Консультация "Экологическое воспитание"
консультация

Сабирова Елена Борисовна

Развитие любознательности, фантазии воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое воспитание29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  по теме: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

       С самых  ранних лет, ребенок начинает познавать окружающий его мир, формировать о нем представление. В дошкольном возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для решения экологических проблем, которыми сейчас, к сожалению, богат наш мир. Впитывая, как губка, ребенок получает знания от родителей, воспитателей детского сада, близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития.

        Целью экологического воспитания является формирование положительного отношения к природе. Оно направлено на то, чтобы воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Экологическое воспитание ставит перед собой следующие задачи:

  • Освоение ребенком ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
  • Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
  • Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
  • Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
  • Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.

Экологическое воспитание дошкольников нужно осуществлять поэтапно.

Первое, с чего нужно начинать – это рассказывать ребенку дошкольного возраста о том, как развивалась жизнь на планете Земля, и как на ней появился человек. О разнообразии форм жизни на суше и в воде, как эта жизнь отличается друг от друга.

Второе, что будет  необходимо – это детская энциклопедия животных, растений, рыб и грибов. Так можно донести до ребенка учебный материал, который будет доступен для понимания и освоения.

Третьим шагом будет знакомство ребенка с проблемами окружающей среды. Кто и как её загрязняет и что необходимо делать для того, чтобы экологическая обстановка на Земле была в норме.

Четвертый шаг – это выработка у дошкольника бережного, осознанного отношения к природе и животным, а так же правил безопасности, которые необходимо соблюдать.

        В экологическом воспитании дошкольников большую роль играют не только воспитатели, но в первую очередь родители. Поведение взрослых, окружающих ребенка является самым главным фактором в экологическом воспитании детей. Ребенок, во многом опирается на поведение своих родителей и считает, что это правильно. И если родители загрязняют окружающую среду в присутствии своих детей, то очень сложно потом донести до ребенка, что так делать нельзя.

      Поэтому очень важно проводить работу с родителями и донести до них, что необходимо поддерживать единый подход всех взрослых, окружающих ребенка, обязательно, нужно спрашивать у своего ребенка о том, чему его учили в детском саду и поддерживать эти знания. На основе этого можно сформировать правильный подход к его экологическому воспитанию. Ведь не всегда воспитатели позволяют ребенку делать то, что он делает дома. Например, если ребенок с родителями едет на природу, и там собирают букет из полевых цветов, то родители должны также объяснить, что в детском саду рвать цветы на клумбе нельзя. Что если каждый сорвет хотя бы по одному цветочку, то цветов не останется, и не будет нас окружать такая красота. Также нужно подчеркивать, что и на природе нельзя рвать цветы с корнем, или какие-то редкие цветы.

      Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического воспитания должно быть формирование у дошкольника понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

        Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять  потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных  на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое  животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

        Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро»  – Водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, –  все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.

        Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, изобразительному искусству. Для целей экологического образования используются не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. На занятиях по развитию речи используем картины о природе. Для занятий можно использовать наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

        Чтобы повысить эффективность экологического образования используются  различные формы и методы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– уроки доброты;

– уроки мышления;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– коллекционирование;

– экологические праздники;

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры –  моделирование экосистем,          игры – путешествия);

– экологические сказки;

– инсценировки.

      Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой.  В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

        Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи.  Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организовывают для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения может стать парк, сад, приусадебный участок.  Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим в парке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

       Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, т.к. в основе  отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами.

      Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого нужно создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленять уголок природы, заботиться о его обитателях, разбивать цветники). Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки,  учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»

       Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

       Мы должны научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. 

Консультация для родителей «Безопасность на детской площадке»

На площадках дети постоянно получают травмы. Для малышей опасны тяжелые железные качели, карусели, если они ударят малыша, могут нанести серьезные черепно-мозговые травмы. Детки часто прищемляют качелями пальцы, руки. Следите за крохой внимательно, если он полез на «шведскую стенку». Если спрыгнет с большой высоты, может заработать компрессионный перелом позвоночника, а если упадет головой вниз, то минимум сотрясение мозга. Хорошо, что с площадок убрали железные «паутинки»: любители полазить по ним часто приезжали в больницы с серьезными травмами головы. Проверяйте, чтобы все на площадке было хорошо закреплено, чтобы не торчали железные прутья, из деревянных лестниц не выпадали доски. Не расслабляйтесь, когда ваш ребенок тихо сидит в песочнице. Малыш может наесться песка. Не пугайтесь, прополощите ему рот и дайте по пить. Хуже, если песок попал в глаза обязательно промойте их кипяченой водой или чаем. Здорово, если у ребенка получится поморгать, опустив лицо в воду. Если боль остается, сходите к окулисту, чтобы исключить царапины на роговице. Какие еще травмы может получить ребенок на детской площадке. Качели 1. Малыши до 2 лет любят сами раскачивать качельки. Толкнут посильнее, не поймают и получают по зубам. 2. Следите, чтобы дети не бегали рядом с качелями. Может случиться так, что другой ребенок не успеет затормозить и ваше чадо получит травму 3. Пластмассовые качели на веревочках тоже не безопасны. Если малыш сильно раскачается, то, наклонившись вперед, он может запросто перевернуть сиденье своим весом.Карусели 1. Карусель крутится, ребенок решает слезть, сползает, но аттракцион продолжает двигаться и бьет по голове. 2. Малыш сам раскручивает пустую карусель, взявшись за одно сиденье, бежит по кругу, резко останавливается и получает по спине следующим сиденьем. 3. Малыш встает на сиденье ногами. Карусель начинает двигаться и малыш пропахивает Горка 1. Важно, чтобы у горки был пологий скат, тогда ребенок, слетев с высоты, не упадет на землю и не ударится копчиком. 2. В жару железные горки сильно нагреваются и могут обжечь ножки и ручки малыша. А зимой к ним можно примерзнуть. 3. Научите ребенка отбегать от горки, как только он приземлится, чтобы на него не свалилась куча мала. 4. В некоторых дворах горки деревянные. Летом есть возможность получить занозу через тонкие штанишки. Зоны безопасности для игровых элементов детской площадки Помимо привычных песочниц, качелей и горок, существует множество других, не столь распространенных, но не менее интересных элементов. Все они должны соответствовать возрасту, росту, весу и физическим возможностям ребенка. Не стоит покупать элементы «на вырост», лучше по мере взросления ребенка заменять их или добавлять новые. ПЕСОЧНИЦА Песочницы бывают не только деревянные, сегодня можно найти пластиковые сборные или цельные конструкции, а также варианты с крышкой, которая одновременно выполняет роль бассейна. Экземпляры из пластика, имитирующего древесину, в дальнейшем могут стать основой для клумбы. Зона безопасности для песочницы — до 1 м. ДОМИК Самый простой вариант — складные тканевые палатки, которые легко установить или передвинуть. Однако они подойдут только для ясной погоды. Пластиковые домики дороже, зато в них можно находиться в любую погоду, и, как вариант, — обставить их мебелью. Двухэтажные сооружения, скомбинированные с горкой, легко заменят всю игровую площадку, а заодно послужат смотровой вышкой. Зона безопасности перед домиком с горкой — не менее 2 м. ГОРКА Для самых маленьких подходят горки высотой не более 1 м, с пологим спуском. В продаже можно найти легкие, переносные конструкции. Для детей от 3-7 лет актуальная высота — до 1,5 м, для школьников — 2-2,5 м. Горка, предназначенная для любого возраста, должна иметь вдоль всего ската борт высотой не менее 12 см, лестница — широкие ступени. Верхнюю стартовую площадку делают с ограждением и шириной не менее 35 см. Скат горки должен заканчиваться внизу горизонтальной площадкой для торможения и плавно скругляться к земле. Зона безопасности составляет минимум 2 м перед скатом горки. КАЧАЛКА НАПРУЖИНЕ Конструкция из сиденья, под которым находится упругая пружина, вызывает восторг не только у детей, поэтому лучше заранее поинтересоваться, на какой вес она рассчитана. Необходимая зона безопасности — минимум 1 м со всех сторон. КАЧЕЛИ-БАЛАНСИР На доске с сиденьями по обеим сторонам могут кататься двое или более детей. Наиболее безопасна конструкция с ограничителем под сиденьем, например, из резины Необходимая зона безопасности — 1 м со всех сторон. КАЧЕЛИ НА СТОЙКАХ Опоры качелей бетонируются на глубину не менее 50 см, а если конструкция передвижная — их делают достаточно широкими и устойчивыми. Для дошкольников оборудуют сиденья со спинкой, перекладиной впереди и опорой для ног. Школьникам можно выбрать фантазийное сиденье в виде паутины. Качелям отводят самую большую зону безопасности — от 3,5 до 5 м от центральной оси в зависимости от высоты конструкции и амплитуды раскачивания. СПОРТИВНО-ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫУниверсальный вариант, предназначенный не только для игр, но и для занятий спортом. Комплексы, как правило, компактны и могут поместиться даже на небольшой территории. Зона безопасности для них будет зависеть от комплектации, например перед баскетбольной корзиной понадобится около 5 м свободного пространства, вокруг груши для бокса — минимум 3 м, а рядом с лестницей - всего 50 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...