Выступление из опыта работы «Ранняя профориентация дошкольников»
статья (старшая группа)

Павельева Татьяна Леонидовна

Если дети получат практические представления о труде взрослых в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_proforint_moy.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Папа работает на работе! На работе работает мама!

- Каким трудом заняты родители? Были ли вы на работе у папы, у мамы? Вы видели, каким трудом они заняты? Что умеют делать? Что делают на работе?

- На работе работают, чтобы заработать денюшку..  После этого опроса меня  заинтересовала тема «Ранняя профориентация дошкольников».Проведенный опрос детей об их представлениях о труде взрослых и профессиях показало, что только треть  детей могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители не рассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, и они не могли рассказать, что делают их родители «на работе». Распространенными ответами детей были: «на работе работают», «на работу ходят»,  «работу работают», большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денюшку». Опрос родителей показал, что 80% опрошенных родителей напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу . Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека - заработок.

Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого? Или мы бессильны перед выводом детей: все взрослые на работе зарабатывают деньги?!

Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему иностранцы гордятся самыми простыми профессиями, а мы умалчиваем о своих сварщиках, кондитерах, слесарях, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого? Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных - адмиралов и полковников? Неужели для всех нас профессиональный труд - вынужденная каторга зарабатывания денег, да такая подневольная, чтобы ни слова о проклятой работе дома?

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

Поэтому я решила  организовать работу по ранней профориентации с детьми своей группы.

Опрос-диагностика Климовой, проведенная с детьми, позволила выявить осознание значимости трудовой деятельности взрослых людей, уровень представлений о труде как социальном явлении, о трудовых навыках, необходимых людям той или иной профессии, предметах-помощниках и т.п

Работа по реализации проекта началась с подбора методической, художественной  литературы, плакатов по данной теме, атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических и словесных  игр. Была установлена связь с сотрудниками детского сада для проведения экскурсий на место работы. До родителей была доведена важность ранней профориентационной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Большую роль в выборе форм и методов работы с дошкольниками и их родителями сыграли результаты опросов и анкетирования родителей воспитанников, диагностирование детей.

Начиная, работу по данной теме составила план , охватив различные профессии. Однако, эпизодическая работа в данном направлении не давала желаемых результатов. Нужна была стройная система ранней профориентационной работы с дошкольниками, начиная с  младшего возраста на основе учета дидактических принципов системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности, интеграции.Поэтому работу  построила по трём блокам:

По каждому блоку был составлен проект. В прошлом году я работала по проекту « Профессии моих родителей». В этом году «Труд взрослых в детском саду». Подробнее остановлюсь на проекте этого года.

Актуальность:

Если дети получат практические представления о труде взрослых в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.

Принципы

-Целенаправленность на основные задачи дошкольного воспитания.

-Системность в решении поставленных целей и задач.

-Вариативность содержания форм и методов работы.

-Наглядность при подаче материала.

-Интеграция в непосредственно-образовательном процессе.

Цель

Состоит в том, что тема позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде сотрудников детского сада.

Задачи:

-Расширять представления детей о труде взрослых, продолжать знакомить с профессиями,людей работающих в детском саду («Познание»).

- Развивать интерес к различным профессиям.  («Познание»)

-Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, речь детей в различных формах и видах детской деятельности («Коммуникация»)

-Развивать творческую инициативу детей («Художественное творчество»)  

-Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта («Чтение художественной литературы).  

-Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.  Воспитывать уважение к людям труда. («Познание»)

-Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.(«Социализация»)

-Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры труда («Здоровье», «Безопасность»).

Методы и приёмы:

Работу по данной теме начала с подборки методической литературы и дидактического материала. Анкетирование родителей с целью выяснения какую проводят работу дома по этому вопросу и о важности ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Экскурсии-наблюдения.

Экскурсии-наблюдения.Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых обращаю внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов уточняются, закрепляются. Дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Беседы с людьми разных профессий организуют детей, позволяют общаться в непринуждённой обстановке. Организовала встречи детей с медсестрой, которая поделилась информацией о необходимости профилактики гриппа. Повар рассказала и показала как получаются аппетитные пироги.

Пословицы, поговорки, загадки.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки являются  отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе  можно предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед.

Сделала подборку пословиц, поговорок,загадок о труде взрослых.

Чтение художественной литературы.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде, о людях труда. Эти произведения помогают воспитывать у детей  интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. При обучении связной речи детей,заучивании использую приёмы мнемотехники. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Дидактические игры.

  Разработанные мною дидактические игры: «Кому, что надо для работы», «Кто, чем занят?»,  «Что лишнее»  способствуют усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка.

Словесные игры.

Словесные игрыпостроены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. В играх: « Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот»,  «Назови предмет, которого не хватает», «О чём думает ...» и других использую элементы ТРИЗа.Целью использования данной технологии является развитиетаких качеств,как мышления,  гибкость ума, подвижность, системность, диалектичность.

Сюжетно-ролевые игры.

В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно - ролевые игры. В ходе игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты,  и играют в Лидию Анатольевну, Ольгу Ивановну и т.д.

Исследовательская деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, поэтому дети с удовольствием заваривали чай, замешивали тесто, наблюдали за чудесным превращением обычного цвета масла в розового цвета.

Труд.

Организовала работу таким образом, что после наблюдения за трудом взрослых у детей появляется желание помочь взрослым.Организую разные виды труда: труд в природе, хозяйственно бытовой. При этом формирую представления и освоение способов безопасного поведения в процессе трудовой деятельности.

ИКТ

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Использование компьютера позволило обогатить интеллектуальный, эстетический мир ребёнка. Просматривая слайды о профессиях, играя в тематические игры, у детей возрос интерес к занятиям. Также использование компьютера позволило увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Особый интерес вызывали у детей виртуальные экскурсии.

Здоровье сберегающие технологии

В своей работе применяю артикуляционную гимнастику(Упражнения: «Маляр», «Дворник»), пальчиковую гимнастику («Прачка», «Профессии»).Физминутки «Мы в профессии играли», «Профессии».В них отражение окружающего мира - людей, их деятельности. В ходе упражнений дети повторяют движения взрослых, активизируют деятельность определённых органов.

Провела  итоговое занятие «Волшебники детского сада». Развлечение «Все профессии важны - все профессии нужны».Игру –драматизации «Парикмахер в лесу».

Вывод:

В результате проделанной работы дети  называют профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы.

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или работает трактористом, или строит, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Выступление из опыта работы

«Ранняя профориентация дошкольников»

Разработала: Павельева Т.Л.

Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»

Критерии: 1. Характер представлений о труде взрослых. 2. Отношение детей к труду взрослых.

Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Для чего люди ходят на работу? 2. Что такое профессия? 3. Какие ты знаешь профессии? 4. Какие профессии тебе нравятся больше всего? 5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.

Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие).

Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря, что необходимо в логопедической группе. ϖ Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. ϖIII этап: Познавательно-творческий: В данный этап входят мероприятия по реализации основных видов деятельности по плану проекта:  ϖЧтение художественной литературы, театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр, игр с использованием интерактивной доски. Игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний

при выполнении компьютерных заданий и игр, способствует формированию таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание

Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно бытовой. Дети видят результат своего труда, его значимость для других.  В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно - ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Минимаркет», «Пожарные» и др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Использование стихов, песенок о труде и профессиях в исполнении детей позволяет превратить досуг в настоящий праздник профессий

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение предметной развивающей среды, накопление методических разработок, дидактических элементов

Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у

детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий.Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка;

Словесные игры

Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Однако, эпизодическая работа в данном направлении не давала желаемых результатов. Нужна была стройная система ранней профориентационной работы с дошкольниками, начиная с  младшего возраста на основе учета дидактических принципов системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.

. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.: Просвещение,1974.-192с.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.- СПб.: Из-во "Акцидент", 1995.-288с.

4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.

7.Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.

7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

8. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Герюовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.

10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69.

Актуальность:

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Актуальность такой работы обусловлена следующими факторами:

Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Педагогический мост: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».

В нашем дошкольном учреждении определены несколько приоритетных направлений работы, и одно из них эта ранняя профориентация воспитанников. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, м...

Обобщение опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев    Обобщение  опыта работы воспитателя Марченковой Светл...

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС ДОО»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных ус...

Статья_из опыта работы_Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и проекта товарищества, ознакомлению развивает направленной пытливость и первоначальн...