Самообразование
материал

Мамедова Олеся Николаевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_-_2018.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам мнемотаблиц.

МБДОУ « Детский сад № 40»

Воспитатель Мамедова Олеся Николаевна.

г.Ачинск- 2018г.

Актуальность:

Развитие связной речи- одно из главнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, что не обходимо для формирования личностных качеств и полноценного обучения ребёнка в школе. Наиболее простая форма для воспитания ребёнка при формировании умений связно, последовательно излагать свои мысли- рассказы о событиях из окружающей жизни. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо не только содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение выделение наиболее важных ключевых слов). Одним из  действенных средств развития связной речи является обучение детей пересказу по мнемотаблице, Мнемотаблица- это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом. Суть метода в том, что:

       - Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.

       - При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.

       - Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

       - Достаточно ребёнку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

        У ребятишек 5– 6 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Кроха не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

       - в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;

       - количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;

     - здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

      Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я считаю, что именно, через такие приёмы необходимо развивать речь детей.

       В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

      - ухудшение состояния здоровья детей;

      - существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

      - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

      Язык-«важнейшее средство человеческого общения». И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста». Глубоко понимая важность и актуальность темы, развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте, я поставила перед собой следующую цель:
       Цель: Создать условия для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с детьми и взрослыми.

       Задачи: 

    - формировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

    - развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

     - речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

    - воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

      Для повышения личной компетентности в этом вопросе я поступила в КГПУ им.В. П. Астафьева на специально (дефектологическое) образования профиль «Логопедия»

Этапы работы:

  • Провожу НОД, открытые занятия по развитию связной речи для коллег ДОУ и родителей.
  • Гимнастику для мимических мышц лица.
  • Создаю проблемные ситуации по сравнению описательных рассказов.
  • Продолжаем разучивать стихотворения, песни, скороговорки.
  • Разработала и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в старшей группе. Изготовила наглядно-демонстрационный и методический материал: иллюстрации, мнемотаблицы по темам запланированных занятий.

           Прежде чем приступить к теме я подобрала и изучила нужную литературу.

  1. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Г.А. Тумакова.
  2. Омельченко Л. В. «Познавательно-речевое развитие дошкольников в использование мнемотехники»
  3. « Логопедические занятия в детском саду» Т.Ю. Бардышев.
  4. « Умные слова» Е. Синицын.
  5. Сохина Ф.А «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
  6. Полянская Т.Б «Использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  7. http://rearchildren.ru/igri/mnemotablicy-dlya-doshkolnikov/

        Предварительная работа с детьми:

       -  наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы); раздаточный материал;

      -обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром; выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. Стихотворения.

       Для реализации своих задач подобрала и подготовила материал который помогает мне в работе, использую; мнемотаблицы на разную тематику, где дети при помощи таблице описывали сначала предмет, потом загадки, стихи и постепенно перешли на рассказы и сказки. В течении года познакомилась с новыми методами и возможностями для развития связной речи у дошкольников, через предметные издания и интернет. Размещала свои работы на сайтах. Посещала открытые занятия коллег.

       С детьми провожу комплексы упражнений по артикуляционные гимнастики. Различные игры по развитию связной речи:

«Тренируем память»

       Цель:

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок возвращая мяч, называет другое- с противоположным значением. Педагог: горячий, дети : холодный.Хороший- плохой, умный- глупый, весёлый- грустный, острый -тупой.

                                                           « Разложи по полочкам»

        Цель: ориентировка в пространстве.

       Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи и вилки- на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

       Начинала с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя за-дачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами состав-ляли рассказ-описание.

      Обучение состоит из нескольких этапов:

     - сначала рассматривали и подробно обсуждали каждую картинку.Затем задавала детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и дру-гих характеристиках.

     - «Рекомендовала» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.

     - предлагала составить фразы к каждому мнемоквадрату.

     - объединяем их в рассказ, произносим его вслух.

        Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес.

        Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие. Занятия по развитию речи дают положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по мнемотаблице. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.

         Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и детей время). В этом могут помочь:

        - совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;

        - регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;

        - большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);

       - карточки Домана;

       - методические рекомендации по развитию связной речи;

Были проведены консультации на тему; « Какие книги читать детям» « Раз0витие связной речи детей в семье»

Итог:

       Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого я сначала задавала вопросы и учила отвечать на них, позднее просила рассказывать самостоятельно. В этом случае я вела рассказ вслед за ребёнком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

       Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

       Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес.

       Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие

       Результат проделанной работы:

- пополнила РППС в направлении ОО «Речевое развитие»

-дети активно учувствуют в беседе

- усовершенствовали речь.

- продолжаю учить детей описательному рассказу по мнемотаблице.

- учить составлять рассказы по картинке.

- дети овладели навыками в пересказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...