Статья
статья (старшая группа)

ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkova_t.n._-_statya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Т.Н. Башкова
воспитатель,  г. Сатка, РФ
Е-mail:  mkdou2satka@ yandex.ru

ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Аннотация

   Эффективным методом  преодоления застенчивости, тревожности, агрессивности, конфликтности является метод арт-терапии, разновидностью которой является изотерапия. Метода «марания», рисования по мокрому листу, техники «Рисуем эмоции», «Мандала» и другие в совокупности с музыкальными произведениями, упражнениями, художественной литературой, упражнениями помогают создать положительное эмоциональное состояние, снять мышечные зажимы.

Ключевые слова: арт-терапия, эмоциональная сфера, изотерапия.

Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы помочь детям высвободить скрытые возможности и сохранить неповторимость каждого из них. Но чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. Это состояние возникает от внутренних переживаний. Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.

Эффективным методом развития эмоциональной сферы детей является метод арт-терапии, который представляет собой методику развития при помощи художественного творчества. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через самовыражения, через познание мира с помощью творчества и искусства: рисования, лепки, музыки, литературы и так далее [1]. Главные цели таких занятий - формирование жизненного тонуса и выстраивание гармонических отношений с миром. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

Разновидностью арт-терапии является изотерапия-  психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. В процессе использования метода «марания» (в буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить») ребенок самостоятельно выбирает цвет краски, инструменты для рисования (это могут быть кисть, ватные палочки, просто детские пальчики или ладошки) и может смешивать краски, марать лист как ему хочется [2].  В моей группе, как и в любом детском коллективе, имеются дети как гиперактивные, так и пассивные, имеющие проблемы в эмоционально-личностной сфере, общении и поведении. Организуя совместную деятельность с детьми в группе, я заметила, что во время изобразительной деятельности у гиперактивных детей снижается импульсивность, тревожность, агрессивность, неадекватное поведение. Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния.

Основной задачей техники «Рисуем эмоции» является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и т.п.). В начале работы предлагаю ребенку  выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломаная линии, разнообразные штрихи и т.д. Пассивным, нерешительным детям помогает техника «Мандала». Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Мандала - это зеркало, отпечаток жизни здесь и сейчас. В основе лежит рисунок в круге. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания ребенка, успокаивает и уравновешивает, открывает возможность для духовного роста развитие творческих способностей. На первом этапе используются техники с неформальными материалами, не закрепощающие ребенка, например: кляксография, монотипия, пальчиковая живопись, волшебные нитки, рисование мыльными пузырями. Это позволяет снизить страхи, тревожность, дает полет фантазии.

В процессе работы я использую музыкальные произведения, упражнения: «Течение воды»,    «Переход через чащу», «Полёт бабочки», «Покой». Также использую художественную литературу, упражнения («Тряпичная  кукла», «Веселый клоун», «Печальный Пьеро», «Водоросли»). Цель этих упражнений - создание положительного эмоционального состояния, снятие мышечных зажимов. Кроме того использую коммуникативное рисование, направленное на осознание своего личностного "Я" и формирование способов эффективного взаимодействия детей друг с другом: «Я», «Я и мои друзья», «Дружное путешествие», «Добрые дела».    

Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в обществе [3].

Список использованной литературы:

  1. Бережная М.С. Арт - терапия как метод социокультурной адаптации личности – М.: Когито – Центр, 2006. – 336с.
  2. Кожохина С.В. Путешествие в мир искусства - СПб.: Речь, 2005г.
  3. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова - М.: Academia, 2001. -246 c.

© Т.Н.Башкова, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...