Детский совет
методическая разработка

Детский совет как  форма поддержки детской инициативы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sovet_r.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

.Детский совет– общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других, где планируются предстоящие занятия, проводятся разные виды детской деятельности.

Автором Детского совета является авторский коллектив ООП ДОО «Вдохновение»И. Е. Федосова, В. К. Загвоздкина.

Аналогом такой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов) и «утро радостных встреч»программы «Радуга» (Т. Н. Доронова). Суть Детского совета заключается в том, что педагог создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли для себя новое знание, а педагогу дается ключ управления процессом самостоятельных открытий детей.

Технология «Детский совет» предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе: дети обсуждают темы, проекты принимают решения, то есть на основе свободного, осознанного и ответственного выбора определяют содержание своего образования.

Данная технология представляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, ребенок занимается интересным ему делом, в процессе которого формируются учебные умения и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Детский совет содержит все основные направления Стандарта:

• Индивидуализация образовательного процесса.

• Реализация образовательной программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

• Содействие и содружество родителей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

• Реализация образовательных областей через разные виды специфических детских деятельностей.

• Поддержка детской инициативы.

• Развивающее обучение.

Цель проведения детского совета: обеспечение возможности конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков понимания себя и других, согласование целенаправленной деятельности всей группы и каждого ребенка в отдельности для получения познавательно – развивающей информации.

Задачи детского совета:

Для взрослых:

• Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

• Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

• Развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и т. п.

• Вместе выбрать вид образовательной деятельности (проекта, тематический день, неделю, определить направленность событий.

• Разработать план реализации деятельности.

• Развивать навыки культурного общения.

• Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

• Подвести итоги.

Для детей:

• Учиться объяснять словами свои желания, действия.

• Учиться формулировать суждения аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

• Учиться выбирать наиболее значимые интересные события, рассказывать о них логично и кратко.

• Учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других.

• Учиться планировать собственную деятельность.

• Учиться рассказывать о своих действия удачах и неудачах.

Общее время проведения Детского совета.

Детский совет проводится быстро, легко и непринуждённо, не должен быть слишком долгим и обучающим. В целом детский совет длится, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. У младшего дошкольного возраста 5-10 минут, у старшего дошкольного возраста от 10 до 20 минут, в начале учебного года собираем детей на несколько минут, постепенно увеличивая время.

Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько Детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу - выбора темы планирования или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня, темы недели, акции и т. д.

Основные принципы, на которых строится работа с детьми:

• Свобода.

• Самостоятельность.

• Совместная работа.

• Гибкий принцип планирования деятельности с детьми в течение дня.

Достоинство организации образовательной деятельности в Детском совете.

Взрослые обеспечивают реальную вовлеченность детей в обучение. Работа на основе свободного выбора в рамках одной темы (темы недели, дня, проекта, акции)позволяет взрослым сформировать у детей представление о способах изучения любой темы в рамках любой образовательной области. Взрослые дают детям широкую информацию и обеспечивают развитие учебных навыков, создают условия согласно возрасту и интересам детей.

Структурные элементы Детского совета:

Однозначной закрепленной структуры нет.

Детский совет не организованная образовательная деятельность, участие в нем не может быть принуждением. Структурные элементы могут дополняться, изменяться другим содержанием деятельности. Ну что предлагают нам авторы:

• Позывные для детского совета. Сигнал, который будет возвещать о начале (итоге) группового сбора:

- музыкальные произведения

- колокольчик (другие звучащие инструменты, игрушки)

- художественное слово

- игрушка и т. д.)

Приветствие (инвариант: речевка, пожелания, комплименты, подарки, обыгрывание ситуации с игрушкой, календари, информационные листы, приветствия с именами героев сказок, мультиков). Дети самостоятельно иногда выбирают новые способы приветствия. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты у детей и педагога.

Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание, применение элементов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательные упражнения, игры – фантазии, игры – цепочки, игры - шутки). Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, в том числе и хороводные.

• Обмен новостями. Один из любимых частей детского совета – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», дети делятся своими наблюдениями, хвастаются интересными событиями по выбранным темам, темы новостей носят различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагаем коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, познавательный интерес, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета:

Какое у вас настроение?

У всех ли светлое (радостное, улыбчивое) настроение?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями?

О чем можно спросить Иру?

Что бы вы могли посоветовать?

Чем нам может помочь эта новость?

Что нового мы узнали?

Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

• Планирование дня (в группах старшего дошкольного возраста составляется план – прописываются задания деятельности в центрах, а в младших группах используется составление плана самим педагогом или картинки)

Первое направление в планировании – выбор темы образовательного проекта (события, акции, тематической недели).

Второе направление – разработка плана дня, плана образовательного события.

Третье направление – планирование дел и действий на текущий день т. д. (педагог – модератор, он направляет планирование в нужное направление темы неделя, акции, дня)

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых (план можно писать на доске, на большом листе бумаги , на обоях и т. д.)

Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают почти готовый план к деятельности, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.

И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Иногда дети разного возраста и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

И последнее, совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу. Таким образом, план образовательной деятельности обеспечивает баланс социализации, познавательной активности (предложения взрослых) и индивидуализации (идеи, выбор детей). Дети будут проявлять интерес к работе по плану, если им дают возможность активно участвовать в его создании и изменении. Таким образом, планы образовательной деятельности создаются не для детей, а вместе с детьми.

Благодаря совместному со взрослым планированию, дети получают больше познаний об окружающем мире.

Выбор деятельности детей в Центрах детской активности (выбор деятельности осуществляется детьми по желанию с помощью помощников – карт, или значков «Наши интересы»«Деловые хлопоты», право выбора – это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации.

- Взрослый (воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников)направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия).

- Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения.

- Выбор – это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (специально организованной образовательной деятельности).

- Выбор – это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.

Из внесенных в план образовательных инициатив детей и взрослых, педагоги выбирают содержание, которое предполагают предложить детям для обучения. Выбор образовательных предложений взрослых основан на оценке потребностей детей (узнать, научиться, практиковаться в чем-либо важном для продвижения в развитии, на понимании значимости содержания (умения) не заявленного детьми, но актуального для их развития.

Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации

• Подведение итогов

Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах детской активности, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, качество выполнения заданий, наметить последующие шаги.

- Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддержка стремлений детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Педагоги оценивают деятельность вместе со всеми участниками:

- делают выводы, насколько активным было участие детей, чувствовали ли они себя счастливыми от участия и успеха;

- обеспечивают, чтобы процесс подведения итогов и документирования, был полезен всем участникам и отвечал на вопросы, какие цели были достигнуты, насколько правильно была выбрана тема;

- документируют деятельность детей при помощи различных средств (аудиозапись, видео, фотографии, план, выставка) таким образом, чтобы дети и родители могли понять ход деятельности и увидеть результативность.

Роль взрослых и детей во время организации и проведения Детского совета.

Роль ребёнка:

Важно помнить, что детский совет – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до детского совета работу или игру или принять участие; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль педагога:

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

• Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

• Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.

• Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.

• Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.

Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка  в образовательном процессе, основанном на ...

Опыт работы." Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности."

Детский совет, как форма вовлечения детей старшего дошкольного возраста в планирование детских видов деятельности....

Советы по организации и проведению "Детских советов"

Свирская Лидия Васильевнадоцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования», канд. пед. наук...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценн...