Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух-волшебник"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Фролова Наталия Александровна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Воздух-волшебник». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: "Воздух-волшебник".

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

• расширять представления детей о свойствах воздуха;

• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

• обогащать словарный запас детей;

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• развивать связную речь;

• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Ход занятия

Ребята, на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию чудес! Знаете ли вы, что такое научная лаборатория? (место, где ученые ищут ответы на разные вопросы, проводят эксперименты, исследования). Кто же работает в научных лабораториях? (ученые, исследователи, лаборанты).  А вот предмет наших с вами сегодняшних исследований кроется в загадке:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой! (воздух)

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Чтобы попасть в нашу научную лабораторию чудес, мы должны немного подготовиться!

Пальчиковая гимнастика:

Большой палец встал один

Указательный - за ним

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый,

 Встали братцы все –Ура!

За работу им пора!

И нам с вами, ребята, пора за работу.

Вот мы и в лаборатории!

Давайте с вами вспомним, как себя должны вести ученые при проведении научных исследований?

 ( В лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать, пробовать на вкус без разрешения).

А кто его видел, этот воздух?

Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

(Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)

Доказываем, что воздух есть.

Опыт 1: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

(Он пуст.)

Складываем в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

(В нём нет воздуха.)

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили.

А вы знаете, ребята, что некоторые люди сделали даже бизнес на продаже воздуха. Они продают закупоренные баночки, на которых написано откуда этот воздух, например, «Воздух Санкт-Петербурга» или «Воздух Владивостока». И несмотря на всю бесполезность этих сувениров, они пользуются огромным спросом. Вот и мы с вами подпишем наш пакет: Воздух 7 группы детского сада № 188.

Опыт2: Воздух окружает нас повсюду.

- Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?

Давайте проверим и проведем следующий опыт.

Возьмите стакан с водой и опустите в него трубочку. А теперь подуйте в трубочку.

Что вы видите? (выходят пузырьки)

- Как они появились?

-Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы его видим в виде пузырьков.

Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх.

 В среднем человек вдыхает где-то 20 килограммов воздуха в день, причем четверть всего вдыхаемого воздуха идет на питание мозга.

Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Проверим это! Рассмотрим камень, сахар. Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.   Чем больше воздуха, тем больше пузырьков!

-Вот наше следующее открытие: Воздух находится в невидимом состоянии не только в нас, вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт 3: Воздух мы чувствуем.

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы почувствовать воздух? Как?

Давайте с вами подуем на ладошку!

Что вы чувствуете? ( Легкое дуновение ветерка)

Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха. 

Подскажите, ребята, в зависимости от погоды, какой бывает воздух? ( холодный, теплый, сухой, влажный…)
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физкультминутку. Она называется «Ветер».

Физкультминутка « Ветер»

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо
Закачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише,                                 приседание
Деревцо всё выше, выше,                               поднимание вверх на носочках.

Опыт 4: Ветер- это движение воздуха

Представьте, что в тазике –море, а вы ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается? (Волны.)

Чем сильнее дуть, тем выше будут волны.

 Возьмите кораблики и опустите их на воду. Подуйте на них. Что с ними происходит? (Они плывут)

Что произойдет с корабликом, если не будет ветра? (Он будет стоять на месте)

 А если подуть очень сильно, то что произойдет? (Начнется буря и, может произойти кораблекрушение.

Опыт 5: Воздух имеет вес.

Ребята, а как вы думаете, сколько весит воздух? Попробуем взвесить.

(На середине палки длиной около 60 см закреплена веревка, к обоим концам которой привязаны 2 одинаковых воздушных шарика, палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном уравновешенном положении.)

Подумайте, что произойдет, если мы лопнем один из шариков?

(протыкаем шарик зубочисткой)

Почему конец палки, к которому был привязан шар, поднялся вверх? (из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.

Вывод: Воздух имеет вес.

Что произойдет, когда мы лопнем и второй шарик? Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же

Как и надутые.

Опыт 7: Что легче- воздух или вода?

Ребята, чем наполнены воздушные шарики? (Воздухом)

Попробуйте «утопить» воздушные шарики.

Почему они не тонут. (Воздух легче воды)

Где человек использует это свойство воздуха? ( надувные матрацы, спасательные жилеты, круги)

Опыт 8: Можно ли услышать воздух?

Ребята, вы слышали воздух? (Нет)

Хотите услышать? (Да)

Возьмите трубочку и подуйте в нее. Что вы слышите? (Свист)

Воздух дрожит и получается звук. Звуки распространяется по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать, звуки не передаются.

 Подумайте, а как еще люди используют «голос» воздуха? (Гудок тепловоза, парохода, духовые инструменты).

Опыт 9: Имеет ли воздух запах?

-Продолжим исследования.

-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)

-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму апельсин и очищу его. Что почувствовали? (запах апельсина).

-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

 Опыт 10: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

 А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)

Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. 
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла.  (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. 

 Вывод: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.

Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины…)

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? 
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздухом дышат люди и животные.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Человек не может жить без воздуха.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета.
Воздух легче воды.
Воздух можно почувствовать.
Воздух можно услышать.
Воздух имеет вес.

Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие вы молодцы.

 

  1. Воздух в помещении в среднем в тридцать раз грязнее, чем на улице, даже если речь идёт о не слишком-то экологически чистом городе.
  2. Страна с самым чистым воздухом — Швейцария, а с самым грязным — Китай.
  3. Как вы думаете, где воздух чище, в помещении или на улице?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...