Статья "Арт-технологии, как средство развития танцевальных навыков детей дошкольного возраста"
статья

Бучнева Елена Валентиновна

В данной статье рассматривается описание арт-технологии и ее игровых элементов, которые могут быть применимы в постановочной работе с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_tehnologii_-_opisanie.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-технологии,

как средство развития танцевальных навыков детей дошкольного возраста

Ученый стремится не столько описать неизменное,

сколько найти не изменяющиеся описания меняющегося.

Г. Браун

Арт технологии – способы решения задач или проблем с помощью искусства. Через пластичные (фотография, лепка, резьба), динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, цирк, хореография) виды искусства специалисты предупреждают проблемы и решают сложные задачи. В основе арт технологий лежит процесс творчества.

Технология направлена на решение проблемы развития успешной личности и творческой реализации каждого ребенка не только в рамках образовательной системы, но и в иных аспектах жизни. Применение данной технологии возможно в условиях дошкольного образования, в работе музыкального руководителя и педагога дополнительного образования (хореографа).

Идея внедрения технологии – выстроить процесс обучения танцевальным навыкам таким образом, чтобы задействовать фантазию и воображение детей, учить их общению с окружающими людьми, гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, помочь формированию думающего и чувствующего человека готового к творческой деятельности в любой области. Педагогу нужно создать такую образовательную и воспитательную среду, которая снабжает детей разнообразным опытом взаимодействия с социумом, опытом самопознания, самоорганизации, самовоспитания, формирующим реальную позитивную самооценку своих сил и возможностей.

Использование арт-технологий при обучении классическому и народному танцу, в постановочной и репетиционной деятельности помогает воспитанникам избегать «слепого» повторения заданных педагогом танцевальных упражнений и содействует творческому переживанию хореографических ситуаций, себя и других в этих ситуациях, всех ценностей дошкольного периода.

Особенность арт-технологии заключается в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

Педагогическая задача – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, вместе с другими людьми, познавать окружающий мир. Иными словами, помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.

Использование арт-технологий направлено к тому, чтобы развивать у каждого ребенка такие личностные черты, как уверенность в себе, смелость, способность рисковать, мобилизоваться, признание самого себя, эстетическая ориентация, стремление к самоактуализации, раскрытию, взрослению.

Формы и методы. Арт-технология предполагает использование занятий с элементами тренинга и дифференцированного подхода в процессе взаимодействия с воспитанниками. Данная технология реализуется посредствам игровых приемов с использованием средств художественной выразительности. Игра, является приемом, который способствует всестороннему развитию личности. Включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, изобразительной деятельности является мощным средством сближения людей, развития креативности, преодоления пассивности, а также вызывают положительные эмоции, создающие необходимый фон для успешного усвоения знаний. За счет включения арт-элементов в любое занятие происходит установление взаимосвязи эмоциональных и рациональных моментов, и ребенок способен не только понять, но и почувствовать то, о чем говорит педагог. Арт-технологии создают у ребенка эффект присутствия «Я это видел». Это стимулирует детский интерес, развивает познавательные способности – желание узнать и увидеть больше

Технология опирается на следующие педагогические принципы:

  • принцип гуманизации и демократизации;
  • принцип интенсивного восприятия (использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний);
  • принцип открытости общения, способствующий формированию доверительных отношений в детском коллективе;
  • принцип осознанности обучения (рефлексия);
  • принцип проблемности обучения;
  • принцип природосообразности.

Условия, при соблюдении которых технология эффективна, следующие:

  • применение активных методов групповой работы;
  • отслеживание результативности творческой деятельности не только отдельно взятой группы, но и каждого воспитанника;
  • рефлексия;
  • атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности;
  • опора на творческий характер вопросов и заданий;
  • грамотное применение дискуссионного метода.

Педагогическая диагностика результативности арт-технологии используется на различных этапах и в различных формах. Именно это определяет направление деятельности, исходящее от возможностей и данных детей.

Педагогическая идея арт-технологии заключается в том, чтобы стимулируя, поощряя к творчеству, не давать конкретных решений, расширять пространство воображения ребенка, учить его прислушиваться и доверять собственным ощущениям. Не требуется объяснять детям точную технику шага, расшифровывать куда, какой ногой или рукой, как именно надо двигать. Для визуализации нужных движений используются образы. Например, «Нарисуйте радугу на небе!», «Зачерпните воду рукой», «Прижмитесь к стене», «Шагните хрустальным башмачком по зеркальному полу» и т.д. Процесс творчества детям более интересен, чем его результат. Поэтому в арт-технологии не предполагают применения наглядных материалов как образцов исполнения, это очертит рамки свободному проявлению детской творческой спонтанности.

Арт-технология, применяемые на занятиях хореографии, включает в себя:

1. Музыку и музыкальные игры, которые создают образы-впечатления (рисунки, танцевальные движения, пластические фантазии) и помогают ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться».

2. Рисунок, изобразительное искусство (изображение своего настроения, «наскальная живопись», «воздушные рисунки», графическая музыка, коллективный коллаж). Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

3. Театр. Театральные игры (сценический этюд, пантомима), предоставляют ребенку широкие возможности в создании собственного чувственно-эмоционального опыта общения с миром. Отрезок жизни, прожитый ребенком в условиях этюда, с полной верой в происходящее – остается в его подсознании как факт биографии и тем самым обогащает его жизненный опыт.

Театрализация включает в себя приемы:

 «Я и мое тело» - работа с телесными ресурсами (движение, голос, импровизация);

 «Я и мы» - взаимодействие в группе (хореография, импровизация);

 «Я, мы и она» - сцена и театр, разделение на актеров и публику (актерское мастерство и режиссура).

4. Пластические импровизации – наиболее любимый детьми момент самовыражения. Самому маленькому ребенку уже хочется почувствовать себя блестящим исполнителем, выразить свои эмоции, воспользоваться полученными навыками, пофантазировать. Импровизации предполагают достаточно широкий спектр пластических решений при условии их соответствия образу и его музыкальным характеристикам.

5. Танец в гимнастике, партерных упражнениях. Предполагает включение в партерный экзерсис элементов танца, соединив гимнастику с хореографией, тем самым позволяя с наименьшими затратами энергии повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Параллельно с задачей развития и коррекции физических данных ребенка удается решить и другие задачи: увлечь, заинтересовать, развить музыкальность, танцевальность, координацию, актерскую выразительность, умение работать в ансамбле. «Маленькие танцы на полу» доставляют детям радость и удовлетворение, что очень важно само по себе. Такой способ, в отличие от тяжелых физических нагрузок помогает мягко, щадяще и ненавязчиво развить недостающие физические данные укрепить мышцы, выработать правильную осанку.

Возможность применения арт-технологии как оригинального направления в педагогике дает ребенку наиболее полное представление о его деятельности с помощью тематических бесед, раскрывающих суть движения, музыки и танца и помогающих ребенку понять самого себя, свои чувства, свои ощущения, проявить их. В дальнейшей жизни это поможет ему творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, научит обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словесные дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Методическая разработка включает комплекс дидактических игр подобраных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, которую могут использовать воспитатели, педагоги-психологи, а также ...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Консультация для педагогов младших групп «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об...

Методическая разработка ОД с детьми по теме: "Игра как средство развитие коммуникативных навыки детей дошкольного возраста"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и основной формой проявления его активности, образовательная деятельность в области формирования коммуникативных навыков была построена мною в игро...

Игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

В статье отражены результаты теоретического понятия «коммуникативные навыки» и рассмотрения данного термина в контексте процесса игровой деятельности. В последние годы в целостной системе ...

Консультация для педагогов: Физкультурная сказка как средства развития двигательных навыков детей дошкольного возраста.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образователь...