Мастер-класс на тему «Логоритмика в работе с детьми»
методическая разработка (младшая группа)

Трусова Анастасия Александровна

Мастер-класс для воспитателей на тему «Логоритмика в работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Логоритмика в работе с детьми»

Актуальность:

С каждым годом, по наблюдениям логопедов, в детских садах растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Цель мастер-класса: 

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики в речевом развитии дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика - это речь, музыка и движение.

   Цель моей работы в данном направлении, это помочь детям с незначительными нарушениями речи, которую может оказать именно воспитатель в условиях детского сада.

В целом, логоритмические игры и упражнения включены в жизнедеятельность в детском саду.  Это и утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями; проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок, скороговорок, во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям; речевые игры перед едой; логоритмические паузы на занятиях; динамические паузы между занятиями; театрализованные занятия с использованием речевого материала; подвижные игры, игры малой подвижности и всевозможные логоритмические досуги.

Что же включают в себя логоритмические упражнения. Это:

  1. Двигательные упражнения
  2. Речевые упражнения
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Пальчиковые и подвижные игры
  5. Упражнения на развитие внимания и памяти
  6. Танцы под ритмодекламацию
  7. Артикуляционная гимнастика
  8. Песни и стихи, сопровождающие движением
  9. Упражнения на релаксацию 
  10. Так же игровой массаж, точечный и самомассаж с использованием музыки или стихотворений.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии.

Уважаемые коллеги, сегодня я покажу вам некоторые формы работы с использованием логоритмических упражнений которые я применяю в работе с детьми.  А для начала, предлагаю вам станцевать коммуникативный танец, который поможет нам расслабиться и получить удовольствие от общения.  

  1. Упражнение «Танцевальная фантазия»

Фантазия означает – воображение. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Такие задания развивают у детей способность к творчеству, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

Уважаемые коллеги, сейчас я буду рассказывать притчу, а вы выполнять движения, соответствующие словам притчи.

«Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство. 
Все статуи были разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между ними и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачивались, и разглядывали друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца. 
… Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки. 

2. Следующее упражнение – это «Ритмичная скороговорка»

Соединить скороговорку с игрой, с движением очень полезно для отработки чистоты произношения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения.

Прошу «разбиться» на пары, стать лицом к лицу и приготовить свои ладошки. Чтобы быстрее выучить скороговорку, мы будем прохлопывать ее ритм.

  • Задание для первой пары: положите ладони так, чтобы каждый из вас мог хлопнуть по ладони товарища. Вы по очереди проговариваете скороговорку, делая хлопок на каждое слово.
  • Задание для второй пары: один из участников хлопает, задавая ритм, а другой проговаривает скороговорку.
  • Задание для третей пары: один из участников хлопает под чтение скороговорки другим участником.

Итак, приступаем.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

3.Упражнение по методике Елены Попляновой с палочками-скакалочками.

Игры с такими палочками отлично развивают мелкую и крупную моторику, координацию движений, чувство ритма, воображение и способствуют развитию творческого потенциала. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры – находка для увлекательных занятий с детьми. Дети очень быстро запоминают веселые песенки и вскоре занятия с палочками можно проводить под минусовые композиции, где дети сами исполняют слова.

4.Песня с движениями «Снег руками нагребаем»

На сегодняшний день существует много различных технологий, методик с применением логоритмики, которые способствуют общему развитию ребенка. Методика Екатерины Железновой, отличается легкостью восприятия материала, игровой формой подачи, кроме того она способствует физическому развитию, развивает мелкую моторику, память, мышление. Опробовав ее в своей работе, мне особенно понравились песенки с движением. С огромным желанием дети запоминают движения, подпевают слова к песням. Музыка – она всегда поднимает настроение у детей и вызывает положительные эмоции.

Итог: Сегодня вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях. Все они проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Мастер-класс "Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми"

Развитие коммуникативных умений  в работе с детьми дошкольного возраста является  приоритетной задачей саморазвития педагога. Поскольку воспитание и обучение детей не осуществляется без обще...

Доклад на тему: "Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ".

Доклад на тему: "Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ"....