Проект "Волшебная гжель"
проект (старшая группа)
Тема проекта «Волшебная гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
- Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?
Декоративное рисование, аппликация и лепка по мотивам росписи гжель в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.
В качестве научной основы проекта использован опыт работы практикующего педагога дошкольного образовательного учреждения Скорлуповой О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gzhel.docx | 237.64 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад №236»
Проектная деятельность
в старшей группе
«Волшебная гжель»
Проект «Волшебная гжель»
Актуальность.
Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Роспись в стиле Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Тема проекта «Волшебная гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
- Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?
Декоративное рисование, аппликация и лепка по мотивам росписи гжель в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.
В качестве научной основы проекта использован опыт работы практикующего педагога дошкольного образовательного учреждения Скорлуповой О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».
Практическая значимость проекта: совершенствование и развитие изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств воспитанников, используя различные элементы гжельской росписи.
Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии метода проектов в изобразительной деятельности. Совместная и согласованная деятельность всех участников проекта способствует повышению воспитательного эффекта и эмоционального тонуса всего процесса деятельности.
Стратегическая цель проекта - развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.
Тактические цели
- Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи росписи в стиле гжель.
Задачи:
- Организация предметной среды.
- Подбор методического материала для проекта.
- Организация материально-технического обеспечения.
Ожидаемые результаты первой тактической цели:
- Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
- Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.
- Создание выставочного мини-центра.
Продукт первой тактической цели:
- База образцов росписей.
- Методические пособия и рекомендации.
- Выставочный мини-центр.
- Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель».
Задачи:
- Выбор участников проекта.
- Формирование мотивации участников проекта.
- Формирование у воспитанника ДОУ и родителя отношения к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса и навыков технического исполнения гжельской росписи.
Ожидаемые результаты второй тактической цели:
- Готовность участников проекта к деятельности.
- Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.
- Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи.
Продукт второй тактической
- Сплоченность участников проекта общностью целей.
- Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.
- Готовые работы проекта.
- Создание Лэпбука «Волшебная гжель»
3. Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.
Задачи:
- Знакомство участников проекта с гжельской росписью.
- Исполнение элементов гжельской росписи на готовых шаблонах.
- Дальнейшее сотрудничество с участниками проекта.
Ожидаемые результаты третьей тактической цели:
- Информационная грамотность участников проекта.
- Создание отдельных образцов с элементами гжельской росписи.
- Создание передового педагогического опыта
Продукт третьей тактической
- Презентация по теме проекта.
- Проект « Сказочная Гжель»
Участники и их роль в реализации проекта
Проект реализуется в форме взаимодействия педагогов, детей и родителей. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Воспитатель, расширяя знания детей, знакомит с новыми способами рисования узора, имеет возможность направлять работу в нужное русло.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации: 18.03.2019.- 29.03.2019.
Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа
Механизмы реализации проекта:
- Изучение методической литературы
- Мониторинг изобразительной деятельности детей
- Работа с родителями
- Пополнение развивающей среды
- Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Участники | Ожидаемый результат, продукт деятельности | ||
I – ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ) | |||||
1 | Анализ воспитательного процесса по данной теме | Воспитатели | Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме наличие художественной литературы | ||
2 | Анкетирование родителей | Воспитатели | Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению | ||
3 | Интервьюирование детей | Воспитатели | Выявлен уровень знаний воспитанников по теме проекта | ||
4 | Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта | Воспитатели родители | Составлен план мероприятий | ||
5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе | Воспитатели родители, дети | Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме проекта | ||
6 | Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели | Воспитатели | Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций | ||
7 | Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД | Воспитатели, родители | Выполнены наглядно-методические пособия по теме проекта | ||
8 | Создание материалов для заочного консультирования родителей | Воспитатели | Включение родителей в образовательный процесс по теме проекта | ||
9 | Создание мини-музея ДОУ «Экспонаты гжельской росписи» | Воспитатели родители, дети | Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров | ||
10 | Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников | Воспитатели | Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников | ||
II – ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ | |||||
| |||||
Беседа «Сине-голубое чудо Гжель» Беседа«История возникновения гжельской росписи» «Чего раньше не умел» Беседа «Ремесла на Руси» Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров С.р.и «Магазин народных промыслов» С.р.и «Город Мастеров» Д/и «Найди лишний узор» Д/и «Собери гжельскую посуду» Д/и «Собери сказку» Д/и «Угадай и расскажи» Д/и «Найди отличия» Д/и «Составь узор» Конструирование из бумаги «Чайный сервиз» Конструирование из конструктора «Город мастеров» Мастер – класс для родителей | Воспитателидети, родители | Проведены беседы и игры в соответствии с планом. Рассмотрены альбомы по гжельской росписи Дети - получили первоначальное представление о гжельской росписи и народных ремеслах; - научились отличать роспись в стиле гжель от других видов росписи русского народного прикладного творчества; - закрепили умение составлять узоры гжель; - закрепили умение конструировать из бумаги и конструктора разных видов Проведен мастер –класс по росписи тарелок для педагогов и родителей воспитанников | |||
| |||||
Виртуальные экскурсии - «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели» Просмотр презентаций «История Гжели» «Чудо на фарфоре» | Воспитателидети | Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий | |||
| |||||
Составление описательного рассказа «Гжельская посуда» Пересказ легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; Восприятие русских народных сказок, «Детям о народных промыслах», О.Н. Алексеева Заучивание чистоговорок Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «В гости к мастеру ходили» Чтение: - авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; - легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; - стихотворения о Гжели; «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова «Гжель», П. Синявский «Незатейливый узор», Н. Радченко «Гжель», Н. Радченко Просмотр художественных альбомов: «Чудесная гжель», Л. Куцакова «Сказочная гжель», Ю. Межуева Наглядно-дидактическое пособие «Сказочная гжель», В. Вилюнова | Воспитателидети. | Сформированы навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с товарищами Формируются духовно-нравственные представления у дошкольников, связная монологическая речь, содержательность и логика выражения. | |||
| |||||
Художественное творчество: - ООД «Знакомство с искусством гжельской росписи» - ООД «Роспись тарелки. Узорные строчки. Капелька» - ООД «Секреты гжельской розы. Роспись кружки» - ООД «, Украшаем чайник» (пластилинография) Музыкальное развитие: Русские лирические мелодии «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица» Песни современных авторов П. Синявский, «Незабудковая гжель» «Гжель» З. Я.Роот «Россия, Россия» М. Кузьмичева «На Руси умельцев много», муз.Иванова Танцевальное творчество «Лазури хоровод» М. Кузьмичевой «Красный сарафан», оркестр П. Мориа Музыкально-игровое творчество «Матушка Гжель», «Найди гжельский узор», «Укрась тарелочку» | Воспитатели дети | В соответствии с планом воспитательно образовательной работы Проведена организованная образовательная деятельность в разной форме. Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи. Детское творчество: Оформление выставки с изделиями Гжели. Эстетическая развивающая среда Оформление выставки для родителей из детских работ данной тематики Создание шаблонов для совместного творчества по теме «Сказочная Гжель». | |||
| |||||
Физкультминутки Народные подвижные игры: «Третий лишний» «Золотые ворота» «Гуси» Хороводные игры: «Ручеек» «Гори, гори ясно» Бодрящая гимнастика | Воспитатели дети | Реализованы оздоровительные и воспитательные задачи: - потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; - самоорганизация, творчество, инициативность. | |||
III – ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) | |||||
1 | Выставка детских работ «Волшебная Гжель» | Воспитатели дети. | Организация выставки детских работ «Небеса России» | ||
2 | Создание Лэпбука «Волшебная гжель» | Воспитатели родители, дети. | Презентация Лэпбука «Волшебная гжель» | ||
3 | Обобщение опыта работы по проекту | Воспитатели | Создание презентации реализованного проекта. Публикация материалов проекта на сайте детского сада. |
Работа с родителями по проекту:
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника».
- Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Выставка для родителей экспонатов гжельской росписи
- Помощь в создании мини-музея ДОУ «Экспонаты гжельской росписи»
- Памятки для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
Итоги проектной деятельности.
В ходе реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной росписи, научились создавать выразительные узоры не только на бумаге, но и на объемных предметах. Благодаря совместной деятельности воспитателей и родителей появилось желание посещать музеи и выставочные залы.
Результаты проекта:
- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжель, лэпбук «Волшебная гжель».
- Организована выставка детских работ «Волшебная Гжель» Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Критерии и показатели эффективности проекта.
- Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
- Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
живопись гжель
конспект занятия...
Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".
Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....
Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель») Подготовительная группа «Колокольчик»
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель»...