Выступления
материал

Дулмаева Дарима Амуровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Мылинский детский сад «Чебурашка»

Доклад

Тема: «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».

Выполнила: воспитатель Дулмаева Д.А.

2017г.

В последнее время, вполне справедливо, достаточно часто поднимается тема важности игровой деятельности.

И действительно, дети-дошкольники очень часто большую часть своего времени проводят либо участвуя в специально организованной деятельности (подготовка к праздникам, к обучению в школе и т.п.), либо с телевизором и/или компьютером. Даже если у ребёнка существует достаточное количество игрушек, необходимых для его возраста, ребёнок не стремится играть. Причин ухода игры много, это и непонимание значения игры, и приоритет знаний и учебной деятельности, и отсутствие разновозрастных детских сообществ и подмена игры игровыми формами обучения.

Хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.

 Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности. В отличие от этого использование игровых приемов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности.

 Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы. В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки.

3)Игра – не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности. В отличие от этого игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеют ничего общего с настоящей игрой.

Следует помнить эти отличия и не подменять игру игровыми формами и технологиями.

Значение игры в психическом развитии ребёнка трудно переоценить, т.к. она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребёнка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. Всё, чем он занимается: складывает из кубиков башенку, собирает пирамидку, кормит куклу и т.д., - взрослые называют игрой.

Какими же чертами должна обладать деятельность, чтобы мы могли определить её как игровую.

1. Игра – это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

2. Игровая деятельность носит творческий импровизационный характер.

3. Игровой деятельности сопутствуют эмоциональная приподнятость.

4. Для игры характерно наличие прямых или косвенных правил, отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры.

Следует помнить, что игра это не игровое занятие,

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра выполняет важнейшие функции, а именно:

-функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развлекательную: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре ;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; Выготский Л.С. говорил о том, что игровая деятельность ребёнка даёт возможность увидеть зону его ближайшего развития и те новообразования, которые потенциально готовы проявиться в психическом становлении в скором будущем.

С самого раннего возраста для ребёнка привлекательно всё, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же, что и они, и так же, как они. Однако, это недоступно ему. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – процессуальной игры, в ходе которой ребёнок в условном плане, понарошку может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх ребёнок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействия взрослых, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи. Как правило, ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чём узнаёт из книжек, мультфильмов и т.п.

Все мы видим различия в игре детей, поступивших из семей и детей, выросших в Доме ребёнка. Конечно, ограниченность впечатлений сказывается на возникновении и развитии игровых сюжетов. Тем большее значение приобретают экскурсии, целевые прогулки, поездки, организованные для наших детей в театры, цирк, зоопарк,  детскую железную дорогу и т.п.

Важно помнить о необходимости отражения таких походов в беседах об увиденном, просмотре фотографий, чтении художественной литературы и, конечно, в игре. С использованием строительного материала, игрушек для ролевых игр: атрибутов роли, предметов ролевых действий, образных игрушек, маркеров пространства.

Но до того момента, как игра станет сюжетной, сюжетно-ролевой, приобретёт ведущую роль в дошкольном возрасте, ребёнку необходимо освоить, прожить предыдущие этапы развития, ведущие к возникновению сюжетно-ролевой игры.

Игровое действие имеет свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца.

Практически с самого рождения начинается обучение ребёнка игровым действиям, хотя на первых порах не напрямую, а косвенно. С рождения до 3 месяцев главное для малыша –эмоционально-личностное общение, которое к 3 мес. усложняется, становится взаимным, что связано с развитием различных реакций малыша на окружающее (улыбается на лицо и голос взрослого, следит за предметом, поворачивает голову на звук, пытается удержать игрушку, начинает ощупывать и т.д.).

С 3 до 6 месяцев главное для ребёнка – исследование окружающего мира, предметов, людей, своих физических возможностей. Такую игру можно уже назвать сенсомоторной.

С 6 до 9 мес. сенсомоторная игра продолжает развиваться, все больше превращаясь в ознакомительную игру с предметами.

С 9 до 12 мес. Появляется подражательная игра, которая выражается в многократном воспроизведении (имитации) действий в конкретной ситуации.

В период с года до 1г.3мес. подражательная игра усложняется, становится отсроченной (начинает воспроизводить действия, разученные ранее) и дифференцированной, т.е. с игрушками действует разнообразно, в зависимости от их свойств: погремушкой гремит, мяч катает, кольца с пирамидки снимает и т.п.

С 1г.3мес. до 1г.9мес. появляется простая отобразительная игра – ребёнок выполняет ряд действий, не связанных с сюжетом. Малыш умеет куклу кормить, качать, но делает это без сюжета. К концу этого периода появляются предметы-заместители (вместо конфеты – брусок, вместо мыла – кирпичик).

С 1г.9мес. до 2 – 2,5 лет формируется сюжетно-отобразительная игра.

Ребёнок начинает воспроизводить действия, связанные с сюжетом. В игре начинают отображаться социальные отношения – ребёнок может пожалеть куклу, а может и поругать её. К 2 годам появляется параллельная игра – дети играют рядом, но не вместе, между ними не существует взаимодействия.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей 2-3 года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элемент поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я-мама, доктор и т.д.» Так происходит становление сюжетно-ролевой игры.

Предпосылками перехода к сюжетно-ролевой игре являются: появление обобщенных действий, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние себя именем героя, обогащение содержания игры.

Вообще, все сюжетно-ролевые игры детей можно разделить на следующие категории: бытовые сюжеты, производственные и героические темы, игры по мотивам литературных произведений и режиссерские игры.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ

 МЫЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»

Выступление на педагогическом совете

«Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»

(презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Подготовила

воспитатель :Дулмаева Д.А.

2017год

Решая задачу годового плана на 2016-2017 учебный год по ранней профориентации, мы с Н.Г. Дембендер реализовали познавательно-информационный, практико-ориентированный, среднесрочный проект «Все профессии нужны, все профессии важны».

В ходе беседы с детьми выяснилось, что на вопрос «Где работают ваши родители?», дети отвечали «На работе», а на вопрос «Что они делают на работе?» дети отвечали «Зарабатывают деньги». Это натолкнуло нас на мысль, что дети мало знают о профессии своих родителей. И вот появилась у нас «проблема» - с помощью каких технологий и форм работы познакомить детей с профессиями родителей. Вот и возникла идея создания данного проекта, так как мы глубоко убеждены, что ознакомление с профессиями и ранняя профориентация через проектную и игровую технологию обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, способствует развитию представлений об их значимости и ценности.

Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о профессиях и их родителей, используя при этом разные формы работы.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления детей о разных видах труда взрослых.
  2. Познакомить с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах их труда, оборудовании, инструментов, необходимых для работы.
  3. Побуждать любознательность и интерес к труду взрослых.
  4. Развивать умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
  5. Способствовать формированию положительного отношения к труду взрослых и результатам их труда.

Виртуальные экскурсии позволили познакомить детей с назначением профессий, какие инструменты используются в работе, какая одежда и что является предметом труда, а также позволили узнать много интересного. Получив эти знания мы их перенесли в игру, используя игровые технологии, где дети перевоплощались в представителей профессий и брали на себя роль и выполняли, характерные для них трудовые действия, взаимодействуя с друг другом.

В ходе реализации проекта мы определили, что результатом проекта должны остаться весомые, значимые продукты всей нашей деятельности.

Расскажу вам как появился первый продукт нашей работы макет «Строительная площадка». В ходе предварительной работы мы с детьми определили - что такое строительная площадка. Я принесла деревянный ящик для изготовления макета строительной площадки. И тут дети начали размышлять, чего не хватает. Решили, что песка и камней. На прогулке с детьми мы набрали песок и гравий, промыли и высушили. Потом дети стали думать в какой стороне будет лежать песок, а в какой гравий. И тут мальчики сами стали подносить спецтехнику из гаража группы. Потом Максим заметил, что некоторой техники не хватает и мы потом её докупили, некоторые машины были больше размером и не подходили пропорциям площадки и строителей -человечков. Из интернет-магазина я заказала конструктор из керамических кирпичиков и детям намного интереснее стало играть. Детям предлагался и другой строительный материал (лего-мелкое и крупное, деревянный строительный набор). А также дети могут досыпать песок и гравий  из контейнеров или убирать. Макет мобильный, дети могут выбрать сами место стройки. Этот макет может служить развивающей средой и для ознакомления детей с другими темами. Например, ознакомление со свойствами песка, цемента, кирпича; виды домов и др.

Играя в строителей, дети смогли закрепить все полученные знания о профессии строителя, развивать воображение, творчество, способность играть вместе, договариваться. Итоговым событием было  ОС на конкурсе «Воспитатель года Кубани  в 2017 году »

Следующий продукт, с которым я хочу вас познакомить, это альбом «Профессии наших родителей», в котором собраны фотографии родителей на рабочем месте и рассказы детей об их работе. Рассматривая этот альбом, дети рассказывают своим сверстникам о работе своих родителей, тем самым развивается речь ребенка, обогащается словарный запас ребенка. И конечно, дети очень гордятся тем, что их родители работают и приносят пользу людям, обществу.

И еще один продукт это дидактическая игра «Изучаем профессии». Эта игра позволяет детям закрепить свои знания об инструментах и атрибутах, необходимых в работе 4 профессий (повара, врача, парикмахера, строителя). У детей играя в эту игру также развивается речь, обогащается и активизируется словарный запас.  Пособие представляет собой круг, разделенный на 4 сектора и карточки на прищепках с изображением атрибутов и инструментов к каждой профессии, их по 5 карточек. Дети, выбрав профессию, из общего числа карточек находят подходящие атрибуты к выбранной профессии. Можно придумать другие варианты игры.

Еще одна дидактическая игра, которую хочу вам презентовать, называется «Кому какой костюм?». Играя в эту игру, дети закрепляют знания об одежде и головных уборах разных профессий, ее назначении, отличительных свойствах.  В этой игре дети могут выступить дизайнерами одежды и придумать свой вариант оформления костюма, используя шаблон костюма. Один из вариантов игры «Найди ошибку», «Путаница», «Подбери к  костюму головной убор» или наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....