Народные латвийские игры для дошкольников
картотека (старшая группа)

Хакимова Наталья Николаевна

Народные латвийские игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл latviyskie_igry.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:


ЛАТВИЙСКИЕ
НАРОДНЫЕ ИГРЫ


Решето (Сиетс)

Играющие становятся в ряд. Один из участников игры остается вне ряда — он решето. Решето подходит к стоящему первым в ряду и говорит: «Сей, сей решето!» Тот спрашивает: «Что ты хочешь, решето?» Решето отвечает:
«Мелкую муку». Играющий, к которому обратился игрок-решето, произносит: «Беги за ней!» После этого решето бежит за участником игры, стоящим в ряду последним, и старается его поймать. Тот убегает и стремится встать первым в ряду. Если ему это удается, то он спасен. Если же решето поймает убегающего, то они меняются ролями, бывшее решето становится в ряд первым. Правила игры. Нельзя выбегать из ряда
прежде, чем будут произнесены все слова.

^ Путешественник (Целётайс)
Участники игры садятся в круг. Один лишь путешественник остается в центре круга. Сидящие по кругу тихо, так чтобы путешественник не слышал, выбирают для себя наименования знакомых городов или местностей. Путешественник вслух называет города, откуда и куда он хочет проехать. Например: «Я путешествую из Риги в Москву». Участники игры, выбравшие эти названия городов, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие. Правила игры. Садясь на свободное место, нельзя толкать друг друга.

Волк и коза (Вилкс ун каза)

По считалочке дети выбирают волка и козу, остальные — пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота
(двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза — в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала. Правила игры. Волк ловит козу только в кругу.

Кольцо (Гредзенс)
Играющие становятся в круг и держат в руках шнур или ленту, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга стоит водящий. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он манятся с этим игроком местами. Игру можно сопровождать народной песней. Правила игры. По сигналу все играющие должны движениями рук имитировать пере- дачу кольца, чтобы сбить водящего с
толку.
Птица без гнезда (Путче без лигздас)
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т. е.
ближе к кругу,— гнездо, второй за ним —птица.
В центре круга чертят небольшой кружок —там водящий. Он считает: «Раз...» — игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс;
«Два...» — игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т. е. птица садится в гнездо; «Три!» — птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица
стремится занять свой дом-гнездо, т. е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. При повторении игры дети меняются ролями.
Правила игры. Птицы вылетают только на счет «Три!». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.


Догони меня (Панац мани)
В центре площадки чертят две линии на рас- стоянии 3 м одна от другой. С двух сторон от них чертят на расстоянии 10 м еще по одной линии — это дома. Играющие делятся на две равные команды и встают друг против друга за центральными линиями. По жребию одна из команд начинает
игру. Игроки этой команды на одной ноге стараются допрыгать до своего дома, а соперники также на одной ноге догоняют их. За каждого осаленного игрока команда получает 1 очко. На своей центральной линии каждая
команда выкладывает столько камешков, сколько она запятнала убегающих, т. е. сколь- ко набрала очков. Когда игра закончена, все возвращаются к центральным линиям. При повторении игры дети меняются ролями. Побеждает команда, первой набравшая условное количество очков.
Правила игры. Салить можно только игроков прыгающих на одной ноге; если игрок встал на две ноги, он выбывает из игры. По ходу игры дети могут поменять ногу. Добежавших до дома салить нельзя.
Сосед, подними руку (Кайминь, цель року)
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он
спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны
поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще
забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим. Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к кото- рому он обращается. В противном случае его
команда не выполняется.


Стая уток (Пилю барс)
Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладу на них руки. По сигналу все начинают в полу- приседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты — озера (10—15 м), не меняя положения рук и ног. Побеждает та утка, которая первой достигнет озера (перейдет черту).
Правила игры. Тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук и ног, считается проигравшим.

Кто в саду? (К.ас дарза?)
Играющие, взявшись за руки, встают в круг лицом к центру. Четыре — шесть игроков образуют внутри большого круга маленький круг — это пчелки в саду. Они также стоят лицом к центру. Одновременно все играющие дважды, на- распев, произносят слова:
^ Кто в саду? Кто в саду?
Пчелка в розовом саду.
При этом дети, стоящие в большом кругу,
идут в одну сторону, в маленьком — в другую.
Все произносят слова:
^ Ползай, пчелка, с веточки на ветку,

С веточки на ветку, С листика на листик.
Наружный круг останавливается: дети, не
отпуская рук, поднимают их вверх. Стоящие
в маленьком кругу (пчелки) расцепляют руки
и идут змейкой в воротца, т. е. под поднятыми
руками игроков наружного круга.

По окончании слов пчелки становятся каждая
за одним из участников игры, находящимся
в большом круге. Эти пары меняются ролями.
Игра повторяется.

Правила игры. Дети должны стараться
не наталкиваться друг на друга, идти не спеша
ровной змейкой и останавливаться только по
окончании слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная культура для дошкольников

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.Печально, но наша молодёжь в большинстве своём, очень ...

Презентация на тему:"Русские народные игры для дошкольников"

Красочная презентация с материалами и картинками...

Русская народная культура и дошкольники

Материал в консультатиыный уголок для родителей...

Народные игры для дошкольников

Картотека народных игр для дошкольников...

Русские народные игры для дошкольников.

Подбор  доступных русских народных игр с детьми в детском саду....

Русские и татарские народные игры для дошкольников

Народные подвижные игры - это игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенностями характе...

Картотека Кубанских народных игр для дошкольников

Картотека Кубанских народных игр для дошкольников...