Формирование творческой активности детей 4-5 лет в продуктивной деятельности
статья

Материал будет полезен воспитателям детского сада при подготовке устного сообщения, выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tvorcheskoy_aktivnosti.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой активности

детей 4-5 лет в продуктивной деятельности

Формирование творчески активной личности является  актуальной задачей развития современного дошкольного образования. Это одно из направлений  развития личности дошкольника, выделенное в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который направлен на решение задачи «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка» [8, c.7].

Современный мир требует от личности  не только профессиональных знаний, но и проявления ряда способностей, таких как креативность, нестандартность мышления, инициативность, смелость. Поэтому человеку необходимо постоянно развивать свои индивидуальные способности, проявлять свою творческую активность.

Творчество – есть активная деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное, а для проявления творческой активности важна цель, которая определяется желанием достичь результата. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [1, c. 4].  

Элемент творчества может присутствовать в  любой деятельности человека, не только в художественной, но и в технической, математической деятельности, т.е. в тех видах, где важно развитое мышление.  Развитие мышления, т.е.  формирование его ассоциативности, диалектичности и системности является одним из направлений формирования творческих способностей, творческой активности. Так как развитие именно этих качеств мышления делает его гибким, оригинальным и продуктивным.

 Так же известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления.  И его развитие является вторым направлением формирования творческих способностей детей.

  На воображение как основу творческой деятельности указывал в своих работах Л. С. Выготский: «…весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [1, c. 6].   

Творческие способности предполагают наличие:

- способности высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

-способности к восприятию действительности в целом;

-способности к нестандартному мышлению, гибкости и скорости мышления;

- богатого воображения [4].  

И именно дошкольный возраст, с психологической точки зрения, считается благоприятным для начала формирования  творческой активности  потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Творческая активность дошкольника – это ценностное личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое с помощью познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения ребенка. [6].    

Проблему развития творческой активности дошкольников в своих трудах рассматривали отечественные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,            Д. Б. Эльконин и др.). Они раскрыли сущность понятия  «творчество», «творческая активность» дошкольников, выявили  условия развития творчества детей дошкольного возраста.

Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Я. С. Лейтес,  Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др. [5, c. 21, 34], основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей [3].

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «художественно-эстетическое развитие», которая предполагает реализацию ребенком самостоятельной творческой деятельности. А содержание данной образовательной области может осуществляться в различных видах деятельности дошкольников, в том числе и в продуктивной  деятельности через рисование, лепку, аппликацию, конструирование [8, c. 10-11].  Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В этой деятельности каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [7, c. 79].

Анализ научной литературы и данные исследования показали, что для формирования творческой активности детей  дошкольного возраста необходимо использовать адекватные для них виды деятельности, в частности, продуктивные: рисование, лепка, аппликация, конструирование, а так же создать необходимые педагогические условия, к которым относятся:

 - создание интересной и содержательной жизни ребенка в эстетической предметно-пространственной среде;

- использование методов проблемного обучения познания окружающего мира, приемам работы с материалами;

- добровольность и вариативность деятельности, эмоциональное благополучие ребенка;

- профессиональное мастерство и личное обаяние педагога.

Безусловно, что в любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения [2, c. 121].      

Список использованных источников

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк  / Л. С. Выготский. –  М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 1999. – 344с.

3. Михеева, Е. В. Развитие самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие / Е. В. Михеева. – М.: «ФЛИНТА», 2015. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/

4. Рудина, Е. Е. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / Е. Е. Рудина, И. Ю. Иванова. – Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta

5. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

6. Степаненко, В. Н. Педагогические условия и бврьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности / В. Н. Степаненко // Известия ВГПУ. – 2006. – Режим доступа:            

https://docviewer.yandex.ru/view/99561186/?*

7. Урунтуева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / Г.А.Урунтаева. -2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 408 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей посредством исследовательской и продуктивной деятельности

Принципы формирования позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности...

Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"

Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности

Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность, а именно бумагопластика

Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность, а именно бумагопластика...

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе конструктивной продуктивной деятельности

В  буклете представлены виды строительного материала, рассказывается о том, как можно обучить конструкторским навыкам, показаны условия для игр со строительным материалом....

Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...