«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей».«Адаптация ребенка в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)

Настенко Татьяна Петровна

«Адаптация ребенка в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dz_tps_rs.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное задание

«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей».

курсов повышения квалификации педагогов ДОО

по теме: «Современные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста»

06.02.2019 г. – 28.02.2019 г.

Выполнила:

воспитатель ДОЧУ детский сад

№ 106 «Кораблик»

Настенко Татьяна Петровна

Новосибирск-2019

Тема: «Адаптация ребенка в детском саду»

Цель: раскрытие понятия адаптации и возрастных особенностей детей первой младшей группы.

Задачи: 1 Познакомить родителя с понятием адаптация.

2 Рассказать о возрастных особенностях детей первой младшей группы

3 Установление позитивного контакта, партнерских отношений с родителями.

Форма работы: «Круглый» стол

Участники: воспитатели первой младшей группы, родители детей, педагог-психолог

Материалы и оборудование: клубок ниток, памятка для родителей, анкета для родителей «Давайте познакомимся» 

Вводная часть.

Воспитатель- Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада! Эта наша первая встреча, предлагаю вам познакомится поближе. Давайте все встанем и сделаем круг. Поиграем в игру «Снежный ком». Участники стоят в кругу и по очереди называют свое имя. Каждый последующий называет имена всех предыдущих игроков прибавляя к ним своё имя.

Ну вот, мы и познакомились. Давайте друг друга похлопаем и поприветствуем.  Сегодня на собрании присутствует наш педагог-психолог. Предоставляю слово.  

Психолог:- Добрый вечер. Прежде чем поговорим о нашей теме собрания «Адаптация ребенка в детском саду», предлагаю немного рассказать о ваших детках.  Упражнение «Никто из вас не знает, что мы с моим  ребенком(называет имя) любим…». (Сказать, чем любит заниматься родитель с ребенком.)

Психолог передает клубок ниток родителям, оставив у себя начало клубка. Родители отматывают, говорят и передают дальше.

Психолог начинает первым: «Никто из вас не знает, что я люблю читать сказки внучке и рассматривать иллюстрации к сказке».

Психолог: Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая будет связывать всех нас на протяжении нескольких лет. Эта нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Хочу начать с высказывания В.М. Бехтерева «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…» 

 

                 Основная часть

Выступление воспитателя: Настенко Татьяны Петровны.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Для ребенка детский сад является новым неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей, и ему приходится приспосабливаться. Вот некоторые моменты, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, и к которым ему нужно приспособится.

Давайте вместе их назовем, поиграв в игру «Эстафетная палочка»: мы будем передавать по кругу эстафетную палочку и каждый по очереди назовет одно слово или словосочетание, характеризующее, к чему же нужно будет приспосабливаться ребенку в детском саду:

  1. Четкий режим дня.
  2. Особенности нового пространственно-предметного окружения.
  3. Отсутствие родных рядом.
  4. Необходимость слушаться и подчинятся незнакомому взрослому.
  5. Длительный контакт со сверстниками.
  6. Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему.

Психологи выделяют следующие виды адаптации:

  1. Биологическая. Ребенок должен привыкнуть новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
  2. Сенсорная. Заключается в том, что ребенку необходимо привыкнуть к новым звукам (шум в группе, голос воспитателя, детей), к новым тактильным ощущениям (ребенка по-другому обнимают, гладят), к новым зрительным образам (световая и цветовая адаптация).
  3. Социальная. Социальную адаптацию определят, как процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, который включает усвоение норм и ценностей среды, в процессе социализации, а также изменение преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.  Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается расстройствами сна, аппетита. Давайте столь сложное определение проиллюстрируем живым примером, знакомым каждому родителю. Предлагаю посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Пример- ситуация. Ребенка привели первый раз в детский сад. До этого ребёнок посещал поликлиники, магазины и всегда был с мамой. А тут мама заводит ребенка в группу и говорит: «Смотри, там ребята, игрушки, очень интересно. Беги!». И закрыла дверь. Вы уже начали вживаться в роль этого малыша? Можете представить, что же с ним произойдет дальше. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка». Каждый из вас представит себя на месте этого ребенка. (По ходу игры воспитатель задает вопросы и слушает ответы родителей). Какие ситуации происходят на самом деле. Ничего не понимая, ребенок в нерешительности стоял в дверях. Пытался разобраться, что же произошло, затем сообразив, повернулся к двери, пытаясь догнать маму. К малышу подошла воспитательница, стала его утешать, говорить, что мамочка скоро придет. Предлагает ему игрушки и игры, но это не приносит малышу спокойствие и понятно почему:

  •  Его первый раз оставили одного среди незнакомых людей.
  •  Неизвестное место: он никогда не бывал тут ране и знает, чего здесь можно ожидать.
  •  Им овладело чувство брошенности: что он сделал, что мама так обошлась с ним, бросив его, а может, она вообще никогда за ним не вернется?

Бывают ситуации в первый день ребенок пошел в детский сад безболезненно, без слез, а вот почему-то в следующие дни не хотел, противился, плакал, ну и родители думают, что что-то произошло в группе…. Но мы то с вами догадываемся, что в группе ничего не произошло, просто малыш во всем разобрался. А далее свойственные адаптации проявления: слезы, нарушение сна, аппетита, поведения, страхи.

  1. Педагогическая. Приспособление ребенка к педагогической среде, в которую он попадает с момента поступления в ДОУ. Эта его способность понимать, воспринимать, активно следовать педагогическим воздействиям со стороны воспитателя, родителей, проявлять инициативу в организации своей деятельности в группе. Педагогическая адаптация будет завесить от того, насколько ребенок понимает и воспринимает требования воспитателя, насколько различаются педагогические требования в семье и в ДОУ.

Также существуют 3 степени адаптации:

-легкая (2-3 недели)

-средняя (1 месяц)

-тяжелая (2 месяца и более)

Далее хотелось бы вам рассказать о возрастных особенностях детей первой младшей группы. До 2-3 лет ребенок не испытывает острой потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнера по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Так же дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.

Дети раннего возраста эмоционально привязаны к мамам. Мама для них -безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому зачастую ребенок не может быстро адоптироваться к яслям.

Способы уменьшить стресс ребенка

  • Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести ( там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи)
  • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание  ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
  • С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  • Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
  • Расскажите малышу , что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
  • Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
  • Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
  • Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
  • Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских отношений.
  • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
  • Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • охотное общение с другими детьми,
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Разное: Выбор родительского комитета. Обсуждение вопроса «Проведение детских дней рождения». Ознакомление с образовательной программой, с режимом дня и сеткой занятий.

Подведение итогов

Воспитатель: Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад. 

Психолог: Уважаемые родители! Чтобы вы могли вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для вас приготовили памятки. 

Психолог: скажите, пожалуйста, была ли тема нашей встречи для вас познавательной, и если да, то, что вы взяли для себя из полученной информации.

Воспиталь:Мы с вами сегодня поработали хорошо. И в завершении я предлагаю посмотреть на свои ладони и представить на одной «Улыбку» , а на другой «Радость». И вот чтобы они не ушли нужно крепко-крепко взяться за руки и чтобы наш коллектив продержался все 5 лет. А теперь похлопали друг другу.

Решения собрания:

1.Принять к сведению информацию о сложностях адаптационного периода в Доу. Соблюдать режим дня в детском саду и дома. Принимать советы воспитателей на практике.

  Памятка для родителей.

1. Постарайтесь максимально сблизить домашний режим с режимом детского сада.

2. Чаще гуляйте с ребёнком, знакомьте его с ровесниками, незнакомыми людьми.

3. Посещайте площадку ДОУ для прогулок.

4. Подберите ребёнку удобную для одевания и раздевания одежду, обувь. Для группы желательна одежда из хлопчатобумажных тканей.

5. Приучайте ребёнка проситься в туалет.

6. Приучайте ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться.

7. Постепенно отучайте ребёнка от привычки сосать пустышку, пить молоко из бутылочки, сосать палец.

8. Постепенно приучайте ребёнка засыпать без укачивания, ношения на руках.

9. Принимайте травяные чаи: ромашка, календула.

10. Принимайте сырые фрукты, овощи, натуральные соки, кисломолочные продукты, железосодержащие продукты (гречневая каша, яблоки).

11. Максимально обеспечивайте ребёнку психологическую безопасность.

12. Если ребёнок ослаблен, обратитесь за консультацией к участковому детскому врачу.                                                                                                                     

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

                                                  Литература:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель.-2004 – 236с.
  2. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
  3. Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.
  4. Воронина С.В. , Кухаренко Р.Ю. Кенгуру- тренинг раннего развития мама-ребенок; Санкт- Петербург , речь 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ

Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад "Педагогические условия и формы взаимодействия педагога и родителей по вопросам познавательного развития"

«Педагогические условия и формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам познавательного развития». Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста яв...

Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...