"Конструктивная деятельность как средство развития дошкольников".
статья

Киреева Ольга Сергеевна

Конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstruirovanie.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивная деятельность как средство развития дошкольников.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.

2. обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы сравнивать их между собой и разделять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

- дети упражняются в правильном употреблении понятий. (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).

- в точном словесном указании направления. (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

- работать дружно, не мешая друг другу.


Работая с многочисленными деталями конструктора, дети становятся усидчивыми, внимательными, у них развивается пространственное мышление, логика, застенчивые дети стали более уверенными.

Большинство детей очень любят играть с конструктором, поэтому конструктор – эта та игра, которая должна быть у каждого ребенка. А польза от такого приобретения не заставит себя долго ждать – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития дошкольников.

Театрализованная деятельность, как часть основной деятельности дошкольников,  игровой, возможна с самого раннего детства.Это позваляет реализовывать широкие воспитательские возможности на протяже...

«Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей, конструктивного мышления у дошкольников»

Актуальность проводимой мной работы по выбранной теме продиктована требованиями ФГОС ДО, в частности, обозначенными стандартом приоритетов образования: эмоционально - личностное становление ребенка, п...

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников...

«Познавательно- исследовательской деятельность как средства развитие дошкольника»

laquo;Познавательно- исследовательской деятельность как средства развитие дошкольника»...

Актуальность развития конструктивной деятельности как средства формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Конструктивная деятельность в детском саду  способствует качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и сформирует интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего ...

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития умственной активности у дошкольников по средством конструктора «CUBROID Coding Block».

Конструктивно-модельная деятельность  является великолепным средством для интеллектуального развития  дошкольников.В наш век новых технологий на смену одним конструкторам приходят другие бол...