Статья "Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника в процессе познания природного мира"
статья (старшая группа)

Митрофанова Аксиния Валериевна

Природа является неиссякаемым источником для всестороннего воспитания дошкольника и умственного развития в частности. Постоянный контакт ребенка с природой приводит к усвоению понятий, слов, предложений и выработки связной речи. Природа пробуждает у детей воображение, учит логически мыслить на основе сопоставления имеющихся в окружающей среде предметов и явлений, познания их причин и последствий, пользы и вреда, пространства и времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Митрофанова Аксиния Валериевна

Воспитатель

ГБДОУ №32

п. Металлострой, Санкт-Петербург

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника в процессе познания природного мира

Интеллектуальное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка.

Основу интеллектуального развития дошкольника составляют интеллектуальные умения: анализировать (выделять в явлении разные стороны, главное и второстепенное), сравнивать (выявлять сходства и различия), классифицировать (осуществлять группировки предметов по существенным признакам), обобщать (объединять объекты по общим свойствам), планировать (разрабатывать последовательность действий для достижения поставленной цели) и др.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о мире, который его окружает, накапливает представления о разных формах жизни.

Условия, обеспечивающие эффективность интеллектуального развития и воспитания дошкольника в процессе познания природного мира:

1) создание эмоционально благоприятной атмосферы в интеллектуальном развитии и воспитании дошкольников;

2) использование природной развивающей среды в интеллектуальном развитии и воспитании дошкольников;

3) использование игровых средств в интеллектуальном развитии и воспитании дошкольников.

Эффективность работы педагога зависит от понимания им возрастных закономерностей развития отношения ребенка к природе. По мнению П.Г. Саморуковой, у детей дошкольного возраста оно в значительной степени определяется особенностью их мышления. Дошкольники еще не способны четко дифференцировать свое «Я» и мир вокруг, субъективное и объективное. Из-за недостаточного опыта общения с окружающей средой они делают поверхностные обобщения, а причинно-следственные связи устанавливают только с помощью взрослых. Первые отношения с миром формируются в системах «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник». Младшие дошкольники переносят человеческие формы взаимоотношений на объекты природы. Отсутствие четких ограничений между «человеческим» и «бесчеловечным» приводит к антропоморфическому (очеловеченному) осмыслению мира, а затем детям этого возраста свойственно восприятие объектов природы как субъектов. При этом субъекты природы для них не равны по своей самоценности. Это объясняется отсутствием опыта и несформированной познавательной сферой ребенка.

О развитии познавательной сферы ребенка можно судить констатируя его достаточную осведомленность о мире природы, имеющимся мировоззренческим представлениям, активизации познавательной деятельности и познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания). Все составляющие познавательной сферы дошкольников находятся в процессе развития, идет интенсивное накопление информации об окружающем мире.

Эффективным приемом для детей этого возраста являются: экологическая эмпатия (активизация чувствительности к состоянию природного объекта по аналогии с собственным физическим и эмоциональным состоянием: «Что чувствует синичка холодным зимним днем?»). Экологическая рефлексия (самоанализ собственного поведения с позиции конкретного объекта природы: «Что могла бы подумать о тебе березка, у которой ты сломал веточку?»).

При организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, развивающая среда должна быть личностно ориентированной, т.е. учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Речь идет о подборе объектов природы, их количество, безопасность для детей, индивидуальные особенности дошкольников с разным уровнем знаний и умений, типом отношением к природе, гендерными различиями. Развивающую среду следует обустроить таким образом, чтобы ребенок имел возможность действовать и создавать. При этом важна пространственная ориентация, сменяемость во времени, безопасность объектов природы, предметов и игровых материалов, уровень профессиональной подготовки взрослых.

В интеллектуальном развитии дошкольников необходимо, регулярно знакомить их с разнообразием природной среды, формировать жизненно важные умения, которые помогут хорошо ориентироваться в ней; оперативно реагировать на потребность ребенка больше узнать об объектах природы, формировать культуру знакомства с неизвестным; обогащать знания об окружающей среде как целостном организме, в которой взаимодействуют воздух, вода, почва, растения, животные, люди; предоставлять детям возможность действовать с различными компонентами природы (воздухом, водой, льдом, снегом, почвой, песком, глиной).

Рекомендации для воспитателей ДОУ и студентов факультета педагогики и психологии, которые могут быть использованы ими в ходе практической деятельности с дошкольниками:

1. Создание не только предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста

2. Использовать в работе с детьми эмоционально окрашенную речь.

3. Наличие специально-организованных природных зон.

4. Осуществлять эмоционально-активную совместную деятельность воспитателя с детьми.

5. Широко использовать дидактические игры в познании природного мира.

6. Научить детей эстетически воспринимать окружающую среду, что значительно расширяет возможности организации восприятия и оценки природного мира.

7. Активно привлекать дошкольников давать оценку и высказывать личное впечатление от увиденного, что влияет на качество восприятия и оценочную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"

В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....

Научная статья "Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром".

«Мир, окружающий ребёнка, -  это прежде всего мирПрироды с безграничным богатством явлений,  сНеисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечныйИсточник детского разума».В.Сухомлинский...

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.  Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. С...

Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентиро...

Семинар для педагогов «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познания окружающего мира» - 2023.

Развитие творческого потенциала, компетентности в сфере экологии и повышение профессионального мастерства педагогов....