Развитие фонетической стороны речи ребенка
статья

Градобоева Полина Николаевна

Статья на тему "Развитие фонетической стороны речи ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонетической стороны речи ребенка

Подготовила : учитель-логопед Градобоева П.Н.

В период формирования речи ребенка её фонетическая сторона страдает недостатками. Обычно дети  произносят неточно согласные звуки, заменяют на более лёгкие в произношении или смягчают. Чаще всего дети шипящие заменяют свистящими звуками(например: ящик-ясик).

До 3х лет обычно  звуки Л и Р дети заменяют более легкими по произношению (например: рука-лука,юка). Часто дети свистящие и шипящие звуки  заменяют губно-зубными или язычно-зубными, а йотированные – смягченным Л.

При формировании речи по возрастной норме такое произношение не постоянно, может возникнуть в сложных словах. Ребенок не улавливает фонематический окрас звука и заменяет на звук, который ему легче произнести.

Такое неточное произношение у детей младшего возраста нормальное явление , так как его артикуляционный аппарат еще недостаточно развит и подвижен, чтобы понимать как правильно произносить те или иные звуки. К пяти годам произношение ребенка должно стать нормальным.

Если у ребенка были замечены некоторые отклонения от нормы в формировании речи ,то это можно рассматривать как затянувшееся физиологическое косноязычие. Поэтому очень важно следить за речью ребенка в период от трех лет до пяти.

Со стороны лиц, окружающих ребенка должен быть контроль над своей речью, недопустимо подражания неправильному произношению ребенка.

Помимо физиологического косноязычия также наблюдаются более грубые нарушения в произношении, такие как:  

- заменяет звонкие согласные глухими согласными

-заменяет звуки [т] и [д] звуками [к] и [г]

-искажает произношение свистящих и шипящих звуков

- не выговаривает звуки [к] и [г]

-искаженное произношение звука р (такие как: кучерское, одноударное, двугубное , заменяет на звуки л,у,у)

Если у ребенка были замечены те или иные дефекты речи, то необходимо немедленно оказывать помощь. Нередко косноязычие у детей раннего возраста обусловлено неправильным строением периферического речевого аппарата: челюстей, зубов, нёба, расщелины губы, дефекты языка, снижение слуха ребенка. Для исправления таких патологий необходима консультация у специалистов  (врачи-стоматологи).

Чаще всего стойкое косноязычие – это функциональное речевое нарушение при наличии здорового речевого аппарата.

Основную причину функционального косноязычия определить не всегда возможно. Оно может возникнуть в результате подражания неправильному произношению окружающих, либо упущением родителей ребенка ( во время не заметили дефекты ребенка).

Очень важно во время своевременно начать работу по коррекции косноязычия, чтобы  в дальнейшем у ребенка не возникли проблемы в письменной речи.

Для коррекции косноязычия проводятся занятия  с учителем-логопедом, на которых особое внимание уделяется речевой гимнастики. В свою очередь педагоги-дошкольники включают в  занятия по развитию речи элементы логопедических упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Развитие фонетической стороны речи у дошкольников с ОНР при дизартрии.

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расст...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи "Логопедический урок-сказка "Путешествие Ёжика." "

Предоставленный материал может служить основой для проведения открытого занятия в группах для детей с ОНР. Занятие в виде сказки повышает эффективность усвоения материала, и конечно интересно и родите...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В. Коновален...

Развитие фонетической стороны речи у дошкольников

Для того, чтобы выявить те или иные отклонения в развитии речи у детей, необходимо рассмотреть процесс развития речи у ребёнка в норме....

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...