Выступление
статья
Использование культурных традиций мордовского народа в формировании нравственно-патриотического воспитания дощкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93»
Выступление
Использование культурных традиций мордовского народа в формировании нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста
Подготовила : Надькина Е.Е.
2018/19 уч.г.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно и академик Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст – это лучшее время для формирования любви к национальной культуре своего народа.
На современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в формировании нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.
Приобщение детей к национальной культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, культуру своего народа - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период четырех - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
Через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. В дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции своего народа.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, созданы картотеки с настольно-печатными мордовскими играми, стихами, загадками, пословицами и поговорками. В детском саду организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка.
Ознакомление детей с культурными традициями мордовского народа происходит более успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов национальной культуры в содержание образовательных областей, таких как речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Развивающая среда является основой приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края, национальной культуре мордовского народа.
Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений. Проведение народных праздников занимаете большое место в приобщении детей к народной культуре. Они являются яркими и радостными событиями в жизни детей. Сочетая разные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Проводятся беседы, презентации, мероприятия на темы: «Роштува», «Мастя», «Инечи», «День национальной мордовской кухни». Подготовка и проведение этих праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы для праздничных мероприятий, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей.
Дети также знакомятся с народными промыслами мордовского народа. Для них проводятся беседы: «Тавлинская игрушка», «Урусовские валенки», «Гончарное мастерство мордовского народа», «Мордовская вышивка»…
Ещё один важный элемент патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования – это использование национального костюма. Вообще национальный костюм является одним из самых ярких выражений своей культуры у всех народов. В рамках дополнительных занятий детям даются знания о народных костюмах: о цветовой гамме и значениях отдельных элементов вышивки, о названиях предметов национального костюма, об их предназначении, о традиционном повседневном и о праздничном костюме. Всё это способствует развитию художественного вкуса у детей и пониманию народного творчества.
В повседневной жизни в детском саду дети играют в мордовские подвижные игры, разучивают потешки, считалки, заклички, поют песни и танцуют, знакомятся с мордовскими народными сказками и произведениями современных авторов; беседуют о истории своего города, республики.
При системе работы и правильном подходе воспитателя – любовь к родному краю, родному языку, литературе, национальным традициям и обычаям вносит огромный вклад в духовное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Приобщаясь к культурным традициям мордовского народа, дети развивают память, внимание, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательную активность.
Все это является подтверждением того, что работа по использованию культурных традиций мордовского народа, в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....