Технология "Семейный театр"
статья (средняя группа)

Игонина Анастасия Александровна

Технология "Семейный театр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игонина Анастасия Александровна

Воспитатель МБДОУ д/с № 24

Тема: Развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей средствами технологии «Семейный театр»

1.Проблема, на решение которой направлена образовательная практика                               

     В современном дошкольном образовании приоритетным направлением становится поддержка и развитие детской игры. Научные и практические исследования доказывают, что игра представляет собой не просто ведущую, но и развивающую деятельность для дошкольника, вне которой у ребенка не сформируются важнейшие новообразования, без которых невозможен переход на следующий возрастной этап развития.

     Наблюдая за свободной игрой детей средней группы (4-5 лет), мною были выделены существенные проблемы в ведущей в данном возрасте образной и формирующейся сюжетно – ролевой игре:

 -  детские образы однотипные, взятые из современных компьютерных игр и сериальных зарубежных мультфильмов (человек - паук, робот, фея-Винкс);

 - сюжеты детских игр отличаются однообразием, типичным набором простых действий или фраз (дерусь, летаю, бегаю);

 - дети практически не воспроизводят в игре профессии взрослых (т.к. в большинстве своём не знают, чем занимаются их родители, обычные атрибуты для игр в «магазин» или «поликлинику» не вызывают интерес у ребёнка, либо обыгрывание быстро заканчивается).

        Я считаю, что решать данные проблемы следует в комплексе, т.к. свой первый игровой опыт ребенок получает не только в детском саду, но и от самых близких людей – своих родителей.                  

        С помощью методов анкетирования, интервьюирования, беседы, я изучила мнение родителей нашей группы об игре, как ведущем виде детской деятельности. Результаты показали, что в представлении многих родителей игра – это не просто развлечение, а безделье, пустое времяпровождение. Игра, как считает большинство родителей, имеет второстепенное значение на фоне необходимости интеллектуального развития ребенка, специальных занятий по подготовке его к школе.

       Это означает, что необходима специальная педагогическая работа, как по «возрождению» самой детской игры, так и нарушенной практики передачи игрового опыта от взрослого к ребёнку.

    2. Цель и задачи

Цель образовательной практики: поэтапное развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с различными видами игр, с учетом их формирования и развития на разных возрастных этапах.

2. Сформировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с ребенком, помочь им построить эффективные взаимоотношения в игре, через различные формы взаимодействия в технологии «Семейный театр».

3. Развивать воображение, творческие способности, социально-коммуникативные навыки всех участников образовательных отношений через различные формы, представленные в технологии «Семейный театр».

4. Создать условия для формирования ключевых компетентностей и значимых новообразований ребёнка в ведущем виде деятельности - игре.

      3. Идея образовательной практики

      Е.Е. Кравцова в своих трудах (в частности, в книге «Разбуди в ребёнке волшебника») предлагает особый подход к поэтапному развитию игры, через создание специальных условий для формирования воображения ребёнка и поддержки детской игры.   Елена Евгеньевна отмечает, что «…крайне необходимо с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником домашних постановок. В дореволюционной России была замечательная традиция: почти в каждом доме (в среде интеллигенции) любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклем. Это вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творчества. Сейчас, к сожалению, этот замечательный отечественный опыт утерян, но, если мы хотим разбудить в детях волшебников, нам необходимо его возрождать».

      Я реализую предложенную Е.Е. Кравцовой концепцию через использование технологии «Семейный театр». Технология основана на программе Н.В. Додокиной, Е.С. Евдокимовой «Чудо по имени театр» и в сочетании с поэтапным подходом к развитию детской игры способствует не только развитию самой игры, но и формированию игровой компетентности у родителей.

       4. Средства реализации практики

        Первый шаг для формирования игры – это знакомство ребенка с той действительностью, которую он будет впоследствии отображать в игре.

Очень эффективное средство  - прямое знакомство ребёнка с какой-либо сферой деятельности, окружающей действительностью. Но не всякий поход (экскурсия),  например, в парк или кафе даст ему необходимую информацию для игры. Этому могут быть разные причины: недостаточно выделенного времени, многообразие современных профессий, появление новых непонятных детям профессиональных сфер и др.

       Для более эффективного овладения ребёнком представлений об окружающей действительности, я предлагаю родителям  такую форму как «Семейная экспедиция».   

      «Семейная экспедиция» – поездка или поход семьи (взрослых вместе с детьми) с целью сбора и документирования информации о какой-либо сфере деятельности.

       Задачи, время их решения и место для сбора информации можно заранее обсудить с взрослыми членами семьи при участии детей. Взрослым участникам «экспедиции» даётся установка не просто посетить какое-либо интересное место, например, супермаркет, но и обратить внимание ребёнка на такие детали, которые помогут в задумке сюжета и организации игры (например, кто работает в супермаркете, какие трудовые действия совершает).

     Для представления в группе результатов «Семейной экспедиции» использую технологию Л. Свирской «Детский совет».  Информация, собранная семьёй в «экспедиции», обсуждается на «Детском совете», в группу вносятся материалы, способствующие обыгрыванию представленного сюжета.

     Второй шаг – это игра вместе с детьми в особый вид сюжетно-ролевой игры — отобразительную игру. В рамках «Семейного театра» сюжетно-отобразительная игра реализуется в форме «Творческого семейного проекта».

      Родителям предлагаю организовывать дома совместный с ребёнком просмотр мультфильмов (желательно сюжетных, смысловых, наполненных ролевым взаимодействием), с последующим обыгрыванием.  Взрослые с детьми распределяют роли, и воспроизводят то, что видели.   В детском саду ребёнок обыгрывает этот сюжет с другими детьми.      

      Сюжетно-отобразительную игру (как советует Е.Е. Кравцова) можно организовать и по результатам того, что происходило с самим ребенком дома или по дороге в детский сад.

      Сюжетно - отобразительную игру продолжает ещё один вид — игра-драматизация.  

        На этом этапе вводятся «семейные театральные постановки» (как самостоятельный результат творческого проекта, или как часть какого - либо события, организованного в группе).  Театральные постановки создают удивительную атмосферу духовного единения семьи и детского сада, позволяют естественно передавать от старших к младшим традиционный опыт, развивают гуманные взаимоотношения между взрослыми (родителями, педагогами) и детьми.

      Четвёртый этап -  переход к непосредственным играм взрослого (родителя) с ребенком. При этом важно, чтобы взрослый играл с ребёнком каждый раз по-разному, чтобы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Позиция взрослого в игре может быть различной – от косвенного участия до прямого включения. Здесь особенно важна игровая компетентность взрослого, которой, к сожалению, родители обладают не очень часто. Взаимодействие с родителями, направленное на повышение игровой компетентности,  реализую в форме «Семейного абонемента».

     «Семейный абонемент» реализуется на очных встречах родителей и педагогов детского сада 1 раз в месяц, в различных формах: коммуникативные игры, мастер - классы, практикумы и т.д. Взрослые на «семейном абонементе» познают важность игры в развитии ребёнка, учатся приспосабливать предметную среду под игровые замыслы, учатся играть вместе с детьми.     

       Цель семейного абонемента  - создать такие условия, чтобы родитель если не поддерживал, то хотя бы не препятствовал детской игре.

  6.      Результаты, на которые направлена практика

1.   Высокий уровень развития детской игры в детском саду и дома.

2. Сформированная компетентность родителей в игровом взаимодействии с ребенком: родители понимают важность игры, принимают игру как ведущую развивающую деятельность ребёнка, играют с ребёнком.

4. Сформированность ключевых компетентностей ребёнка (социальной, деятельностной, информационной) и важных новообразований дошкольного возраста (становление произвольности, соподчинение мотивов, формирование мировоззрения, личностного самосознания) в ведущем виде деятельности   - игре.

    7. Способы измерения результатов

 - оценка условий для поддержки детской игры (Шкалы Ecers  - R)

 - уровень развития детской игры (по Е.Е. Кравцовой, Д.Б. Эльконину)

- оценка игровой компетентности родителей (анкеты, опросники, процент включения родителей в образовательный процесс).

   8. Проблемы и трудности при реализации практики

    Самое сложное - это убедить родителей в том, что игра действительно обладает особым развивающим потенциалом для ребёнка и значит не меньше обучающих занятий.

     Для решения проблемы применяем современные формы взаимодействия с родителями. Особый эффект имеют наглядные и практические методы: например, видео – сюжеты включающие различные игры детей в группе детского сада, с последующим обсуждением. Совместный анализ условий в группе и дома для поддержки игры.  Привлечение родителей к проведению Клубного часа, участие в Детском совете и т.д.

       Т.к. современные родители испытывают постоянный дефицит времени, эффективно используется взаимодействие в интернет – группах, где воспитатель представляет самые важные достижения детей в период пребывания в детском саду, интересные события и ситуации.  

9. Практические советы для реализации практики.

 - начать с изучения концептуальных основ развития игры (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова)

 - изменить собственную позицию педагога, управляющего детской игрой на позицию «играющего воспитателя».

     Таким образом, в своей практике я показала способы формирования у ребёнка игровой компетентности (как ключевой компетентности дошкольного детства) с помощью вовлечения в этот процесс самых близких для ребёнка взрослых – его родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...