«Возможности дидактических игр для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте.»
статья (младшая группа)

Уханова Юлианна Виктровна

Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Кроме этого детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются доступными для детей, очень увлекательными и дети получают от них удовольствие - это является хорошим средством для развития движений пальцев рук. У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: 

«Возможности дидактических игр для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте.»

Подготовила воспитатель:

Уханова Ю.В.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

         Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
  • насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

  Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Выводы

Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Кроме этого детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются доступными для детей, очень увлекательными и дети получают от них удовольствие - это является хорошим средством для развития движений пальцев рук. У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.


Глава 2.Особенности развития мелкой моторики детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...

Практикум для родителей "Использование дидактических игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая позволяет познакомить родителей с понятием дидактических игр и способами их организации в домашних условиях, с целью развития мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...

«Дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»

Здесь описаны дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»        ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...