Статья на тему «Игры по театрализованной деятельности в ДОУ»
статья (средняя группа)

Рюмина Марина Леонтьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Статья на тему «Игры по театрализованной деятельности в ДОУ»

Сегодня широко и фундаментально решаются проблемы образования и воспитания, задачи приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Театр - это всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. И как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.  

                               Виды театрализованной деятельности.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  •  магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;
  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
  • спичечных коробков и пр.

 

 

Верховой театр

Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

                                                                                                                                      Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

                                                                                                                                   Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

  • пересказать сказку;
  • разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

 

Игры по театрализованной деятельности для старших дошкольников

  .«Эстетическое воспитание детей,  в том числе и средствами театра, направленно в первую очередь на формирование в ребенке  готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность, без которых не возможно творческое  восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой  деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.» Э.Г. Чурилова.

     Решая эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.

     Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать скованных и зажатых детей, не акцентировать внимание на промах и ошибки.

     Детей желательно делить по методике Е. Шулешко на группы, подгруппы, пары. Чтобы дать детям возможность самостоятельно оценить действие сверстников и сравнить их со своими. Воспитывается усидчивость, внимание, развивается уважение не только к себе, но и к товарищам. Причем роль ведущего во многих играх может выполнять сам ребенок.

                                                                      Предлагаемые  игры и упражнения допустимо использовать в работе воспитателей:

1.         «Руки-ноги».

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты: по одному хлопку – опустить руки, по двум – сесть.

2.         «Упражнение со стульями».

Цель. Прививать умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (сесть на стулья построив заданную фигуру).

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются со стульями по залу и строят по команде водящего – солнышко, домик, и пр.

3.         «Есть или нет?».

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки верх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат:»Нет!».

 

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

4.         «Запомни фотографию».

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение, фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человека. В каждой группе выбирается «фотограф», он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы, затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позу. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать. Кто и где фотографируется.

5.         «Кто во что одет».

Цель. Развивать наблюдательность.произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Для мальчика:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

Для девочки:

 

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Ждем мы твоего ответа:

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а так же цвет одежды названного ребенка.

6.         «Дружные звери».

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет по очередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение. Например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и предложить другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами.

7.         «Телепаты».

Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок – «телепат». Он должен, не используя слов и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местом. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям меняться местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться или разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

8.         «След в след».

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставят ногу только в освободившейся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам и т.п.

9.         «Веселые обезьянки».

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят в рассыпную- это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

10.       «Внимательные звери».

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание.ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро ориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

11.       «Живой телефон».

Цель. Развивать  память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку в названном номере.

12.       «Волшебное зеркало».

Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».

Ход игры.

            Нахмуриться, как:

  • Король,
  • Ребенок у которого отняли игрушку,
  • Человек, скрывающий улыбку.
  • Улыбнуться, как:
  • Вежливый японец,
  • Собака своему хозяину,
  • Мать младенцу,
  • Кот на солнце,
  • Новой игрушке.

Сесть, как:

  • Пчела на цветок,
  • Наказанный Буратино,
  • Обиженная собака,
  • Обезьянка изображающая вас,
  • Наездник на лошадь,

13.       «Волшебный платочек».

Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».

Ход игры. Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

            Бабочку,

            Лису,

            Принцессу,

            Волшебника,

            Бабушку,

            Фокусника,

            Больного с зубной болью.

 

. Специальные театральные игры

     В них включены упражнения и этюды, игры на перевоплощения, игры на действия с воображающим предметом, или на память физических действий. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действиям в сценических условиях, где все является вымыслом.  Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо в первую очередь опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, в придуманной ситуации. «Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированное причинами (предлагаемыми обстоятельствами)». В начале педагог помогает детям придумать предлагаемые обстоятельства, в последствии дети самостоятельно справляются с этими заданиями. Игры на превращение  развивают у детей сценическое отношение, т.е. умение с помощью веры, воображение и фантазии изменить свое отношение  к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условия превращение. Игры  на действие с воображаемым предметом или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данным предметом в жизни, какие ощущения они испытывали. Так играя с воображающим мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разное ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой. Когда это возможно, детям предлагается  действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить найти на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находиться. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.

     Подготовить детей к действиям с воображаемым предметом помогают народные и специально подобранные игры.

     Просто  необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь публики.

1.         «Угадай что я делаю».

Цель. Оправдать  задуманную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает принять определенную позу и оправдать ее.

            Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов:

         Кладу книгу на полку,

         Вешаю куртку,

         Украшаю ёлку и т.п.

            Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Возможные варианты ответов:

         Ищу под столом ложку,

 

2.         «Одно и тоже по разному».

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.п.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и тоже действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание. Например:

1 группа – задание «сидит». Возможны варианты:

         Сидит у телевизора,

         Сидит в цирке,

         Сидит с удочкой на речке и т.п.

2 группа – задание «идти». Возможны варианты:

         Идти по дорожке,

         Идти вокруг лужи и грязи,

         Идти по горячему песку.

         Идти по узенькой тропинке.

3 группа. Задание  «бежать». Возможны варианты:

         Бежать опаздывать на автобус,

         Бежать, попав под дождь,

         Бежать, играя в догонялки. И т.п.

3.         «Превращение детей».

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность и фантазию.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т.п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

4          «Король».

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети – работники, распределяются на 3-4 группы и договариваются, что они будут делать, на какую работу намекать. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети действуют с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, моют посуду, шьют одежду, поливают растения и пр. король должен отгадать профессию работников. Если он это сделает правильно, то догоняет детей.первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королевы, принцессы, министра, генерала и пр.) придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой и пр.).

7.         «День рождения».

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

     С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

     Лучше если гостей будет не много, а оставшиеся дети побудут в качестве зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.

     На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки-игрушки: мяч, скакалку, куклу, машинку и пр. По мере развития творческих способностей детей «подарки» могут быть самыми разнообразными: коробка конфет, шоколадка, шарфик и пр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Статья на тему «Игры по театрализованной деятельности в ДОУ»

Сегодня широко и фундаментально решаются проблемы образования и воспитания, задачи приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Театр - это всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. И как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.  

                               Виды театрализованной деятельности.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  •  магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;
  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
  • спичечных коробков и пр.

Верховой театр

Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

                                                                                    Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

                                                       Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

  • пересказать сказку;
  • разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

Игры по театрализованной деятельности для старших дошкольников

  .«Эстетическое воспитание детей,  в том числе и средствами театра, направленно в первую очередь на формирование в ребенке  готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность, без которых не возможно творческое  восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой  деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.» Э.Г. Чурилова.

     Решая эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.

     Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать скованных и зажатых детей, не акцентировать внимание на промах и ошибки.

     Детей желательно делить по методике Е. Шулешко на группы, подгруппы, пары. Чтобы дать детям возможность самостоятельно оценить действие сверстников и сравнить их со своими. Воспитывается усидчивость, внимание, развивается уважение не только к себе, но и к товарищам. Причем роль ведущего во многих играх может выполнять сам ребенок. Предлагаемые  игры и упражнения допустимо использовать в работе воспитателей:

1.        «Руки-ноги».

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты: по одному хлопку – опустить руки, по двум – сесть.

2.        «Упражнение со стульями».

Цель. Прививать умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (сесть на стулья построив заданную фигуру).

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются со стульями по залу и строят по команде водящего – солнышко, домик, и пр.

3.        «Есть или нет?».

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки верх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат:»Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

4.        «Запомни фотографию».

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение, фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человека. В каждой группе выбирается «фотограф», он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы, затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позу. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать. Кто и где фотографируется.

5.        «Кто во что одет».

Цель. Развивать наблюдательность.произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Для мальчика:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

Для девочки:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Ждем мы твоего ответа:

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а так же цвет одежды названного ребенка.

6.        «Дружные звери».

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет по очередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение. Например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и предложить другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами.

7.        «Телепаты».

Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок – «телепат». Он должен, не используя слов и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местом. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям меняться местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться или разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

8.        «След в след».

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставят ногу только в освободившейся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам и т.п.

9.        «Веселые обезьянки».

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят в рассыпную- это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

10.        «Внимательные звери».

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание.ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро ориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

11.        «Живой телефон».

Цель. Развивать  память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку в названном номере.

12.        «Волшебное зеркало».

Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».

Ход игры.

        Нахмуриться, как:

  • Король,
  • Ребенок у которого отняли игрушку,
  • Человек, скрывающий улыбку.
  • Улыбнуться, как:
  • Вежливый японец,
  • Собака своему хозяину,
  • Мать младенцу,
  • Кот на солнце,
  • Новой игрушке.

Сесть, как:

  • Пчела на цветок,
  • Наказанный Буратино,
  • Обиженная собака,
  • Обезьянка изображающая вас,
  • Наездник на лошадь,

13.        «Волшебный платочек».

Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».

Ход игры. Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

        Бабочку,

        Лису,

        Принцессу,

        Волшебника,

        Бабушку,

        Фокусника,

        Больного с зубной болью.

. Специальные театральные игры

     В них включены упражнения и этюды, игры на перевоплощения, игры на действия с воображающим предметом, или на память физических действий. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действиям в сценических условиях, где все является вымыслом.  Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо в первую очередь опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, в придуманной ситуации. «Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированное причинами (предлагаемыми обстоятельствами)». В начале педагог помогает детям придумать предлагаемые обстоятельства, в последствии дети самостоятельно справляются с этими заданиями. Игры на превращение  развивают у детей сценическое отношение, т.е. умение с помощью веры, воображение и фантазии изменить свое отношение  к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условия превращение. Игры  на действие с воображаемым предметом или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данным предметом в жизни, какие ощущения они испытывали. Так играя с воображающим мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разное ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой. Когда это возможно, детям предлагается  действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить найти на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находиться. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.

     Подготовить детей к действиям с воображаемым предметом помогают народные и специально подобранные игры.

     Просто  необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь публики.

1.        «Угадай что я делаю».

Цель. Оправдать  задуманную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает принять определенную позу и оправдать ее.

        Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов:

        Кладу книгу на полку,

        Вешаю куртку,

        Украшаю ёлку и т.п.

        Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Возможные варианты ответов:

        Ищу под столом ложку,

2.        «Одно и тоже по разному».

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.п.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и тоже действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание. Например:

1 группа – задание «сидит». Возможны варианты:

        Сидит у телевизора,

        Сидит в цирке,

        Сидит с удочкой на речке и т.п.

2 группа – задание «идти». Возможны варианты:

        Идти по дорожке,

        Идти вокруг лужи и грязи,

        Идти по горячему песку.

        Идти по узенькой тропинке.

3 группа. Задание  «бежать». Возможны варианты:

        Бежать опаздывать на автобус,

        Бежать, попав под дождь,

        Бежать, играя в догонялки. И т.п.

3.        «Превращение детей».

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность и фантазию.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т.п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

4         «Король».

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети – работники, распределяются на 3-4 группы и договариваются, что они будут делать, на какую работу намекать. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети действуют с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, моют посуду, шьют одежду, поливают растения и пр. король должен отгадать профессию работников. Если он это сделает правильно, то догоняет детей.первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королевы, принцессы, министра, генерала и пр.) придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой и пр.).

7.        «День рождения».

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

     С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

     Лучше если гостей будет не много, а оставшиеся дети побудут в качестве зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.

     На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки-игрушки: мяч, скакалку, куклу, машинку и пр. По мере развития творческих способностей детей «подарки» могут быть самыми разнообразными: коробка конфет, шоколадка, шарфик и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"....

Статья на тему "Речь и театрализованная деятельность"

Содержание статьи адресованно воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрывается значение театрализованной деятельности в развитии речи детей. Основу речевого развития ребенок получает в семье и о...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»

Статья на тему: «Игры как ведущая деятельность дошкольников»...

Методическая разработка занятия – игры по театрализованной деятельности тема: «Путешествие по сказкам» (старшая группа детей с ТНР)

Цель:  Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;развивать интонационную выразительность речи...

Конспект квест- игры по театрализованной деятельности в средней группе на тему "Путешествие в мир театра"

Конспект квест- игры по театрализованной деятельности в средней группе на тему "Путешествие в мир театра"Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности...