ПРОГРАММА ПО СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
материал (подготовительная группа)

Прокопьева Наталия Геннадьевна

   Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и силь­ными героями и свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рас­судку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без устали готовы слушать сказочные ис­тории, герои которых отважно сражаются с великанами и чудовищами — с миром взрослых. Часто родители жалуются на своих детей,  потому что они не слушаются, плохо себя ведут, бывают агрессивными. Эти вопросы родителей являются актуальными в настоящее  время. Данная программа является профилактической, целью которой выступает профилактика нарушений поведения детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_skazkoterapii.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»

ПРОГРАММА  ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

С НАРУШЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ.

«Сказкотерапия» - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования

взаимодействия с окружающим миром (Д. Зинкевич-Евстигнеева).

   Занятия по данной программе включает в себя игры на взаимодействие, свободные

и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного

поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры);

метафорические этюды - релаксации; рисование; беседы, обсуждение сказок; телесные упражнения.

   В ходе любого занятия каждый ребёнок имеет право высказать своё мнение,

отношение к той или иной ситуации. Каждое занятие строится на уважении, доверии,

взаимопонимании, взаимопомощи.

Цель программы: устранение и предупреждение  отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов.

Задачами являются:

  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • развитие эмоциональной и моторной адекватности;
  • расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие   чувства   коллективизма, ответственности   друг   за друга, формирование опыта нравственного поведения;
  • развитие    самостоятельности, самоконтроля;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие   различных    анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического.

Методические рекомендации по реализации программы (количество занятий, режим и условия их проведения)

   Программа включает в себя 10 занятий, которые проводятся во вторую половину дня, длительностью от 30 минут до 1 часа. Состав группы определяется характером психологических нарушений у детей. Оптимальная наполняемость группы-6-8 человек. Предпочтительным является следующий состав группы:

Гиперактивность – 1 ребенок

Агрессивность  - 1 ребенок

Застенчивость-1 ребенок

Нарушение самооценки – 1 ребенок

Конфликтность-1 ребенок

Наличие страхов – 1  ребенок

В содержание  занятия входят:

  • Ритуал приветствия.
  • Озвучивание психологом сказки.
  • Развивающие упражнения (двигательные упражнения, на развитие внимания, речи, мыслительных операций, чувств).
  • Подведение итогов занятия
  • Ритуал прощания

Предлагаемый минимальный курс включает в себя 3 этапа.

  • I этап - подготовительный (занимает 1-2 занятия). Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.
  • II этап – основной - на этом этапе решаются проблемы детей с помощью специально подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арт-терапии. Основной этап занимает 6-7 занятий. Он направлен на решение эмоциональных проблем детей, посещающих занятия. Так как круг проблем очень разнообразный, поэтому в данной программе рассматриваются наиболее типичные варианты эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и некоторые пути помощи при этих нарушениях. Занятия строятся по тематическому принципу: одно занятие направлено на решение одного вида проблем. Однако, и психотерапевтические упражнения, и сказки, предлагаемые в процессе работы, полифункциональны, то есть тем или иным образом затрагивают различные стороны личности ребенка. Одна и та же сказка, история воспринимается каждым ребенком по-разному, в соответствии с его знаниями, опытом, мировоззрением, характером, и вызывает различные эмоциональные реакции, часто соответствующие именно его проблемам. Поэтому та или иная тема занятий эффективна не только для детей, имеющих затруднения именно в этой сфере, но и для всей группы в целом.
  • III этап – заключительный - закрепление полученных знаний, гармонизация личности.

Диагностические срезы (оценка эффективности, если программа предполагает проведение диагностики – приложение 2)

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

  1. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».
  2. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
  3. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

   Предполагаемые результаты реализации программы (развитие компетенций субъектов образовательного процесса, из числа целевой аудитории программы).

Показатели эффективности:

  • В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
  • На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
  • Используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
  • Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даётся простор творчеству.
  • Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Содержание программы

№  п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1 этап – подготовительный. Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.

Занятие 1

объединение группы, формирование проблемы, снятие эмоционального напряжения

- Знакомство

-Ритуал приветствия - игра "Здравствуй"

-Игра "Отгадай"

-Игра "Магнитики"

-Игра "Угадай меня"

-Игра «Составляем картинку вместе»

-Чтение сказки

-Краткое обсуждение

-Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 2

Снятие эмоционального напряжения, объединение групп, поддержание мотивации на изучение самих себя.

-Ритуал приветствия - игра "Приветствие с мячом"

-Игра "Выборы"

-Игра "Похвали друга"

-Игра "Синхронный танец"

-Игра «Надувная кукла»

-Упражнение «Поступки»

-Краткое обсуждение

-Ритуал прощания - "До свидания"

2 этап – основной - на этом этапе решаются проблемы детей с помощью специально подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арт-терапии - направлен на решение эмоциональных проблем детей, посещающих занятия.

Занятие 3

формирование эмпатии, чувства коллектива, групповой поддержки.

Ритуал приветствия - игра "Здравствуй"

-Игра со свечкой

-Сказка про веточку

-Рисование «Мой добрый поступок»

-Краткое обсуждение

-Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 4

Коррекция агрессивного поведения

Ритуал приветствия - игра "Здравствуй"

-Сказка «Праздник дружбы

-Шаловливая минутка

-Беседа

- Успокой чудовище

-Релаксация «Сказочная музыка»

-Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 5

Коррекция гиперактивного поведения

Ритуал приветствия - игра "Здравствуй"

-Сказка о Ёжике

- Упражнение «Сердитый Ёжик»

-Упражнение «Крик»

-Физкультминутка

-Вопросы по сказке

-Упражнение «Я кубик несу и не уроню»

 -Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 6

Коррекция непослушания, конфликтности

-Ритуал приветствия

- Игра «На тропинке»

-Сказка «»

-Вопросы по сказке

-Игра «Пожалуйста»

-Ситуации

 -Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 7

Коррекция обидчивости

-Ритуал приветствия

- Беседа об обиде

-Сказка «Об обиде»

-Вопросы по сказке

-Игра «В шарики»

-Рисование на шарах

 -Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 8

Коррекция страхов

-Ритуал приветствия

-Сказка «Смелый гномик»

-Упражнение «Смелые ребята»

-Рисование «Азбука страхов»

-Ритуал прощания - "До свидания"

Занятие 9

Коррекция неуверенности, замкнутости (c чувством неуверенности связано много детских проблем, начиная от застенчивости, скованности, необщительности вплоть до агрессивного поведения, как способа защиты)

-Ритуал приветствия

-  Сказка «Храбрый лягушонок»

-Игра «Я»

-Игра «Зайки и слоники»

-Игра «Иголочка и ниточка»

-Ритуал прощания - "До свидания"

3 этап – заключительный - закрепление полученных знаний, гармонизация личности.

Занятие 10

Закрепление полученных знаний, гармонизация личности.

-Ритуал приветствия

- Упражнение «Мой сосед справа похож на…»

- Подари подарок»

- «Принц и принцесса»

- «Чемодан в дорогу»

-«Аплодисменты»

-Ритуал прощания - "До свидания"

Блок работы с педагогами

1 . Консультация: «Роль сказки в жизни ребенка»

2. Семинар-практикум «Сказкотерапия в работе с детьми».

Блок работы с родителями

1.Консультация «Роль сказки в жизни ребенка»

2.Оформление наглядной информации для родителей на тему «Как рассказывать сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк

Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе обучения детей подготовительной к школе группы правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе  обучения детей подготовительной к школе группы правилам безопасного поведения на дороге и  Правилам дорожного дви...

Методическая разработка для детей подготовительной к школе групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Радуга» на основе украинской сказки «Колосок»

Задачи:- создавать условия для повышения у детей интереса к народным сказкам;- создавать условия для возникновения у детей радостного эмоционального настроя от встречи с любимой сказкой;- воспит...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ПОДАРОК ДЛЯ НОЛИКА».

КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MIMIOPAD НА ТЕМУ: «ПОДАРОК ДЛЯ НОЛИКА»....

Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).

Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....