Использование проектной деятельности в детском саду.
статья (подготовительная группа)

Омельченко Ульяна Андреевна

За последнее время наиболее эффективной формой работы в дошкольных образовательных учреждениях становится метод проектов. Его эффективность и актуальность, по мнению Е.И. Сыпченко, заключается в том, что данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя ребенку легко адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_proektnoy_deyatelnosti.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования проектной деятельности в детском саду.

Метод проектов нашел свое отражение еще в 1920-х годах в идеях отечественных ученых (Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Каганова, В.М. Крупениной). Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

За последнее время наиболее эффективной формой работы в дошкольных образовательных учреждениях становится метод проектов. Его эффективность и актуальность, по мнению Е.И. Сыпченко, заключается в том, что данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя ребенку легко адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

По мнению А.М. Новикова, Н.Ю. Пахомовой, Н.О. Яковлевой, именно метод проектов как современная технология предоставляет наиболее эффективные средства решения поставленных задач.

А.М. Новиков раскрывает современное понимание проекта – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованием к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.  

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая значимый результат. Основой проектной деятельности является проблемная ситуация, которая не может быть решена прямыми действиями, и для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в целое. При работе с поставленной проблемой педагогу необходимо иметь несколько вариантов решения, а также строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись или корректировались.

Л.И. Лебедева и Е.В. Иванова определяют метод проектов как совместную деятельность педагога и учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта.

В.А. Деркунская характеризует проектную деятельность как создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, практическим путем, анализировать его и преобразовывать.

По мнению И.А. Колесниковой, проектная деятельность, как специфическая форма творчества, является универсальным средством развития личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный, исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества и творческие способности личности. Как считают Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода и М.Б. Зуйкова, метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Сущность и ценность проектов состоит в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Проекты можно разделить на разные виды и классифицировать по разным основаниям. Авторский коллектив программы «Детство» (А.М. Вербенец, О.В. Солнцева и О.Н. Сомкова) предлагает деление проектов по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности.

Л.В. Киселева выделяет четыре основных типа проектов, каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Творческий проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Целью выступает привлечение внимания детей к выдвигаемой проблеме. Результатом такого проекта могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, детский дизайн, детские праздники, видеофильмы и т.п.

Исследовательско-творческий проект, ставит цель доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, решение возникнувшей проблемы. В процессе поиска решения проблемы дети экспериментируют, а затем полученный результат оформляют в виде определенного продукта детской деятельности: газет, драматизации, детского дизайна.

Информационно-практико-ориентированный проект, предполагает сбор информации о каком-либо объекте или явлении, и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи т др.).

Ролево-игровой проект нацелен на предоставление детям опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом может выступать игра. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. При этом автор проекта выступает в какой-либо роли этой игры. Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами действий ребенка. Воспитатель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение, ребенком, знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.

Авторы Н.Е. Вераска и А.Н. Вераска указывают на общие особенности перечисленных видов проектной деятельности.  Во-первых, проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямыми действиями. Во-вторых, участники проектной деятельности должны быть мотивированны. Необходимо, чтобы каждый участник проекта, и педагог, и ребенок, сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. В-третьих, проектная деятельность имеет адресный характер, так как в ходе проектной деятельности ребенок всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.

Проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении будет развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей.

Исходя из цели, Н.А. Виноградрва, Е.П. Панкова, определяют структуру проекта, адаптированную к дошкольному учреждению, которая включает в себя:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).
  3. Выполнение проекта – практическая часть (технологическая фазастадия реализация модели системы).
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

Осуществляя проектную деятельность в дошкольном учреждении, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов.

Профессор Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Таким образом, проектная деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.
  3. Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
  4. Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 5-е изд. - М.: АРКТИ, 2010.
  5. На путях к методу проектов Текст. / Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина; под редакцией Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной.- М., 1930.
  6. Новиков А.М., Новикова Д.А. Образовательный проект (Методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
  8. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  9. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...