Самообразование
материал

Зюзева  Ксения Витальевна

Взаимодействие с родителями, детьми и педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

ПЛАН

по самообразованию педагога

Зюзевой Ксении Витальевны

_______________________________________________________________________             

(Ф.И.О. педагога)

Тема:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

__________________________________________________________________________________________________________

(тема)

2017 – 2019  

_____________________________________________

(учебный год)

Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сменилось и отношение людей к Родине.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посещения открытых мероприятий педагогов ДОУ.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

4. Подобрать материалы и применить на практике:

      - диагностика детей на начало и конец учебного года;

     - разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

     - консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»

     - перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников

     - оформление уголка «Патриотического воспитания» в группе (картотека дидактических игр для детей, художественная литература, пособия);

     - деловая игра для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.


План работы по самообразованию на 2017 – 2018 год

Месяц

Формы работы

самообразование

с детьми

с педагогами

с родителями

В течении 2017 – 2019 года

1. Изучение нормативно правовой документации:

- Закон «Об образовании»;

- «Патриотическое воспитание» сборник нормативно -правовые документов. ТЦ Сфера, 2005 г.;

- СанПин 2.4.1.3049-13;

- ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014 г).

2. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я».  

3. Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

4.Обучение на курсах повышения квалификации.

5.Обзор в Интернете информации по теме.

6.Участие в конкурсах профессионального мастерства, интернет – конкурсах.

7.Издательская деятельность (публикация в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов, своих разработок на образовательных сайтах в Интернете)

Сентябрь

1. Изучение методической литературы: Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

2. Организовать работу кружка, создать кружковую программу.

Диагностика детей

Анкетирование «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка»

1.Анкетирование «Нравственно -патриотическое воспитание ребенка в семье».

2.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников

Октябрь

1. Изучение методической литературы:

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет.

2. Оформить в группе уголок «Патриотического воспитания».

Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»

1.Оформить родительский уголок по теме.

2.Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Ноябрь

1. Изучение методической литературы:

- Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой.

Буклет «Советуем почитать» Художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей.

 Консультация  «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Декабрь

1. Изучение методической литературы: Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.

2. Изготовление картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

Консультация «Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Оформление папки передвижки. Тема: «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»

Январь

 1. Изучение методической литературы:

- Писарева А.Е. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие;

- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;

2. Пополнение предметно-пространственной среды.

Памятка «Предметно – развивающая среда в патриотическом воспитании дошкольников»

Папка – передвижка «Семейные традиции»

Февраль

1. Изучение методической литературы: Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год».

Подготовить (провести) деловую игру для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»

Март

1. Изучение методической литературы: Зацепина М.Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание».

1.Выставка детских работ «Моя мама»

2.Праздничный концерт ко Дню 8 марта

Апрель

1. Изучение методической литературы: Данилина Г.Н. Дошкольнику о культуре и истории России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год».

Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Диагностика ЗУН детей

Отчёт о проделанной работе за 2017 – 2018 учебный год  на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

План работы по самообразованию на 2018 – 2019 год

Месяц

Формы работы

самообразование

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1. Изучение методической литературы: Комратова М.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. Работа в ДОУ: воинская слава России; русская матрешка; городская и сельская природа и др. Методическое пособие.

2. Продолжить кружковую работу, составить перспективно – тематический план  проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

1. Диагностика ЗУН детей

2. Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 3.Краткосрочный проект «Правила этикета»

Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании»

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников

Октябрь

1. Изучение методической литературы: Богачева В.И. и др. «Мое Отечество – Россия». Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.Пополнение предметно – развивающей среды материалами по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 2.Краткосрочные проекты «Геральдика России, ХМАО, города Пыть-Ях»,

«Моя малая Родина»

Консультация «Воспитание чувства любви к своей родине»

Ноябрь

1. Изучение методической литературы:

Сухомлинский, В.А. «Родина в сердце».

2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочные проекты «Богатыри земли русской. Былины», «Отчизны верные сыны»

1.Торжественное посвящение в кадеты.

2.Консультация «Былины»

Декабрь

1. Изучение методической литературы: «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.

2. Пополнение картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект  «Отчизны верные сыны»

Консультация «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии»

Выставка работ родителей с детьми «Наша армия сильна».

2.Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Январь

1. Изучение методической литературы: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников».

Под ред. Н.В. Микляевой.

2. Пополнение предметно-пространственной среды.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект «Армия вчера, сегодня, завтра»

Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях  ФГОС ДО»

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии»

Февраль

1. Изучение методической литературы: Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод.

Пособие для педагогов.

2.Подготовить мероприятие с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать»

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект «Военные профессии»

1.Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»

2.Спортивный досуг «Есть такая профессия – Родину защищать»

Март

1. Изучение методической литературы: Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников

через взаимодействие трех поколений. Материалы III Международной конференции (29

мая 2013 г.).

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2.Краткосрочный проект «Вечный песенный огонь»

Подготовить (провести) круглый - стол для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ»

1.Консультация «Роль песни в жизни Армии»

2.Семейный досуг «Споемте друзья»

Апрель

1. Изучение методической литературы: Амбросимова Г.Н., Остапец А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочные проекты  «Памятники России», «Города – герои»

1.Папка – передвижка «Памятники России», «Города – герои»

2.Создание макета «Памятники России»

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочные проекты «Награды России», «Русский военный костюм» 3.«Диагностика ЗУН детей

Отчёт о проделанной работе за учебный год на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Выход темы:

- Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

- Сборник консультаций для родителей. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

 Отчёт о проделанной работе за учебный год.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

 

   ПЛАН

по самообразованию педагога

Зюзевой Ксении Витальевны

_______________________________________________________________________             

(Ф.И.О. педагога)

Тема:

«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

__________________________________________________________________________________________________________

(тема)

2015 - 2017  

_____________________________________________

(учебный год)

Актуальность.

Тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» выбрана мною не случайно.

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Работа начата – 01.09.2015 года.

Работа закончилась – 31.05.2017 года.

Этапы реализации самообразования

Этапы проведения

Работа по теме

Результат

I этап (сентябрь)

1.Изучение методической литературы:

 а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.

  •  б) Комплексное тематическое  
  • планирование.
  • Изучение статей в журналах:
  • «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное
  • воспитание».   
  • 2.Мониторинг  детей.

Программа «От рождения до школы под редакцией Н. В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

II этап (октябрь-ноябрь)

 Пополнение предметно-развивающей среды: настольно – печатными играми; словесными и играми с предметами.

1. Настольно – печатные игры.

2.Картотека речевых игр и игр с предметами.

III этап (в течении года)

1. Составление перспективного плана дидактических игр по развитию речи дошкольников.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

Перспективный план дидактических игр по речевому развитию детей.

IV этап (январь-февраль)

1.Анкетирование родителей.

2.Рекомендации для родителей.

3. Составление консультационного материала для родителей.

4.  Дидактический материал для родителей на: развитие грамматического строя речи; активизации словаря;  формирования звуковой культуры речи; формирования связной речи дошкольников”.

1.Анкеты.

2. Круглый стол "Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей", Семинар – практикум «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников».

3. Папки – передвижки и консультации: “Что такое дидактическая игра», «Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников?”, «Методические рекомендации по проведению дидактических игр», «Дидактическая игра своими руками».

4.Картотеки игр.

V этап (май)

 Контрольный мониторинг детей.

Аналитические справки по мониторингу.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, планируемые в процессе работы над темой:

-  изучение литературы по теме;

- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;

- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;

- апробация разработанной модели на практике. Внести необходимые коррективы;

- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

обобщение результатов на заседании методического объединения.

 Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.

Наш детский сад работает по программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Одним из целевых ориентиров не этапе завершения дошкольного образования является «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.»

Мной проводилось обследование речевого развития детей во 2 младшей группе. Обследование проводилось по следующим компонентам: связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звуковая культура речи детей.

Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группы на начало года

Уровень развития речи

Начало года

Критический, %

69

Норма, %

31

Оптимальный, %

0

Причины:

-  адаптация детей в детском саду;

- отсутствие у ребенка потребности в общении;

- нерегулярное посещение детского сада.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Перспективное планирование дидактических игр для детей во второй младшей группе.

Месяц

Дидактическая игра

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

2 неделя

«Чудесный мешочек»

Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Работа над звуком [а]

3 неделя

«Разноцветный сундучок»

Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Работа над звуком [у]

4 неделя

«Теремок»

Ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. Работа над звуком [и]

Октябрь

1 неделя

«Чего не стало?»

Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Работа над звуком [а, у, и]

«Поезд»

Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Работа над звуком [а, у, и]

2 неделя

«Поезд»

Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Работа над звуком [о]

«Лото»

Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). Работа над звуком [о]

3 неделя

«Прятки»

Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед). Работа над звуком [э]

«Качели»

Соотносить слова стихотворения с собственными движениями. Работа над звуком [э]

4 неделя

«Потерялись»

Соотносить название животного с названием детеныша. Работа над звуком [ы]

«Качели»

Соотносить слова стихотворения с собственными движениями. Работа над звуком [ы]

Ноябрь

1 неделя

«Чей голос?»

Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Работа над звуком [о, э,ы]

«Ежик и мыши»

Использовать формы повелительного наклонения глаголов. Работа над звуком [о, э, ы]

2 неделя

«Что за предмет?» по типу «Чудесный мешочек»

Называть предмет. Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Работа над звуком [м, м’]

«Ежик и мыши»

Использовать формы повелительного наклонения глаголов. Работа над звуком [м, м’]

3 неделя

«Скажи какой»

Выделять признаки предметов. Работа над звуком [п, п’]

«Дружные ребята»

Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных. Работа над звуком [п, п’]

4 неделя

«У кого кто?»

Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком. Работа над звуком [б, б’]

«Дружные ребята»

Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.  Работа над звуком [б, б’]

Декабрь

1 неделя

«Объясни Буратино»

Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу. Работа над звуком [м, м’ п, п’ б, б’]

«Лохматый пес»

Соотносить действие со словом, закреплять способы приставочного образования глаголов. Работа над звуком [м, м’ п, п’ б, б’]

2 неделя

«Добавь слово»

Находить нужное по смыслу слово (глагол). Работа над звуком [т, т’]

«Лохматый пес»

Соотносить действие со словом, закреплять способы приставочного образования глаголов. Работа над звуком [т, т’]

3 неделя

«Вечер загадок»

Определять объект по его функциональным и внешним признакам. Работа над звуком [д, д’]

«Мороз»

Закрепить различные способы образования глаголов. Работа над звуком [д, д’]

4 неделя

«Разложи картинки»

Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Работа над звуком [н, н’]

«Мороз»

Закрепить различные способы образования глаголов.  Работа над звуком [н, н’]

Январь

1 неделя

«Встань в круг»

Составлять коллективное описание игрушки. Работа над звуком [т, т’ д, д’ н, н’]

«Летели кукушки»

Использовать глаголы в связной речи. Работа над звуком [т, т’ д, д’ н, н’]

2 неделя

«Летели кукушки»

Использовать глаголы в связной речи.  Работа над звуком [к, к’]

«Как живете? Что жуете?»

Образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа. Работа над звуком [к, к’]

3 неделя

«Гуси»

Использовать в речи однокоренные слова. Работа над звуком [г, г’]

«Хохлатка»

Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения. Работа над звуком [г, г’]

4 неделя

«Подскажи словечко»

 Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в рифму. Работа над звуком [х, х’]

«Хохлатка»

Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения.  Работа над звуком [х, х’]

Февраль

1 неделя

«С Мишкой»

Учить использовать глаголы в повелит. наклонении. Работа над звуком [к, к’ г, г’ х, х’]

«Юла»

Соотносить собственные движения с ритмом стихотворения. Работа над звуком [к, к’ г, г’ х, х’]

2 неделя

«На горке»

Учить использовать в речи глаголы съезжать в повелит. наклонении съезжай. Работа над звуком [й, я, е, ё, ю]

«Юла»

Соотносить собственные движения с ритмом стихотворения . Работа над звуком [й, я, е, ё, ю]

3 неделя

«Кто кого обогнал?»

Практическое употребление существительных в винитительном падеже. Работа над звуком [ф, ф`]

«У дядюшки Якова»

Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. Работа над звуком [ф, ф`]

4 неделя

«Где Петрушка?»

Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами. Работа над звуком [в, в`]

«У дядюшки Якова»

Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.  Работа над звуком [в, в`]

Март

1 неделя

«Ласковые имена»

Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно- ласкательного значения. Работа над звуком [ф, ф`, в, в`]

«Птицы и автомобиль»

Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Работа над звуком [ф, ф`, в, в`]

2 неделя

«Вот какая мама»

Различать глаголы одеть и надеть. Работа над звуком [с]

«Птицы и автомобиль»

Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.  Работа над звуком [с]

3 неделя

«Посидим в тишине»

Обогащать лексику. Работа над звуком [с]

«Солнечные зайчики»

Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями. Работа над звуком [с]

4 неделя

«Скажи что делает и что будет делать»

Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия. Работа над звуком [с, с`]

«Солнечные зайчики

Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями. Работа над звуком [с, с`]

Апрель

1 неделя

«Теремок»

Употребление существительных единственного и множественного числа. Работа над звуком [с, с`]

«Зайка беленький сидит»

Учить детей внимательно слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Работа над звуком [с, с`].

2 неделя

«Лото»

Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). Работа над звуком [з, с, ц]

«Зайка беленький сидит»

Учить детей внимательно слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Работа над звуком [з, с, ц]

3 неделя

«Чего не стало»

Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Работа над звуком [з, з`]

«Коза рогатая»

Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, з`]

4 неделя

«Закончи предложение»

Подбирать   глаголы,  обозначающие   окончания   действий. Работа над звуком [з, з`]

«Коза рогатая»

Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, з`]

Май

1 неделя

«Путешествие Буратино»

Ориентироваться в значениях глаголов. Работа над звуком [з, с, ц]

«Сова»

Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл. Работа над звуком [з, с, ц]

2 неделя

«Сережа и гвозди»

Подбирать рифму, ориентируясь на окончания глаголов. Работа над звуком [з, с, ц]

«Сова»

Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл.

3 неделя

«Пылесос»

Соотносить предмет с его функциями. Работа над звуком [з, с, ц]

«Заинька»

Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, с, ц]

4 неделя

«Вот когда я взрослым стану»

Развивать чувство юмора, речь. Работа над звуком [з, с, ц]

«Заинька»

Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, с, ц]

Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие»

во 2 младшей группе на конец  года

Уровень развития речи

Начало года

Конец года

Критический, %

69

43

Норма, %

31

35

Оптимальный, %

0

22

Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на начало года  

Уровень развития речи

Начало года

Критический, %

26

Норма, %

48

Оптимальный, %

26

Перспективное планирование дидактических игр для детей в средней группе

Неделя

Дидактическая игра

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

2 неделя «Мой детский сад»

«Буратино – путешественник»

Ориентироваться в значении глаголов.

«Где что лежит»

Учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком;   закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

3 неделя «Какие мы»

«Игра с микрофоном»

Систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга.

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

4 неделя

«Правила нашей жизни»

«Прятки»

Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

«Кто больше вспомнит»

Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Октябрь

1 неделя

«Овощи»

«Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Где что растет?»

Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

2 неделя

«Фрукты»

«Где что лежит»

Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.

«Где что растет?»

Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

3 неделя

«В лес за грибами и ягодами»

«Какой цветок»

Учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

«Брать – не брать»

Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

4 неделя

«Осень»

«Назови одним словом»

Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

«Лето или осень»

Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ноябрь

1 неделя

«Улицы моего города»

«Назови улицу»

Учить образованию новых слов (гора –горная, солнце – солнечная, вишня – вишневая)

«Отгадай – ка»

Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

2 неделя

«Как вести себя на улице»

«Веселый мяч»

Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

3 неделя

«Мы идем в магазин»

«Магазин»

Учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания

«Какая, какое, какой»

Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

4 неделя

«Досуг в выходные»

«Почтальон принес открытку»

Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

«Так бывает или нет»

Учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.

Декабрь

1 неделя

«Я и моя семья»

«Ласковые слова»

Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т.д.)

«Кто больше назовет действий»

Учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.

2 неделя

«Наш дом»

«Где что лежит»

Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.

«Какое что бывает»

Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  внимание.

3 неделя

«Зима»

«Вьюга»

Развивать силу голоса детей.

«Игра в загадки»

Расширять запас существительных в активном словаре.

4 неделя

«Зимние праздники»

«Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Выдели слово»

Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

«Мебель»

«Прятки»

Активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, под, между)

«Закончи предложение»

Учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

3 неделя

«Еда и посуда»

«Найди по описанию»

Упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах

«Какое что бывает»

учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

4 неделя

«Одежда, головные уборы и обувь»

«Одежда»

Учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность).

«Загадай, мы отгадаем»

Закрепить знания об одежде и головных уборах; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Февраль

1 неделя

«Профессии»

«Что делает?» - описание работы дворника

Развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника

«Кому что нужно»

Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание

2 неделя

«Творческие профессии»

«Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Выдели слово»

Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

3 неделя

«Папин праздник»

«Кто что делает»

Активизировать в речи детей глаголы – действия.

«Придумай другое слово»

Расширять словарный запас; развивать внимание.

4 неделя

«Мамин праздник»

«Кто что делает»

Активизировать в речи детей глаголы – действия.

«Подбери похожие слова»

Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Март

1 неделя

«Дикие звери в зоопарке»

«Кто у кого»

Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа

«Что умеют делать звери?»

Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

2 неделя

«Домашние животные»

«Как «говорит»?»

Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного.

«Найди ошибку»

Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

3 неделя

«Птицы»

«Птица с птенцами»

Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

«Кто летает»

Закрепить знания о птицах, развивать внимание, память.

4 неделя

«Рыбы, морские и речные обитатели»

«В реке водились»

Учить правильно употреблять существительные  множественного числа в винительном, родительном падежах, закрепить знание рыб

«Какая, какое, какой»

Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Апрель

1 неделя

«Весеннее пробуждение природы»

«Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

«Какое время года»

Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

2 неделя

«Насекомые»

«Комары и жуки»

Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].

«Что за насекомое»

уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

3 неделя

«Сажаем растения»

Повтори как я»

Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Отгадай, что за растение»

Учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

4 неделя

«Откуда хлеб пришел»

«Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

«Игра в загадки»

Расширять запас существительных в активном словаре.

Май

1 неделя

«Транспорт»

«Чего не стало»

Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного числа, развивать зрительную память.

«Третий лишний»

закрепить знания детей о многообразии транспорта, развивать память, быстроту реакции.

2 неделя

«Мой календарь»

«Что сначала, что потом»

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь

«Какое, что бывает»

Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

3 неделя

«Времена года»

«Скажи по другому»

Учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный)

«Весна или лето»

Закрепить знание признаков весны, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

4 неделя

«Что мы знаем и умеем»

«Закончи фразу»

Учить подбирать слова подходящие по смыслу

«Не ошибись»

Закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...