Открытое занятие по народному творчеству
план-конспект занятия

Яковенко Татьяна Васильевна

Воспитание гражданина-патриота сегодня —         залог гарантированного будущего для всего российского общества.

 

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в аудио и видеозаписи;
  1. Расширять знания детей о видах оркестра и музыкальных группах, узнавать отдельные инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на народных ударных инструментах;
  1. Развить навыки выразительного пения: петь согласованно, естественно,                легко, правильно передавать направление мелодии, различать звуки по высоте, длительности, сохранять ритмический рисунок, активно артикулировать и следить за дикцией.
  1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, согласовывая вокальное исполнение с элементами народного русского танца.
  1. Создание эмоционально - благоприятной атмосферы от активного участия в совместном коллективном музицировании.
  1. Воспитывать патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otk.zanyatiya_muz._lukoshko.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого тематического занятия по народному искусству в рамках методического дня

«Музыкальное лукошко»

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в аудио и видеозаписи;

  1. Расширять знания детей о видах оркестра и музыкальных группах, учить узнавать отдельные инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на народных ударных инструментах;

  1. Развить навыки выразительного пения: петь согласованно, естественно,                легко, правильно передавать направление мелодии, различать звуки по высоте, длительности, сохранять ритмический рисунок, активно артикулировать и следить за дикцией.

  1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, согласовывая вокальное исполнение с элементами народного русского танца.

Ход занятия:

Вид деятельности

Задачи

Музыкальное произведение

Литература

1

Музыкально – ритмические движения

Топающий шаг с положением рук: девочки «полочка», мальчики «руки на поясе».

Аудиозапись русской народной музыки.

Танец с пением.

Вокально – ритмическая гимнастика «Русские народные инструменты»

М.Картушина «Вокально – хоровая работа в детском саду» стр.116

2

Пение

 З.Роот

В. Саянов

«Чудо – балалайка»

З.Роот

«Песенки и праздники для малышей» стр. 78

3

Восприятие

Русская народная музыка в современной обработке.

Музыка в исполнении русских народных инструментов и русского народного оркестра.

5

Музицирование

(творчество и импровизация)

«А у нас сегодня праздник»

Аудиозапись русской народной музыки.

Игра (по К.Орфу) «Музыкальная карусель»

Т.Тютюнникова

«Звездная дорожка» стр. 6

6

Знания и представления

(аудио и видео записи, презентации, наглядный материал)

  • Симфонический и народный оркестр
  • Группы оркестра: струнная, духовая, ударная
  • Особенности русского народного оркестра – клавишно – духовые инструменты (баян, гармошка, аккордеон)
  • Инструменты русские народные:

- струнная группа: балалайка, домра, гусли;

- духовая группа: свирель, дудка, рожок, жалейка, кугиклы, гудок, пищалка, сопелка и др.;

- ударная группа: бубен, трещотка, колотушка, коробочка, ложки, рубель и др.

Эх, оркестр народный,

раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную —

Грусть в душе почувствую!

А "Страданья" заиграет —

Прямо сердце замирает.

***************************

Откуда, ты русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки,

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились. Ну а песня?

С песней на Руси родились.

****************************

Как у нашего соседа

 весела была беда.

 Гуси- в гусли,

 Утки в дудки,

 Чечетки в трещотки,

 Чайки в балалайки,

 Скворцы в бубенцы.

 Две синицы- крошки

 Заиграли в ложки!

 Играют, играют, всех потешают.

 Уж как сядем мы играть,

 Слушает вся улица.

 И кошка с котом,

 И петух и курица!

*******************************

Деревянная подружка

 Без нее мы как без рук.

 На досуге – веселушка

 И накормит всех вокруг.

 Кому носит прямо в рот

 И обжечься не дает! (ложка)

 Деревяшка небольшая,

 Три струны всего на ней,

 А как только зазвучит,

 Сразу всех развеселит. (балалайка)

 В нашем оркестре всего понемножку,

 Звенит треугольник, запели гармошки.

 В нем даже играют трещотки и ложки.

*****************************

Здравствуйте ребятки, розовые пятки,

 Звонкие соловушки, умные головушки.

 Здравствуйте!

Дети: (поют) Здравствуйте!

*********************************

У него рубашка в складку любит он плясать в присядку.

 Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт.

 Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.

 Весельчак и буян голосистый мой… (Баян)

С сороками имеет связь его название.

 Владеть им может каждый человек,

 Имеющий хоть малое призванье! (Трещотка)

Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

 И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. (Дудка)

В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.

 Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. Заиграет, только тронь.

 Как зовут её? (Гармонь)

На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички,

 Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)

Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!

 А всего – то три струны ей для музыки нужны.

 Кто такая, отгадай-ка, это наша… (Балалайка)

***********************************

Треугольная доска,

 А на ней три волоска.

 Волосок- тонкий,

 Голосок звонкий.

 Три струны, а звук какой!

 С переливами, живой.

 Узнаю его в момент-

 Самый русский инструмент.

 (балалайка)

 - Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

 Давным- давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… .как? (балалайкой) .

 Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

 Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из… тыквы.

 Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по народному творчеству «Праздник деревянной ложки»

Знакомство детей с историей русской ложки, традициями, обычаями, формирование у детей представления о ложке, как о столовом приборе и музыкальном инструменте. Роспись деревянных ложек....

Конспект открытого занятия по художественному творчеству: «Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия по художественному творчеству:«Русский народный сарафан»...

Открытый городской фестиваль народного творчества для детей.

Открытый городской фестиваль народного творчества для детей...

Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"

Конспект открытого занятия по народному творчеству "Посиделки"...