"Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста"
презентация

Ленинг Ольга Анатольевна

"Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка - как наука воображения детей

 дошкольного возраста.

«Музыкальное воображение важнее знаний,

ибо знание ограничено, а воображение охватывает все…»
                                               Энштейн

       Окружающий нас мир изменяется стремительно и независимо. Сегодня очевидно, что всех современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, которая нестандартно мыслит и способна создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач.

Одна из задач музыкального воспитания - развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями.

        Музыка способна развить детское воображение, особенно  в таком восприимчивом возрасте как дошкольный.  Развитое воображение является основой любого творческого процесса.

      Вы наверно знаете историю про двух торговцев, которые в начале XX века отправились в Африку. Им нужно было выяснить, можно ли здесь торговать обувью… Первый послал сообщение: «ситуация безнадежная, здесь все ходят босиком». А второй написал: «перспективы превосходные – здесь еще ни у кого нет обуви! В мире музыки ситуация совершенно аналогичная. Весь вопрос в том, на какой позиции мы с вами – учителя музыки.

    Платон как-то сказал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного …»

      Воображение, по мнению Л.С. Выготского, создавшего оригинальную теорию психического развития ребенка, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом.
    Какое же действие оказывает восприятие музыки на развитие воображения ребенка? Существует три этапа формирования музыкального воображения:

1. Постижение мелодико-образной сферы произведения.

2. Звучание мелодии в контексте художественного произведения.

3. Совмещение образов: творец-композитор, творец-поэт, творец-художник.

Многие исследователи ранних этапов музыкального воспитания выделяют способность детей переводить в звуковые образы свои впечатления и состояния. Такие звуковые образы обычно не имеют для детей собственно музыкального значения, выполняя функцию психологических проекций внутреннего содержания сознания, текущего эмоционального состояния. На более поздней ступени музыкального развития образы детского воображения возникают на основе проекций музыкального опыта, приобретая собственно музыкальное содержание. Работа музыкального воображения ребенка тесно связана с эмоциональной сферой и отличается свободным переносом чувственных впечатлений.  Связь эмоции и воображения имеет двойственный характер: с одной стороны, воображаемый образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. 
   Музыка, являясь по своей природе языком эмоций, способна вызвать сильную эмоциональную реакцию ребенка и включить работу   детского воображения.  Регулирование эмоциональных состояний - одна из функций воображения.  С помощью воображения можно быстро переключиться с болезненного состояния, с «мрачных мыслей» на светлые, позитивные. Одна из задач музыкального педагога не просто научить ребенка слушать музыку, но и пользоваться музыкой в трудных жизненных ситуациях. Существуют следующие эффективные методы работы с детьми: моделирование художественного образа, представление, погружение и обобщение. Изначально все музыкальные произведения обладают  яркой образностью. Постепенно при слушании музыки необходимость во внешних опорах (стихах, картинах, предметах) исчезает. 
     Дети слушают музыку и фантазируют, придумывают содержание.  Так с помощью музыки зарождается воображение. Воображаемая ситуация полностью    

 разворачивается во внутреннем мире ребенка. Звуковые картины прямо  

 трансформируются детьми в образ, с присущими ему эмоциями, физическими  

  характеристиками. 

       Однажды ученику Льва Выготского ученому - педагогу В.В. Давыдову задали вопрос: «Можно ли формировать научное мышление средствами музыки?» На что был дан категорический ответ: «Нет! Научное мышление средствами искусства формировать нельзя. Средства искусства воспитывают богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного». Музыка, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению и развивает его.

          Музыкальное воображение имеет важное значение для развития личности ребенка, ведь музыкальное воображение способствует: расширению детского кругозора, общему развитию ребенка, его творческих способностей, раздвижению горизонтов исполнительской деятельности, повышению уровня исполнительского навыка формированию личности ребенка в целом: нравственной отзывчивости на прекрасное, творческой активности, стимулированию познавательной активности.

        Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи.

        Принцип проведения музыкального занятия основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника. Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы:

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• метод создание художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• метод композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• прием «Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

• метод создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• прием «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

• прием «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.

        Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто

искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. 

                                                                                                  (Выготский Л. С.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка-как наука воображения детей дошкольного возраста. Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №15» города Алейска Ленинг Ольга Анатольевна

Слайд 2

«Музыкальное воображение важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все…» Энштейн

Слайд 3

Окружающий мир изменяется . Развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность-одна из задач музыкального воспитания. Деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями .

Слайд 4

Музыка развивает детское воображение . Развитое воображение является основой любого творческого процесса . Музыкальное воображение Постижение искусства в его многообразии Осмысленное создание образов в музыке Ключ к духовному совершенству

Слайд 5

Этапы формирования музыкального воображения 1.Постижение мелодико-образной сферы произведения 2.Звучание мелодии в контексте художественного произведения 3.Совмещение образов: творец-композитор, творец-поэт, творец-художник

Слайд 6

Регулирование эмоциональных состояний - одна из функций воображения. Существуют следующие эффективные методы работы: - Моделирование художественного образа - Представление - Погружение - Обобщение

Слайд 7

, стимулированию познавательной активности . музыкальное воображение способствует раздвижению горизонтов исполнительской деятельности р асшире нию детского кругозора р азвитию творческих способностей формированию личности ребенка в целом повышению уровня исполнительского навыка н равственная отзывчивость на прекрасное о бщему развитию ребенка

Слайд 8

Приемы и методы для достижения оптимального результата: • метод художественной игры • метод создание художественного контекста • метод создания танцевальных композиций • метод композиций • прием «Музыкальные фантазии» • прием «Цвет – настроение » • прием «Рисуем музыку » • прием сравнения.

Слайд 9

Помните: развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение!

Слайд 10

Коллеги, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста

Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, если научить его логически мысли...

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...