Игра в воспитании экологической культуры дошкольников
методическая разработка

Игра –  занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра в воспитании экологической культуры дошкольников

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.  Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении этих знаний, развития умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности. Главная цель экологического образования – развитие экологической культуры, как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

-формирование у детей элементов экологического сознания;

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

-воспитание гуманного отношения к природе.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры.  Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с растениями и животными, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.   Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Знания, полученные в детском саду, находят в игре практическое применение и развитие. Для каждой возрастной группы я стараюсь подбирать игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Какие же бывают игры? Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Игры с правилами:

  • дидактические;
  • подвижные.

Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры -  это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами, камешками, ракушками, шишками). Они позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики, пазлы, лабиринты и т.п.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь. Они могут украсить досуг, прогулку в дождь. Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы,  деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Творческие игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

Театральные игры (игра-драматизация) строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.

Строительные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

  • игры на тему «Живая природа»;
  • игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.

Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям изменениям и многообразию.

При организации игр используется системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Используются различные методы и приёмы.

         Таким образом, при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль составляет игра. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учит общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

Игра –  занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Игра, как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.



Предварительный просмотр:

Игра в воспитании экологической культуры дошкольников

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.  Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении этих знаний, развития умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности. Главная цель экологического образования – развитие экологической культуры, как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

-формирование у детей элементов экологического сознания;

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

-воспитание гуманного отношения к природе.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры.  Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с растениями и животными, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.   Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Знания, полученные в детском саду, находят в игре практическое применение и развитие. Для каждой возрастной группы я стараюсь подбирать игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Какие же бывают игры? Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Игры с правилами:

  • дидактические;
  • подвижные.

Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры -  это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами, камешками, ракушками, шишками). Они позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики, пазлы, лабиринты и т.п.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь. Они могут украсить досуг, прогулку в дождь. Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы,  деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Творческие игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

Театральные игры (игра-драматизация) строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.

Строительные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

  • игры на тему «Живая природа»;
  • игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.

Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям изменениям и многообразию.

При организации игр используется системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Используются различные методы и приёмы.

         Таким образом, при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль составляет игра. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учит общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

Игра –  занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Игра, как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Дидактическое пособие. Воспитание экологической культуры дошкольников. Игра «Кто лишний?»

Дидактическое пособие. Воспитание экологической культуры дошкольников. Игра "Кто лишний?" способствует развитию интереса детей к окружающему миру,развитию связной речи,активизирует внимание и память.М...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Родительское собрание в форме деловой игры "Воспитание экологической культуры дошкольников"

Форма проведения: деловая игра.Участники: родители, педагоги.Цель:Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование экологически грамотного взаимодействия с окружающ...

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...

РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»

Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...