Перспективный план исследовательско-экспериментальной деятельности
материал (старшая группа)

Мохначёва Евгения Васильевна

Перспективный план исследовательско-экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А», тел. 8 (39132) 5 01 91 E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru

Перспективный план работы по исследовательско-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

https://molodovskaya-nfdou42.edumsko.ru/uploads/11800/11743/section/535934/.thumbs/img4.jpg?1522605083

воспитатель: Мохначёва Евгения Васильевна

Минусинск, 2018-2019г.

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

• Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.

 • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

 • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

 • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

• Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Тема

Программное содержание

Материалы, оборудование

Дата

Сентябрь

«Удивительный песок»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.

07.09.18 год

 «Соревнование»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность

две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.

14.09.18год

«Свойства сухого и мокрого песка»

Познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

21.09.18 год

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.

28.09.18 год

Октябрь

«Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

05.10.18год

«Игра в прятки»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость

две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

12.10.18 год

«Прятки»

Углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.

19.10.18 год

Ноябрь

«Чёрное и белое»

 Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

салфетки из ткани чёрного и белого цвета.

26.10.18 год

«Тёплая и холодная вода».

Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

02.11.18 год

«Когда льётся, когда капает»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

09.11.18 год

«В какую бутылку быстрее нальётся вода?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

16.11.18 год

«Пар – это вода»

Познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

чайник, оргстекло.

23.11.18 год

«Что бывает с паром при  охлаждении?»

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Оконное стекло, чайник, ветки дерева

30.11.18 год

Декабрь

«Как снег превращается в воду»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

тарелка  со снегом

07.12.18 год

«Замораживаем воду»

Показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд.

стаканчики, вода, веревочки

14.12.18 год

«Как лёд превращается в воду?»

Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.

льдинки, куклы, тарелка.

21.12.188год

«Друзья»

 Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

28.12.18 год

Январь

«Можно ли пить талую воду?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

белые тарелки

11.01.18 год

«Играем с красками».

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

18.01.19 год

«Прокати шарик»


Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

желобок,  шарик – колобок, лист бумаги, карандаши.

25.01.19 год

Февраль

«Необычные кораблики»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка.

01.02.19 год

«Мыло – фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.

08.02.19 год

«Фокусник бальзамин»

Познакомить со структурой стебля бальзамина, развивать наблюдательность, смекалку.

две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка.

15.02.19 год

«Весёлая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

полоска бумаги.

25.02.19 год

Март

«Танец горошин»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.

01.03.19 год

«Послушный ветерок»

 Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.

15.03.19 год

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

22.03.19 год

«Ворчливый шарик»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани.

29.03.19 год

Апрель

«Вкусный сок»

Познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.

мандарин, две марлевые салфетки, одна

ситцевая салфетка, стеклянный стаканчик, блюдце, толкушка, лист бумаги.

05.04.19 год

«Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани.

12.04.19 год

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян.

семена бобов, 2 баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков.

19.04.19 год

«Радуга в комнате»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

зеркало, емкость с водой

26.04.19 год

Май

«Здравствуй, ветер»

Познакомить детей с природным явлением – ветер

миска с закрашенной водой, бумажные кораблики

03.05.19 год

«Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

2 горошины, 2ватки, 2  блюдца,  вода

10.05.19 год

«Ходит капелька по кругу»

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

миски с водой – большая и маленькая.

17.05.19 год

«Очистка грязной воды»

Дать детям представление об очистке воды.

вода, стаканчики, вата, земля

24.05.19 год

Список литературы.

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 412.

8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.

19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.

20. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.

21. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы по познавательной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)Кружок “Почемучки”Большое значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им предст...

Перспективный план культурно-досуговой деятельности Старшая группа

Содержит перспективный план культурно-досуговой деятельности для детей старшей группы...

Перспективный план воспитательно-образовательной деятельности на год

Перспективный план воспитательно-образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год...

Перспективный план по здоровьесберегающей деятельности с участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители)

Перспекивный план по формированию основ здорового образа жизни и основ дезовасности со всеми участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители)...

Перспективный план (содержательная модель деятельности) по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Данный переспективный план будет полезен воспитателям групп младшего, среднего и старшего дошкольного возраста...