Самообразование
материал

Мамедова Олеся Николаевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_-_2018.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам мнемотаблиц.

МБДОУ « Детский сад № 40»

Воспитатель Мамедова Олеся Николаевна.

г.Ачинск- 2018г.

Актуальность:

Развитие связной речи- одно из главнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, что не обходимо для формирования личностных качеств и полноценного обучения ребёнка в школе. Наиболее простая форма для воспитания ребёнка при формировании умений связно, последовательно излагать свои мысли- рассказы о событиях из окружающей жизни. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо не только содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение выделение наиболее важных ключевых слов). Одним из  действенных средств развития связной речи является обучение детей пересказу по мнемотаблице, Мнемотаблица- это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом. Суть метода в том, что:

       - Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.

       - При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.

       - Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

       - Достаточно ребёнку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

        У ребятишек 5– 6 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Кроха не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

       - в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;

       - количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;

     - здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

      Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я считаю, что именно, через такие приёмы необходимо развивать речь детей.

       В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

      - ухудшение состояния здоровья детей;

      - существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

      - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

      Язык-«важнейшее средство человеческого общения». И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста». Глубоко понимая важность и актуальность темы, развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте, я поставила перед собой следующую цель:
       Цель: Создать условия для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с детьми и взрослыми.

       Задачи: 

    - формировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

    - развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

     - речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

    - воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

      Для повышения личной компетентности в этом вопросе я поступила в КГПУ им.В. П. Астафьева на специально (дефектологическое) образования профиль «Логопедия»

Этапы работы:

  • Провожу НОД, открытые занятия по развитию связной речи для коллег ДОУ и родителей.
  • Гимнастику для мимических мышц лица.
  • Создаю проблемные ситуации по сравнению описательных рассказов.
  • Продолжаем разучивать стихотворения, песни, скороговорки.
  • Разработала и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в старшей группе. Изготовила наглядно-демонстрационный и методический материал: иллюстрации, мнемотаблицы по темам запланированных занятий.

           Прежде чем приступить к теме я подобрала и изучила нужную литературу.

  1. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Г.А. Тумакова.
  2. Омельченко Л. В. «Познавательно-речевое развитие дошкольников в использование мнемотехники»
  3. « Логопедические занятия в детском саду» Т.Ю. Бардышев.
  4. « Умные слова» Е. Синицын.
  5. Сохина Ф.А «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
  6. Полянская Т.Б «Использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  7. http://rearchildren.ru/igri/mnemotablicy-dlya-doshkolnikov/

        Предварительная работа с детьми:

       -  наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы); раздаточный материал;

      -обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром; выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. Стихотворения.

       Для реализации своих задач подобрала и подготовила материал который помогает мне в работе, использую; мнемотаблицы на разную тематику, где дети при помощи таблице описывали сначала предмет, потом загадки, стихи и постепенно перешли на рассказы и сказки. В течении года познакомилась с новыми методами и возможностями для развития связной речи у дошкольников, через предметные издания и интернет. Размещала свои работы на сайтах. Посещала открытые занятия коллег.

       С детьми провожу комплексы упражнений по артикуляционные гимнастики. Различные игры по развитию связной речи:

«Тренируем память»

       Цель:

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок возвращая мяч, называет другое- с противоположным значением. Педагог: горячий, дети : холодный.Хороший- плохой, умный- глупый, весёлый- грустный, острый -тупой.

                                                           « Разложи по полочкам»

        Цель: ориентировка в пространстве.

       Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи и вилки- на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

       Начинала с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя за-дачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами состав-ляли рассказ-описание.

      Обучение состоит из нескольких этапов:

     - сначала рассматривали и подробно обсуждали каждую картинку.Затем задавала детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и дру-гих характеристиках.

     - «Рекомендовала» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.

     - предлагала составить фразы к каждому мнемоквадрату.

     - объединяем их в рассказ, произносим его вслух.

        Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес.

        Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие. Занятия по развитию речи дают положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по мнемотаблице. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.

         Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и детей время). В этом могут помочь:

        - совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;

        - регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;

        - большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);

       - карточки Домана;

       - методические рекомендации по развитию связной речи;

Были проведены консультации на тему; « Какие книги читать детям» « Раз0витие связной речи детей в семье»

Итог:

       Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого я сначала задавала вопросы и учила отвечать на них, позднее просила рассказывать самостоятельно. В этом случае я вела рассказ вслед за ребёнком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

       Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

       Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес.

       Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие

       Результат проделанной работы:

- пополнила РППС в направлении ОО «Речевое развитие»

-дети активно учувствуют в беседе

- усовершенствовали речь.

- продолжаю учить детей описательному рассказу по мнемотаблице.

- учить составлять рассказы по картинке.

- дети овладели навыками в пересказе.