Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей логопедической группы с применением нетрадиционного способа рисования «Узелковый батик»
методическая разработка (старшая группа)

Коростелева Татьяна Ивановна
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей логопедической группы с применением нетрадиционного способа рисования «Узелковый батик»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района

Челябинской области

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей логопедической группы с применением нетрадиционного способа рисования «Узелковый батик»

Тема: «Волшебный Павловопосадский платок»

Составила:

Воспитатель

Коростелева Т.И.

Квалификационная категория- 1

Педагогический стаж-42 года

2019г.

Цель: Создание условий для развития художественно – эстетических навыков у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Изобразительная:

  • Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования с помощью пуговиц и ткани («Узелковым батиком»), учить передавать рисунок платка на ткани;
  • Познакомить детей с историей павлопасадских шалей, технологией их создания;

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать логическое мышление, визуальное восприятие, память, внимание, быстроту реакции в двигательной активности;
  • Способствовать развитию творческих способностей, эстетического восприятия и воображения;  
  • Развивать связную речь, коммуникативные навыки общения; Активизировать и обогащать словарь;
  • Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений обеих рук;  
  •  Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох;
  • Развивать фонематический слух посредством прослушивания музыкальных произведений;
  • Повышать умственную и физическую работоспособность детей путем использования здоровье сберегающих технологий (динамическая пауза, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика);

Техническая: 

  • Учить детей рисовать нетрадиционным способом с помощью нетрадиционного материала (ткани, пуговиц, резинок, ватных палочек);
  • Воспитывать аккуратность при работе с гуашью и нетрадиционным материалом.

Воспитательная:

  • Воспитывать   навык сотрудничества и взаимодействия;
  • Поощрять у детей любознательность и стремление к получению новых знаний;
  • Поддерживать желание экспериментировать; учить детей через экспериментирование открывать новые свойства предметов в процессе проведения практических опытов.

Словарная работа:

активизация словаря: Павлов- Посад, плать, мастерица, бахрома, набивной

Материалы и оборудование:

Материал демонстрационный: Готовые образцы, павлопосадские шали, запись «Вальса цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», ватные пушинки, фото павловопосадских платков, ноутбук

Материал раздаточный: Белая ткань на каждого ребёнка, размер 25х25 см., пуговицы разных размеров, резинки, гуашь, кисточки, стаканчики-непроливайки, влажные салфетки, ватные палочки, кусочки ткани, бумаги, ножницы, лупы

Предварительная работа: Беседа, презентация «История создания Павловопосадского платка», рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, открыток с изображением павловских платков, репродукций художников (Маковского К.Е., Сурикова В.И., Грабаря И.), изготовление трафаретов, дидактической игры «Собери платок», «Найди отличия», загадывание загадок, подвижная игра «Кто спрятался под платком?»

Прослушивание аудиозаписи романса «Подари мне платок».

Ход НОД

Организационный момент

Дети стоят в кугу, проговаривая текст, и выполняя движения.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок!( показывают цветок)
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень (обняли друг друга)

Здравствуйте ребята, я тоже рада вас всех видеть, таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Вводная часть

-Сегодня утром я получила посылку из далека. Из города Павловский Посад. Недалеко от города Москвы, на берегу реки Клязьмы, посреди полей и лесов, стоит славный город – Павловский Посад. Живут в этом городе настоящие волшебники -мастера своего дела.

 Давайте посмотрим, что они прислали нам в этом загадочном и волшебном сундучке (приоткрывает крышку)

Загадка:

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет -

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек -

Повяжи себе (платочек)

-Да это платок. Платок не простой, а павловопосадский. Сегодня я хочу рассказать вам историю Русского платка.  Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом.

Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы, набрасывали платок на плечи, (воспитатель набрасывает платок себе на плечи), потому что это удобно и красиво. Отсюда и появилось название платок. У кого дома есть платки, кто их носит? (ответы детей). В городе Павловом Посаде живут мастера, которые первыми стали производить красивые платки.

Основная часть 

-Ребята, я знаю, что вы очень любознательные? Думаю, что вам очень интересно будет узнать, из чего же делают платки. Может кто-то знает? Кто-то видел, как это делается (из ткани)

-Значит, я думаю вам интересно будет узнать почему платки делают из ткани, а не из бумаги?

Кто из вас может сказать, как это можно узнать?

Сейчас мы пройдем в нашу лабораторию «Любознайка», где вы все сами сможете все узнать.

-Хлопни, топни, повернись, влево вправо наклонись в «Любознайке очутись!»

Опыт 1 «Из чего сделан платок?» 

-Как вы думаете, зачем здесь лупы? Что мы сможем сделать с помощью лупы? (сможем рассмотреть платок через лупу)

-Что делает лупа? (увеличивает)

 Дети рассматривают платок через лупу. (отмечают, что в платке есть нитки, они переплетаются)

-Затем рассматривают бумагу.  В бумаге есть нитки?   (нет).

-Значит, в платке есть нити, а в бумаге нет.

Опыт 2.  «Что прочнее бумага или ткань?»
Дети пробуют разорвать бумагу (рвется).

- А теперь попробуйте разорвать ткань (не рвётся).

-Чем можно разрезать ткань, и зашить? (ножницами, а зашить нитками)

А бумагу можно зашить? (нет)

-Можно делать платки из бумаги? Почему? (она не прочная)

Значит для платков подходит только ткань (плать)

Упражнение на формирование воздушной струи «Сдуй пушинки»

(дети сдувают пушинки в коробочке) 

-А теперь обратите внимание на эти Павловопосадские платки (в группе развешаны платки)

-Нравятся вам платки? (ответы детей)

Что за чудо узор,
Что за краски вокруг?
Это поле, цветы,
Словно солнечный луг.
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад.
Это сказка с названьем
Павлов Посад.

-Давайте, посмотрим какой основной узор используют художники на этих прекрасных платках? (цветы).  

-Мастера придумывали для каждого платка свои узоры из полевых и садовых цветов

 -Где располагаются цветы на платке (в центре, по сторонам, в углах).

- Чаще всего -это разы. Розы -это главный цветок павлопосадских платков

но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц.  

-Как вы думаете, какое количество цветов использует художники при создании павлопосадских платков? (более 20)

-Как собраны цветки на платках? (цветы, собранные в букеты, а есть разбросанные по полю)

-Как украшена середина платка? (заполняется либо мелкими цветочками, либо она пустая)

-Посмотрите какой фон у платков?  (бордовый, кремовый, зеленый, красный.) После того как мастер создал платок, он дает ей название: Весна, Сказка, Тайна, Метелица, Фантазия, Русская красавица и др.

-Что мы видим по краю платка? (бахраму)

-На одних платках ее пришивают, на других- вывязывают

-Вот такие Павловские платки завоевали любовь во всем мире

- Как вы думаете легко ли создать такие платки?

-Создание набивной шали это был очень тяжелый труд. Это трудоёмкая тяжёлая работа, давайте вспомним пословицы о труде

Игра «Вспомни пословицу»

-Дело мастера ...(боится)

-Мала пчелка, да и та... (работает)

-Любишь кататься — люби и саночки …(возить)

 -А сейчас мы отправимся в мастерскую «Творчества и фантазии»

 Игра-перевоплощение

 Но сначала давайте закроем глаза и скажем волшебные заклинание:

«Топ – топ,

Хлоп -  хлоп,

Вокруг себя повернись

В волшебника- умельца превратись!»

(звонит хрустальный колокольчик)

-Посмотрите, что у нас появилось? (Волшебные колпачки)

-Давайте, мы их наденем (дети надевают волшебные колпачки)

-Теперь мы с вами стали маленькими волшебниками-умельцами, но прежде чем творить волшебство мы сделаем физкультурную минутку.

Физкультурная минутка «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем (Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку)

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем (выполнять движение «выжимаем бельё»)

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки

Так встряхнём, так встряхнём (пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх- вниз)

 А теперь платки погладим (выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой)

Мы погладим утюгом.                        .

А теперь платочки сложим (хлопки одной ладошкой по другой)

И все дружно в шкаф положим (положить руки на колени)

- Давайте вспомним, какие нетрадиционные способы рисования вы знаете? (рисование пальчиком, ладошкой, мыльными пузырями, ватными палочками, трубочками для коктейля)

-Сегодня мы с вами будем рисовать новым нетрадиционным способом, он называется: «Узелковый батик»

-Не на бумаге, как обычно, а на волшебной ткани, которая легко впитывает краску (показ образца Павловопосадского платка, выполненного воспитателем)

-Посмотрите, нравится вам? Вот такой павловопосадский платок у меня получился, (ответы детей)

А чтобы у вас все получилось, вы должны внимательно слушать, наблюдать и запоминать.

Показ алгоритма выполнения работы

- Берем простой карандаш и поставим крестики, там, где будет у нас цветочек. Пуговицу кладем под ткань снизу, обтягиваем тканью и туго перевязываем её ниточкой. У нас с вами получился «Завязанный мешочек». Сделаем таких три мешочка. Эта трудная работа узелки вязать без счета

-Затем берем кисточку и смочим наши узелки водой (просыпайся, кисточка, умывайся, кисточка!), и сверху и по бокам. Вот так!

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узелки стали разноцветными? (раскрасить)

- Конечно, попробуем добавить красок. Наши мешочки могут быть одинаковыми по цвету, а могут быть и одновременно двухцветными: верхушка «мешочка» - одного цвета, а низ – другого. 

-Когда мы рисуем разными красками, о чем мы не должны забывать? (тщательно промывать кисточку после каждого цвета)

-После раскрашивания всех мешочков мы аккуратно развязываем резинки, убираем аккуратно пуговицы в сторону, раскладываем ткань перед собой. Что мы видим? (ответы детей)

-Да, получились замечательные цветы.

-Какими деталями можно еще раскрасить платок? (лепестками, листьями)

-Да растительным узором.

-Для рисования каких деталей платка можно использовать ватную палочку?

(для рисования мелких цветов)

-Напомните пожалуйста, как правильно нужно рисовать ватными палочками, чтобы отпечатки получились ровными и круглыми (ватную палочку необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным нажимом)
- А для того, чтобы приступить к работе, давайте вспомним правила при работе с красками. Надеюсь, всем вами эти правила уже давно знакомы. (ответы детей).

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

- Ну а теперь, мои мастера, фантазируйте, воображайте с красками для своих цветов, пусть они получатся разные, волшебные (звучит запись «Вальса цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», дети выполняют свои работы)

- Какая красота, «узелки» превратились в настоящие волшебные цветы.

Заключительная часть НОД

Итог, рефлексия

- Мне очень интересно узнать, что нового, интересного вы сегодня узнали?

-Вспомним чем мы занимались?

 -Зачем вы все это делали?

 -Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?

-О чем вы расскажете маме?

- Что тебе (обращаюсь к конкретному ребенку) больше всего понравилось?

- Кого из детей хотел бы ты похвалить и почему?

- Молодцы! Вы меня тоже очень порадовали своими знаниями. Я горжусь вами.

-Вам понравилось работать в мастерской «Творчества и фантазии»? (ответы детей)

-Ребята у вас платочки получились очень красивые, красочные. Вы стали настоящими мастерами- умельцами. Я хочу вам вручить трафареты платков, чтобы вы могли поработать с ними дома и медали «Мастер-золотые ручки». А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Готовы? Тогда давайте прочтем заклинание:

«Топ — топ, хлоп — хлоп, вокруг себя повернись, в детском саду очутись!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе с применением нетрадиционных способов рисования"Зимняя сказка"

Конспект НОД в старшей группе с применением нетрадиционных способов рисования"Зимняя сказка"...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...

Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»

Конспект занятия  по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»...

Конспект по художественно-эстетическому развитию детей с применением нетрадиционного способа рисования «Узелковый батик»

Конспект по художественно-эстетическому развитию детей с применением нетрадиционного способа рисования «Узелковый батик»...

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования – узелковый батик «Волшебные цветы»

Цель: Развитие художественно – эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования с помощью пуговиц и ткани.Задачи Образовательные:&bull...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования («Ниткография») в группе Ягодка» Кружок «Цветные фантазии».

Программное содержание:Программное содержание: - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание о...