Тематическое планирование психологических занятий в группе раннего возраста для успешной адаптации.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Варламова Людмила Александровна

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Этот период является наиболее ответственным в жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком.

Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

- развитие предметной деятельности;

- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми и сверстниками;

- личностное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy_v_yaselnoy_gruppe.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование психологических занятий

 в группе раннего возраста.

Сентябрь

Тема занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Дождик

(адаптационное)

                 

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Познакомиться с детьми, создать радостное настроение, желание играть вместе с педагогом.

Музыкальное сопровождение для игры «Солнышко и дождик», картинка с цветами, краски, заготовки для рисования.

2

Играем в кубики.

Развивать мелкую моторику, общую моторику, координацию движений, формировать словарь по теме.

Кубики разных цветов, Сюжетная картина «Дети играют в кубики», узкая дорожка для ходьбы, муз. сопровождение.

3

Игрушки.

Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, мелкую моторику рук, развивать интонационную выразительность речи.

Картинки с изображением игрушек, игрушки кукла, кровать, посуда для куклы, кубики, музыкальное сопровождение.

4

Собака со щенками.

Развивать артикуляционный аппарат детей, учить рассматривать картину, развивать слуховое внимание, учить рисовать пальчиками.

Мягкие игрушки: собака, щенок, мяч, картина «Собака со щенками», муз. Сопровождение, заготовки для рисования, краски.

Октябрь

Тема занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Курица с цыплятами.

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Формировать звукопроизношение в звукоподражаниях, знакомить детей с пластилином, развивать

 мелкую моторику, умения подражать педагогу.

Картина «Курочка с цыплятами»,  Д/игра «Найди маму», фигурки курочки, петушка и цыплят, пластилин.

2

«Курочка ряба»

Развивать творческое воображение детей, зрительное и слуховое внимание, учить подражать мимике и движениям героев сказок. Уточнить понятия «один», «много», Учить выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Герои сказки «Курочка ряба», Картинки к Д.И «Из какой скорлупки этот цыпленок», муз. сопровождение, заготовка для рисования.

3

Кошка с котятами.

Развивать эмпатию, развивать лицевую, артикуляционную и ручную моторику, учить соотносить движения с текстом.

Картина «Кошка с котятами, д/игра «Найди маму», заготовка для рисования, картинки «Котята» с разными эмоциями.

4

Цыпленок и утенок.

Формировать словарь по теме, учить сравнивать два предмета по длине, учить координировать свои движения с речью, развивать правильное физиологическое дыхание.

Книга И.Д.Сутеева «Цыпленок и утенок», д/и «Найди маму», муз. сопровождение, Игрушка «Бабочка» для развития речевого дыхания, заготовка для рисования.

Ноябрь

Тема занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Домашние животные.

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Учить отличать и называть домашних животных и их детенышей. Развивать правильное звукопроизношение и звукоподражание, развивать зрительное внимание.

Игрушки: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза. Д\игра «Найди маму», «Накорми зверей», разрезная картинка.

2

Корова дает молоко.

Знакомить с особенностями внешнего вида коровы, развивать зрительное внимание, развивать умение сравнивать предметы по цвету, учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии

Игрушки: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза. Д\игра «Найди маму», «Накорми зверей», разрезная картинка.

3

Дикие звери живут в лесу.

Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Развивать координацию движений, учить прыгать на двух ногах.

Игрушки: медведь, лиса, заяц, картинка «Звери в лесу», силуэты деревьев для рисования, краски, кисти.

4

Дикие звери

по сказке Колобок.

Развивать речь, словарный запас, развивать общую и ручную моторику, зрительное внимание, учить выкладывать детали по образцу.

Сказка «Колобок» для показа, картинки: лиса, заяц, медведь, волк; муз. Сопровождение, танграм, заготовка для рисования.

Декабрь

Тема занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Части тела, эмоции.

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Учить различать понятия «мальчик – девочка», узнавать к какому полу относится сам ребенок, развивать речеслуховое внимание, развивать эмпатию, мимическую выразительность. Обучать в ориентировке собственного тела.

Куклы: мальчик, девочка, Разрезная картинка мячик, игрушки для мальчиков и девочек, картинки настроений, муз. сопровождение.

2

Части тела (продолжение), по стихотворению «Девочка чумазая»

Продолжать формировать словарь по теме, развивать мелкую и общую моторику, координацию движений, продолжать учить рисовать ладошками.

Стихотворение А.Л.Барто «Девочка чумазая», разноцветная дорожка, картинки с изображением девочки чистой и грязной, разноцветные ладошки, заготовки для рисования.

3

Зима.

Знакомить детей с самыми характерными признаками зимы, уточнять словарь по теме «одежда», развивать правильное физиологическое дыхание. Учить создавать простейшую сюжетную картину.

Две куклы в летней и зимней одежде, Д.и. «Когда это бывает», снежинки для упражнения на развитие речевого дыхания, заготовки для рисования.

4

Новый год.

Учить сравнивать предметы по величине, развивать ручную моторику, точность движений, зрительное внимание. Формировать предпосылки для развития логического мышления, умение находить общий признак предметов.

Фланелеграф, три елки разного размера, картинка для рассматривания «Дед мороз несет подарки»,  разрезные ёлочные шары, бумажные звери, заготовка для рисования.

Январь

Тема занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Формировать словарь по теме Одежда, развивать общую и ручную моторику, координацию движений согласно речевой инструкции, развивать зрительное внимание, предпосылки логического мышления.

Кукла с набором одежды разных размеров, и для разных сезонов, лото «Оденем куклу на прогулку», заготовка доля рисования, краски.

2

Дидактическая игра «Уложим куклу спать»

Уточнить понятия «день», «ночь», формировать словарь по теме, Развивать грамматический строй речи. Развивать общую и ручную моторику, слуховое внимание.

Кукла, кукольная кроватка с постельными принадлежностями, пижама для куклы, полотенце, иллюстрации к потешкам, парные картинки «день-ночь», музыкальное сопровождение.

3

Дидактическая игра «Варим куклам суп»

Уточнить словарь по теме «Овощи», «Посуда», формировать пространственные представления, учить двигаться под музыку, развивать подражательность.

Игрушки: плюшевый мишка, овощи, игрушечная посуда, столик со стульчиками, лото «Посуда», заготовки для рисования.

4

Дидактическая игра «У куклы день рождения»

Развивать умение выполнять словесную инструкцию, формировать словарь по теме, развивать зрительное внимание, общую и мелкую моторику, учить двигаться по кругу в определенном ритме.

Д.и «Разрезные картинки», куклы с разным набором одежды, бусины для нанизывания на шнурок, муз.сопровождение, заготовки для рисования.

Февраль

Тема занятия

Источник

Цели

Материалы

1

Дидактическая игра «Вымоем куклу в ванной»

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Расширить и уточнить словарь по теме, развивать правильное физиологическое дыхание, учить рисовать пальчиками.

Кукла, тазик, мыло в мыльнице, полотенце, халатик для куклы, мыльные пузыри, муз.сопровождение, краски, заготовки для рисования.

2

Дидактическая игра «Один день куклы Маши»

Продолжить учить детей ориентироваться во времени. Знакомить с понятиями «утро», «день», «вечер», «ночь». Развивать память, зрительное внимание.

Кукла с постелью, посудой, ванночкой, игрушка Заяц, лото «Умывальные принадлежности», картинки «Части суток. Кукла».

3

«Угощение для кукол».

Формировать представление «один-много», развивать зрительное внимание, развивать общую, ручную, артикуляционную моторику, формировать грамматическую правильность речи.

Кукла, плюшевый мишка, разрезная картинка «Торт», Д.и. «Положи конфету в коробку», пластилин, изображение сладостей.

4

«Петушок – золотой гребешок»

Знакомить детей с понятиями «далеко», «близко», «рядом», учить ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику, память, зрительное внимание.

Сказка театр«Кот, петух и лиса» на фланелеграфе, игрушка петушок, мелкие игрушки для каждого ребенка, пластилин.

Март

Тема занятия

Источник

Цели

Материалы

1

«Колобок – круглый бок»

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Знакомить детей с кругом, учить находить предметы круглой формы. Учить простейшим  обследовательским  действиям. Развивать зрительное внимание, произвольную память. Формировать предпосылки для развития логического мышления.

Картинки «Каких зверей встретил Колобок», лото геометрическое «Что бывает круглым», мыльные пузыри, театр для фланелеграфа, круги по количеству детей, заготовки для рисования, краски.

2

«Белка на тележке щелкает орешки»

Знакомить детей с квадратом, учить находить предметы квадратной формы, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, развивать зрительное внимание, учить рисовать предметы квадратной формы.

Иллюстрация к потешке «Чики-чикалочки», геометрические фигуры для выкладывания тележки, муз. сопровождение, геометрическое лото, заготовки для рисования, краски.

3

«Уронили мишку на пол».

Развивать речь и память детей, учить различать предметы по величине, учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, развивать моторику.

Текст стихотворения А.Барто «Уронили мишку на пол», иллюстрация к картинке, игрушка Мишка, заготовки для аппликации, Д.и «Найди заплатку».

4

«Игрушечная история»

Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, развивать зрительное внимание, общую и ручную моторику, развивать интерес к лепке.

Игрушки-матрешки, фланелеграф, ёлки разной высоты, корзинки: большая и маленькая, Д.и. «Игрушки едут на поезде», пластилин.

Апрель

Тема занятия

Источник

Цели

Материалы

1

«Маша и медведь»

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Продолжить учить детей ориентироваться в пространстве: вверх, вниз, сверху, снизу. Развивать мелкую и среднюю моторику, развивать память, зрительное внимание.

Сказка «Маша и медведь», угрушка «Медведь»,  лото «Вверху-внизу»

2

«Овощи»

Обогащать представления детей об овощах, учить различать овощи по форме, по цвету, познакомить с обобщающим понятием «овощи». Развивать внимание, память. Учить отвечать на вопросы по картине, развивать моторику, подражательность, чувство ритма.

Овощи в корзине, картина «Собираем урожай овощей», д/и «Какие овощи в мешке», пластилин, тарелочка для готовых овощей.

3

«Фрукты»

Обогатить знания детей о фруктах, учить различать фрукты по форме, цвету, запаху, на ощупь, познакомить с обобщающим понятием «фрукты». Развивать моторику, чувство ритма, подражательность.

Фрукты, чудесный мешочек, пазлы «Фрукты»,  Муз. сопровождение, пластилин, тарелочка для готовых поделок.

4

Весна

Знакомить детей с характерными признаками весны, формировать словарь по теме. Развивать зрительное внимание, учить выкладывать «Танграм». Воспитывать правильное физиологическое дыхание, длительный направленный выдох.

Фланелеграф, листья, солнышко, дерево, цветы, птицы.Бумажные кораблики, стих А.Барто «Кораблик», игра «Танграм» по числу детей, муз запись голоса птиц, журчание ручья.

Май

Тема занятия

Источник

Цели

Материалы

1

Птички прилетели

Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста». – ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Учить хором читать стихотворение А.Барто «Села птичка на окошко», развивать слуховое внимание, речевое дыхание, учить находить общий признак у птиц. Развивать ручную и общую моторику, предпосылки логического мышления.  

Свистулька-птичка, картина «Дети кормят птиц», картинки отдельных птиц, муз.сопровождение.

2

Красный цвет

Уточнять знание красного цвета, упражнять в нахождении красных предметов, , формировать грамматический строй речи. Развивать координацию движений, учить составлять картинку из 4 частей, учить рисовать круг.

Кукла Маша и одежда для неё, Пазлы красное яблоко, заготовка для рисования, красные кубики.

3

Желтый цвет

Учить находить желтый цвет, формировать грамматический строй речи, развивать пространственные представления, координацию движений, формировать умение бегать врассыпную.

Кукла с желтой одеждой, лото»Четвертый лишний, желтые кубики ,заготовки для рисования.

4

Синий цвет

Учить отличать и правильно находить синий цвет, формировать грамматический строй речи, учить лепить шар из пластилина. Упражняться в нанизывании бусин.

Машинки и кубики разных цветов, цветное лото, бусины и шнурки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование на год в группе раннего возраста

Тема, содержание, сроки, итоговое событие, календарь праздников...

Календарно-тематическое планирование I квартал 2 группа раннего возраста

Планирование  на основе Образовательной программы ДОУ...

Календарно-тематическое планирование II квартал 2 группа раннего возраста

Планирование составлено на основе Общеобразовательной программы ДОУ...

Перспективно - тематическое планирование НОД в первой группе раннего возраста по программе От рождения до школы

Перспективное планирование на год по темам , для первой группы раннего возраста ....

Перспективно - тематическое планирование НОД во второй группе раннего возраста 2-3 лет по программе От рождения до школы

Перспективное планирование на год по темам , по программе От рождения до школы . Для второй группы раннего возраста ....