Мастер-класс «Приемы в работе по формированию читательской деятельности дошкольников»
презентация

Крушельницкая Татьяна Николаевна

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и речи ребенка. Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизор изменили жизнь  семьи. Нет смысла обсуждать, хорошо это или плохо. Потому что это уже свершившийся факт.  И как у любого явления, в этом есть свои «плюсы» «минусы». С «плюсами» все понятно.  А вот как влияет компьютеризация и телевидение на речевое развитие детей?  К сожалению, они  часто разобщают детей и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya_2.docx25.4 КБ
Файл shkola.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приемы в работе по формированию читательской деятельности дошкольников»

1 слайд 

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и речи ребенка. Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизор изменили жизнь  семьи. Нет смысла обсуждать, хорошо это или плохо. Потому что это уже свершившийся факт.  И как у любого явления, в этом есть свои «плюсы» «минусы». С «плюсами» все понятно.  А вот как влияет компьютеризация и телевидение на речевое развитие детей?  К сожалению, они  часто разобщают детей и родителей. Можно прочитать сказку, спеть на ночь ребенку колыбельную песню, наклонившись к нему и согревая своим теплом, а можно скачать из Интернета прекрасную колыбельную музыку и просто включать ее перед сном, не отрываясь от собственных дел. Опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают им книги. Все чаще ребенку покупают диски с мультфильмами и усаживают его перед экраном компьютера или телевизора. Вроде бы и ребенок занят, и родители могут делать свои дела. А ведь малышу так важно посмотреть фильм вместе со взрослым, задать вопрос, обсудить свои впечатления! И никакой мультфильм не заменит совместного чтения книги, когда взрослый и ребенок чувствуют особое единение. Детскому саду приходится не только восполнять несостоявшееся общение, но и учить взрослых разговаривать с ребенком.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

2 слайд  

Какие формы работы используются в детском саду для приобщения детей к книге: НОД, театрализованная деятельность, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения, книжные уголки, работа с родителями. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

3 -4 слайд 

 Как привлечь и удержать внимание ребенка на литературном тексте? Возможно ли это? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.  Но приходит это  не сразу. Воспитатель пробует, прежде всего, изменить стиль общения с дошкольниками. Убедившись, что почти всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя  по мелочам, не пресекая, а переводя их шалость в нужное русло. Чтобы хорошо связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения  между предметами и явлениями. Что часто не могут выполнить дошкольники. На занятиях используются графические символы с  целью  запоминания, сохранение и воспроизведение информации  ребенком. (пересказ рассказа или сказки)

5-7 слайд

Одним из инновационных направлений работы стала  проектная деятельность. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач. В проекте отображена все работа по одной теме через все образовательные области. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

4 слайд

Театрализованная деятельность является одним из средств,  приобщения ребенка к литературе. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, связную речь дошкольника. Наблюдая за детьми игравшими в театрализованные игры  мы убедились , что дети становятся более открытыми, повышается словарный запас, формируется грамматический строй речи, быстрее активизируется речь, проявляется активность в речевом творчестве. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основной задачей детского сада  привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

5 слайд

В каждой возрастной группе организуется  уголок книги. Его обязательная деталь полочка-витрина, выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекают внимание детей. Наряду с книгами оформляются тематические  папки  с картинками о временах года, животных, птицах и другое.  А также, может оформляется тематическая выставка книг одного автора с его портретом. В книжном уголке   проводится беседа воспитателя с детьми  о бережном отношении к книге, воспитывается культура пользования книгой, умение ребенком проводить ремонт книг.

6 слайд

В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях. В групповом помещении отведено место для  литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. В каждой группе есть ширма, театральные куклы, разновидности театров, что способствуют  развитию детскому творчеству. Для того чтобы возникли театрализованные игры, необходимо многократное чтение произведений, беседы, рассматривание иллюстраций. Что дает возможность ребенку многократно слышать литературный текст, а значить формировать словарь, развивать связную речь.

7 слайд

Вся эта работа невозможна без поддержки родителей . С этой целью воспитателями проведена большая работа: родительские собрания - «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук», «О воспитании у детей интереса к чтению»; консультации -  «Ребёнок и книга»; мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками»; анкетирование – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребёнка», «Приобщение детей к детской художественной литературе» – направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.Привлекая родителей к семейному чтению с детьми, воспитателями подготовительных групп предложено создать семейный клуб «Читай-ка» это стало новой эффективной формой работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие родителей.Основными направлениями деятельности клуба являются оказание психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного чтения, повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

8- слайд

Знакомство ребенка с книгой в младших  группах  начиналось с миниатюр народного творчества — потешек,  песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществлялось с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Наблюдая за своими воспитанниками, воспитатель обращает внимание, что их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

      В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

      В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

      В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

      Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстра -ций, объяснение незнакомых слов.

Для наc журнал имеет большую практическую значимость. Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории

(педагоги, родители, дети). Далеко не всегда воспитатели имеют возможность поместить свой опыт работы в средствах массовой информации. Журнал, выпускающийся дошкольным учреждением, в этом случае идеальный выход из положения. Информационный журнал – это внешне пассивная форма работы с педагогами, родителями и детьми, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса.

Цель журнала: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни детского сада. 

Основные задачи журнала:

  1.  Пропаганда  знаний  о воспитании, развитии, обучении дошкольников среди родителей
  2. Просвещение родителей о событиях, происходящих в дошкольном учреждении.
  3. Демонстрация знаний, умений и навыков, которыми дети овладели за учебный год.
  4.  Практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
  5.  Формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.
  6. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
  7. Психолого-педагогическое просвещение.
  8. Информирование родителей о предстоящих мероприятиях, новостях, объявлениях.
  9. Размещение информации, интересной для родителей и детей: смешные высказывания детей, хорошие поступки, лучшие рисунки и поделки.
  10. Развитие дошкольников посредством размещения логических заданий на страницах журнала.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «Приемы в работе по формированию читательской деятельности дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма « Золушка » Подготовил: старший воспитатель Крушельницкая Т.Н.

Слайд 2

Формы работы ознакомление детей с литературой Театрализованная деятельность НОД Самостоятельная деятельность Книжный уголок Работа с родителями Праздники конкурсы

Слайд 3

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Слайд 4

Результаты проектной деятельности

Слайд 5

Самостоятельная деятельность

Слайд 6

Салат из сказок

Слайд 7

Театрализованная деятельность

Слайд 8

Уголок книг

Слайд 9

Связь с социумом

Слайд 10

Основу связной речи ребенка составляет триединство: Среда Взрослый Речь ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Мастер-класс "Использование моделирования в работе по формированию первичных представлений об окружающем мире"

Данный мастер -класс содержит задания для педагогов дошкольных организаций по составлению простых моделей, схем, зарисовок для более понятного усвоения дошкольниками строения предмета, последовательно...

Мастер-класс "Использование моделирования в работе по формированию первичных представлений об окружающем мире"

Данный мастер-класс содержит задания для педагогов по составлению простых моделей , схем для лучшего запоминания дошкольниками строения предметов и живых объектов природы, фиксации наблюдения за росто...

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

          Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в    формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...

Мастер-класс " Игровые приемы в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей".

Мастер- класс для педагогов "Игровые приемы в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей", для детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...