Доклад "Выстраивание партнерских отношений с родителями"
материал

Tatiana_Nagornaya

Доклад  по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada_gorodskogo_seminara_.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – это первый коллектив ребенка, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка,  а папа и мама – образцы для подражания.

Кем является родитель для образовательной организации? 

  1. Родитель (семья) — это полноправный участник образовательного процесса

    

Проведение анализа позволяет выделить три группы родителей:
- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения
-
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
-
Родители – критические наблюдатели.

И разделить все семьи на 3 типа:
1
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
2
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
3
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»

  1. Возникает вопрос: Всегда ли родитель партнер?

Для того, чтобы это выяснить, необходимо составить формулу партнерства и понять, что такое партнерство в системе

«семья-образовательное учреждение»

Партнерство  в системе «семья - образовательное учреждение» - представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации любого ребёнка, и в особенности,  ребенка с особыми образовательными потребностями.

  1. Формула партнерства включат в себя следующие составляющие:

    -
    интерес к партнеру и уважение - признание ценности партнера и его   мнения.

В своей работе с семьей мы направлены на принятие родителя как личности, как субъекта, а не объекта образовательного процесса, уважение его точки зрения в вопросах развития и обучения его ребенка.

Нам важно узнать потребности и особенности семьи во взаимодействии с ребенком, получить максимальную информацию об особенностях развития и потребностях ребенка.

-
наличие общей цели

Обеспечивает контекст взаимодействия, отсутствие понимания общей цели дискредитирует процесс взаимодействия, делая его формальным.

Очень важно найти общее поле, «что ОБЩЕЕ есть в наших целях, даже разнонаправленных или на первый взгляд не связанных между собой»;

Целью нашего взаимодействия с семьей является Создание единой комфортной среды для развития, воспитания, обучения и социализации ребенка и дома, и в образовательной организации


-
диалог как форма контакта

Ни одна форма взаимодействия невозможна без диалога. Именно диалог дает возможность общаться и прояснять позиции друг друга.  И именно в диалоге может происходить переформулирование родительского запроса.

-  понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера

На первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как:

Право на собственное мнение и собственный выбор;

Право на информацию;

Право на уважение;

Право получать признание и т.д.


-
разделение ответственности - принятие на себя ответственности за свои  действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия

По опыту нашей работы, основная сложность во взаимодействии с семьями возникает при определении зон ответственности педагогов и родителей. При  непонимании этого происходят взаимные обвинения друг друга, перекладывание ответственности или уход от нее.  

Необходимо помнить, что обязанностью родителей, на основании Закона об образовании, является формирование основы  физического, нравственного и интеллектуального развития  и личности ребенка. При этом именно Родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе форм получения образования,  формы  обучения и выборе образовательной организации.

Алгоритм взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с ООП

1. этап во взаимодействии с семьей     

Заочно -  изучение входящей документации, первичное анкетирование – сбор анамнестических сведений специалистами СППС, уточнение  социального статуса на основе входящей документации

Цель: Изучение семьи

Очно – первичная беседа с родителями ребенка с представителем администрации и спец. СППС (педагогом психологом)

Цель: установление коммуникативных связей,  уточнение родительского запроса к ОО, понимание родительского взгляда на особенности развития и потребности ребенка и первичное обсуждение (проектирование) образовательного маршрута.

Пример: на консультации родитель говорит, у меня очень хороший ребёнок, интеллектуально сохранный, мы зачислены к вам в дошкольную группу, у нас есть заключение ЦПМПК – программа АООП для обучающихся с о слож дефектом. Пока мой ребенок, в 6 лет не говорит и самостоятельно не передвигается.

                                                                     

2. Работа по формированию у родителей готовности к партнерским связям с педагогами ОО

- индивидуальные консультации специалистов СППС

– заседание ППк по результатам первичного обследования, на котором определяется цель ППС, утверждается ИОМ и рассматриваются вопросы реализации программы коррекционной работы и целевые ориентиры выполнения АООП на данный учебный год.

3.Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ОО

Целесообразно вести по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление

Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребенка, анализ особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника

2. Психолого-педагогическое направление

 Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей совместная работа специалистов ОО, обеспечивающая педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного и школьного детства, что делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса

Данное направление включает следующие формы и методы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания
- консультации
- занятия с участием родителей

- выставки детских работ, изготовленных - вместе с родителями
- совместные экскурсии
- дни открытых дверей

- оформление фото коллажей
- совместное создание предметно-развивающей среды
- работа с родительским комитетом группы
- беседы с детьми и родителями
- тренинги
- семинар-практикум
- родительские гостиные

3 Наглядно-информационное направление

Цель: ознакомление родителей с работой ОО, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

В работе со всеми родительскими группами необходимо использовать разнообразные формы работы:
- родительские уголки
- папки-передвижки
- библиотека – передвижка
- фотомонтажи  «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»

- фотовыставки «Папа, мама, я – дружная семья»
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
«Учись быть папой»

4 Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями всегда самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Включает:
- праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки»,  «Международный день семьи»
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»
- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
- спектакли
- совместные походы в театры, кино-концертные залы…
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

Следуя указанному алгоритму мы плавно переходим к предполагаемым результатам нашей деятельности, а именно:

- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

- Продуктивное, творческое взаимодействие родителей и педагогов.

В заключение хотелось бы отметить:

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых (семья, педагоги, образовательная организация в целом) и они, т.е. (мы) бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.

Поэтому помним цель нашего взаимодействия с семьей:

Создание единой комфортной среды для развития, воспитания, обучения и социализации ребенка и дома, и в образовательной организации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию партнерских отношений с родителями

ФГОС   предусматривают   построение партнерских отношений с родителями....

Программа-проект "Семь-Я" (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 459»          Программа-проект"Семь-Я"(выстраивание партнерского взаимодей...

Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...

Выстраивание партнерских отношений с родителями

Презентация к докладу на городском семинаре...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников для решения образовательных задач".

В материале представлен доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для решения образовательных задач. Тренинг как одна из форм развития комп...

Фрагмент выступления на вебинаре "Выстраивание системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса"

В январе 2020 г. педагогический коллектив ГБОУ Школа №305 г. Москвы выступил  с опытом работы по формам сотрудничества с семьями воспитанников. Презентация дополняет выступление педагога-психолог...