Родительское собрание "Жестокое обращение с детьми"
консультация

Носова Ольга Владимировна

Методическая разработка родительского собрание "Жестокое обращение с детьми". 

1. Понятие жестокого обращения, Формы жестокого обращения.

2. Психологические последствия для детей.

3. Воспитание без ремня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Жестокое обращение

с детьми».

Часть 1. Выступление социального педагога.

Добрый вечер, уважаемые родители!

В последнее время с экранов телевизоров и в сети интернет мы очень часто слышим сообщения о фактах жестокого обращения родителей по отношению к своим детям. Совершая подобные действия, взрослые ищут оправдания себе, «меня воспитывали ремнем и «держали в ежовых рукавицах» и я буду также воспитывать своих детей», совершенно не задумываясь о последствиях. Чтобы избежать подобных случаев, мы сегодня с вами рассмотрим вопросы, касающиеся понятия «жестокое обращение».

Как правило, это понятие у большинства людей ассоциируется с побоями. Однако оно имеет более широкий смысл и включает четыре составляющие. Поэтому есть необходимость объяснить родителям, что это такое поподробнее. 

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми – физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Когда ребенку причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию. Избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, укусы.

2. Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его не насильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

По разным источникам в 75 – 90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам; в 35 – 45% насильником является близкий родственник, а в 30 – 45%-дальний. К составу действий относятся: принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого; трение половыми органами взрослого о тело ребенка; принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого; ощупывание гениталий ребенка или манипуляция ими; подражание половому сношению с помощью пальца; половое сношение с ребенком.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка. Контроль  над  общением  ребенка  со  сверстниками  и  взрослыми.
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму, унижение и насмешки;
  • угрозы  бросить  ребенка, манипулятивные  игры: «Не  любишь  меня — уходи  к  другой  маме», «Ты мне  такой не нужен»; игра  на  чувствах  ребенка.
  • Обсуждение  детей  в  их  присутствии: ребенок  как  вещь.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – или так называемое содействие беспризорности. Когда в силу нежелания или неспособности со стороны родителей (иных лиц) происходит уменьшение или отсутствие контроля над действиями ребенка и связанное с этим недостаточное чувство ответственности за его физическое и психическое благополучие, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, повышается риск попадания ребенка в опасные ситуации, появляется угроза его здоровью и развитию. В этом случае к составу действий родителя (иных лиц) относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка обеспечения родителем (иных лиц) питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения; оставление ребенка без присмотра; лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Источник: http://crisiscenter74.ru/tema-5-zhestokoe-obrashhenie-s-rebenkom-i-ego-posledstviya-dlya-razvitiya-rebenka

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. От других видов жестокого обращения с ребенком пренебрежение его основными потребностями отличается тем, что охватывает не только умышленные (сознательные, целенаправленные) действия или бездействие родителей, но и неисполнение ими своих обязанностей вследствие отсутствия возможности заботиться о ребенке.

Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. О видах ответственности нам расскажет Инспектор по делам несовершеннолетних.

Часть 2. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних.

Ознакомление родителей со статистикой преступлений в нашем регионе. Ответственность родителей согласно законодательству Российской Федерации.

Часть 3. Выступление педагога – психолога

Результат жестокого обращения с детьми.

После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют самореализации в будущем.

Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания, множество соматических жалоб.

Последствия физического насилия над детьми могут проявляться в различных симптомах.

Травматические стрессовые реакции. Состояние страха и тревоги, достаточно типичные реакции ребенка на угрозу физического насилия. Кроме того они могут проявляться в нарушении сна, бессоннице, плохом аппетите, психосоматических жалобах. Часто страз распространяется не только на того, кто совершает насилие, но проявляется в настороженном отношении с другим взрослым.

Сверх агрессивность и импульсивное поведение. Поведение этих детей часто сопровождается агрессивным поведением дома и в детском саду. Они отличаются задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам, что является основной защитой против чувства тревоги и беспомощности. Такие дети часто в будущем вовлекаются в преступные и антисоциальные действия.

Подозрительность и недоверие. Дети, которые испытали родительское предательство, подверглись физическим наказаниям очень трудно установить доверительные отношения с взрослыми. Они могут считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы.

Депрессия и суицидальное поведение.  У этих детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения. Дети, подвергшиеся физическим оскорблениям, демонстрируют само разрушительное поведение в таких формах ка причинение увечий самим себе, суицидальные реакции, попытки и желания.

Низкая самооценка. Эти дети учатся рассматривать себя с некоторыми недовольствами и претензиями. Ощущают себя не популярными, несчастным, верят, что другие лучше их.

Нарушения в развитии и познавательной деятельности и центральной нервной системы. Наблюдается нарушения функций речи и говорения, как результат заторможенности этих функций в случае если ребенка часто наказывали за плачи и крики. Наблюдаются «мягкие» симптомы нарушений в деятельности центральной нервной системы.

Помимо обиды и боли ребенок испытывает гнев и сильное психическое напряжение. В результате он начинает отрицать свои чувства. Травмирующие переживания тлеют до поры в бессознательном, готовые в нужный момент, когда перед ним предстанет подходящая жертва, вспыхнув искрой, зажечься. Как результат ребенок проявляет агрессию по отношению к животным или более слабому ребенку.

Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает агрессивную модель поведения. Однако если он научился подавлять и отрицать свои чувства к насильнику, это может привести к депрессии и спровоцировать саморазрушающее поведение. Поэтому гнев ребенка обращается внутрь, против него самого, вызывая депрессию и ненависть к себе.

Последствия эмоционального насилия.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоценности уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить.

Таким образом, ребенок — жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

 Нарушения, возникающие после психологического насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.

Помимо непосредственного влияния насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследовании психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве.

«Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло».

В.А. Сухомлинский 

Часть 4. Выступление старшего воспитателя.

Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».

Суровые наказания и жестокость в отношении детей оправдать нельзя. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребёнку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Нельзя унижать ребёнка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.

4. Если ребёнок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.

5. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребёнка забитым; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

6. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребёнком, как наказание.

7. Внимание! Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребёнок буквально “проглатывает” негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- во время игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение, Он становится неискренним, лживым, угрюмым и скрытным. Так в отношения детей и родителей приходит отчуждённость.

Чем же можно заменить наказание?

- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

- Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

- Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

- Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.

Помните, что существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию, например:

- лишение развлечения,

- отстранение от какой-либо деятельности,

- естественные последствия: «насорил – убери», «забрызгал – вытри»,

- лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.

Любить – значит видеть в ребенке больше плюсов, чем минусов. Часто взрослый начинает легко перечислять недостатки ребенка, а о его достоинствах вспоминает с трудом или вообще ничего не может отметить. Вот так и в жизни – замечаний много, а похвалить вроде бы не за что, отсюда появляются и проблемы поведения, развития ребенка.

(Памятка для родителей «Находим плюсы, и поощряем».)

И всегда помните!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! А раны, унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Научиться слышать и слушать человека, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся ли ему создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию в детском саду "Жестокое обращение с детьми - Порочный круг насилия".

Данную презентацию я составила используя Интернет-ресерсы, и демонстрировала ее во время общего родительского собрания в детском саду на тему: "Профилактика безнадзорности и правонарушений у несоверше...

Родительское собрание: "Жестокое обращение с детьми: что это такое?"

четыре основные формы жестокого обращения с детьми, три способа открыть ребенку свою любовь....

Родительская встреча «Жестокое обращение с детьми»

ЦЕЛЬ: психологическое просвещение родителей о последствиях жестокого обращения с детьми. План1. Виды жестокого обращения с детьми.2. Как сказывается насилие над ребёнком на его дальнейшей судьбе....

Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Телефон доверия»

Ежегодно 17 мая в России отмечается Международный день детского телефона доверия, который призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизнен...

Родительское собрание «Насилие и его виды. Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко у...

Выступление на родительском собрании на тему "Жестокое обращение с детьми. Причины и следствия".

Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно над детьми, имеет тенденцию во...

План-конспект родительское собрание по теме "Жестокое обращение с детьми" + презентация

Данное родительское собрание поможет воспитателям обратить внимание на столь важную современного общество проблему поощирения  и наказания...