Консультация для педагогов "Конструирование и ручной труд в детском саду"
консультация

Лапина Наталья Владимировна

 В данной статье автор обратил внимание как влияют конструирование и ручной труд на всестороннее развитие дошкольника. А также выделил основные задачи в каждой возрастной группе по данному виду деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Конструирование и ручной труд

в детском саду»

(консультация для педагогов)

        

                                                                                   Воспитатель: Лапина Н.В.

                                                                         

2019 год

Конструирование и ручной труд в детском саду

Конструирование и ручной труд являются одним из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Конструктивная  деятельность ребенка  достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.

Изготовление поделок из конструктора, природного материала, бумаги требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда , детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Конструирование и ручной труд  способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий

Особую роль конструирование играет в умственном воспитании дошкольников, в развитии их интеллекта. Сооружая  постройки, поделки малыш знакомится с многообразием материалов, их свойствами. Кроме того, обучение дошкольников разным видам конструирования  развивает их любознательность и познавательную активность, определенный стиль мышления. Если проследить путь изготовления поделок  из конструктора  и других материалов, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем, детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой поделки. И, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу. В этом труде всегда есть новизна, проявление творчества, возможность добиваться более совершенных результатов.

Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время конструирования или ручного труда, радость общения, наслаждение, испытываемое в процессе создания  красивой поделки, очень важны для художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный человечек, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.

Конструирование способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Изготовление какой либо постройки или поделки требует от ребенка определенных волевых усилий. Когда малыш встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. При  этом формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе конструктивной деятельности происходит воспитание самостоятельности, аккуратности, дружеских взаимоотношений между сверстниками, что так необходимы для развития личностных качеств дошкольника.

Таким образом, конструктивная деятельность учит детей планировать свои действия, обдумывать их, самостоятельно находить способы решения различных познавательных задач, проявляя при этом творчество.  Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.


Программное содержание по конструированию и ручному труду в возрастных группах.

I младшая группа

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

 к школе группа

- Знакомить детей с деталям (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения деталей.

- Формировать умение сооружать элементарные постройки (башенки, домики, машины)  по образцу совместно со взрослым, поддерживать желание строить самостоятельно.

- Способствовать пониманию пространственных соотношений (рядом, впереди, сзади, верху, внизу).

- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

- Способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, шишки и т.д.).

- Вырабатывать привычку по окончании игры убирать строительный материал на место.

- Формировать умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр).

- Формировать умение сооружать постройки методом накладывания, приставления, прикладывания, используя в постройках детали разных цветов и размеров.

- Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

- Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по периметру 4-хугольника), ставить их плотно друг к другу и на определенном расстоянии (заборчик, ворота).

- Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину, ширину.

- Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

- Продолжать учить обыгрывать постройки.

- Продолжать способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, шишки и т.д.).

- Продолжать приучать детей по окончании игры убирать строительный материал на место.

- Продолжать развивать способность у детей различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

- Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.

- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, используя в постройках детали разных цветов и размеров.

- Учить устанавливать связь между постройками и тем, что они видят в окружающей жизни.

- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки…). Приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, дверь).

- Приобщить детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и т.д., учить использовать для закрепления частей клей, пластилин.

- Формировать умение для изготовления поделок использовать бросовый материал (катушки, коробки разного размера, пластиковые бутылочки и т.д.).

- Продолжать приучать детей после работы наводить  порядок.

- Формировать интерес к разнообразным зданиям сооружениям (дома, театры и т.д.).                          

- Продолжать учить устанавливать связь между постройками и тем, что они видят в окружающей жизни.

- Продолжать развивать умение у детей создавать разнообразные постройки и конструкции, выделяя основные части и характерные детали.

- Развивать умение анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, находить конструктивные решения, планировать создание собственной постройки.

- Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и т.д.

- Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

- Учить строить по схеме, рисунку, подбирая необходимые детали.

- Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

- Развивать умение работать коллективно.

- Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях, делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

- Учить детей пользоваться шаблоном.

- Продолжать учить делать игрушки, сувениры из природного материала (коры, веток, листьев, шишек, каштанов и т.д.) и других материалов (катушки, коробки разного размера, пластиковые бутылочки и т.д.), прочно соединяя части.

- Развивать творческое воображение, художественный вкус.

- Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.

- Формировать привычку у детей по окончании работы приводить в порядок рабочее место.

- Продолжать формировать интерес к разнообразным зданиям сооружениям (дома, театры и т.д.).

- Развивать желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

- Продолжать развивать умение планировать процесс своей работы.

- Закреплять   умение анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, находить конструктивные решения, планировать создание собственной постройки.

- Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

- Формировать умение самостоятельно подбирать детали для постройки, умение их комбинировать.

- Учить создавать различные модели из разных видов конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

- Закреплять умение сооружать постройки и создавать конструкции, объединенные общей темой (улицы, детская площадка и др.).

- Закреплять навыки коллективной работы.

- Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу.

- Продолжать учить детей пользоваться шаблоном; создавать игрушки-забавы.

- Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги.

- Формировать умение подбирать цвета и их оттенки при изготовлении поделок.

-   Формировать умение создавать объемные игрушки в технике оригами.

- Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; шить швом «вперед иголку».

- Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры.    

-  Продолжать учить делать игрушки, сувениры из природного материала (коры, веток, листьев, шишек, каштанов и т.д.). передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

- В процессе работы развивать фантазию, воображение.

- Продолжать формировать умение аккуратно, экономно использовать материалы.  

- Продолжать формировать привычку у детей по окончании работы приводить в порядок рабочее место.

Использованная литература

- Куцакова Л.В.  Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО. – М: ТЦ Сфера, 2019. – 240 с.

- Лыков И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО. - ИД Цветной мир, 2015. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Ручной труд в детском саду (презентация для педагогов)

Презентация для педагогов детского сада, о необходимости ручного труда в детском саду....

Ручной труд в детском саду

Педагогическая концепция «Я мастер своего дела»к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Консультация для педагогов "Организация ручного труда в детском саду"

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду....