллектуальной личности.     Использование современных образовательных технологий оказали  существенную помощь в решении этой задачи.

Для диагностики творческого воображения использовался  метод наблюдения:

-интерес к слушанию

-готовность рассказать о музыке

-стремление передать характер в движениях

-самостоятельность детей в процессе слушания, организация слушания по их собственной инициативе.

Заключение.

     Работа по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения является основой формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка. Постепенно у малышей накапливался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения. Музыкальное восприятие особенно проявилось в активной самостоятельной деятельности.        Таким образом, постепенно у детей  накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.

    Использование составленных комплексов занятий, позволило добиться положительных результатов в развитии музыкального восприятия детей  дошкольного возраста,

Список литературы.

  1. Басов М. Я. Восприятие // Избр. психол. произв. — М., 1975. — С. 352—376.
  2. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. — С. 229— 244.
  3. Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1976.
  4. Готсдинер А. Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. — М., 1993. — С. 84—103.
  5. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1 — С. 91—99.
  6. Ендовицкая Т. В., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. — С. 13—71.
  7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
  8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. — М., 1994. — Кн. 1. — С. 154—168.
  9. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986. — С. 266—276.
  10. Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. — М., 1997.— С. 175—182.
  11. Радынова О. П. « Музыкальные шедевры»— М., 1998. — С. 79—91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в ОО «Музыка» с использованием ИКТ в подготовительной группе «Танцевальное путешествие»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 Наро-Фоминского муниципального района Московской области.КОНСПЕКТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству и музыке с использованием ИКТ с детьми средней группы компенсирующей направленности (с ЗПР) Тема: «Солнышко»

Цель: доставить детям радость, создать «солнечное» настроение.Задачи:Закреплять  вокально – певческие навыки.Развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость.Развивать творческие способ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 - 6 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием технологии «Подвижные игры» Тема: «Новогодний утренник"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей старшей группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием современной образовательной...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 - 7 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием социоигровых технологий Тема: «Международный женский день – 8 марта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием социоигровых техн...