Конспект НОД в подготовительной группе "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конева Елена Николаевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. в ходе данного знанятия дети знакомятся со свойствами воздуха в ходе самостоятельного проведения элементарных опытов с воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_vozduha.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Радуга Детства»

Технологическая карта

 непосредственно-образовательной деятельности

«Свойства воздуха»

Составили:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Свойства воздуха.

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

  • Имеют элементарные представления о воздухе;
  • Обладают навыками целеполагания;
  • Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Расширение и закрепление знаний детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, явления.

4. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в парах, группе, умение выслушивать друг друга.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
  • Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
  • Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:  опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал:  игрушка резиновая, свистулька, дудочка.

Раздаточный материал: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей,корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.

Словарная работа.

Обогащение словаря:опыт, эксперимент, лаборатория

Активизация словаря:колебания

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

  • наблюдения за температурой воздуха;
  • экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха;
  • игры с ветром;
  • беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Педагогические эффекты:

  • расширятся знания детей о воздухе и его свойствах;
  • дети научатся работать в парах, группе;
  • закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Эмоциональное вхождение в занятие: сюрпризный момент – приходит Незнайка;
  • Сообщение темы – Игра «Научная лаборатория»
  • Знакомство с правилами проведения опытов.

Основная часть.

  • Разгадывание загадки
  • Проведение опытов, работа  в парах, группах
  • Физминутка

Заключительная часть

  • Беседа о проведенных опытах и экспериментах
  • Подведение итогов занятия

Содержание

Формы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Незнайка:

- Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:

- Здравствуй, Незнайка! Мы тебя узнали, а что привело тебя  к нам?

Незнайка:

- Знайка загадал мне загадку, а я никак не могу её отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы скоро пойдете в школу и, наверное, много знаете:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

- А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Эмоциональное вхождение в занятие: появление Незнайки

Диалоговое общение

Ведет диалог

с Незнайкой

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Одевает халат, шапочку

Знакомит с правилами

Слушают,

отгадывают загадку

Выражают свои мысли

Слушают

Основная часть.

- Мы сегодня будем исследовать воздух. Сегодня, я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

(Красный и синий)

- А как называются эти шарики?

(Воздушные)

- А вы знаете, почему они так называются? (Потому что внутри шарика есть воздух)

- А откуда воздух появился в шариках? (Он там появился, когда шарик надували)

- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой. (Выходят пузырьки)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух. (нет)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

- Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

- Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется это явление (колебание).

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

- Скажите, а у воздуха есть запах?

- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? (Пахнет апельсином)

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? (Это корка)

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Диалоговое общение

Диалоговое общение

Беседует с детьми, задает вопросы

Предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Задает

вопросы, стимулирующие процесс мышления

Дает рекомендации по выполнению опыта

Проводит физминутку

Выражают свои мысли

Отвечают на вопросы

Выполняют опыты

Выполняют движения вместе с педагогом

Заключительная часть.

- Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

Диалоговое общение

Игра

Задает

вопросы

Выражают свои мысли

Играют с мыльными пузырями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

Конспект НОД «Прогулка с воздухом» Подготовительная к школе группа.

конспект НОД для подготовительной к школе группы. в данном конспекте опытным путем детям предлагается рассмотреть основные свойства воздуха. в игровой форме  узнать о разновидностях воздушного тр...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....