Конспект НОД "Путешествие по страницам букваря И.Я. Яковлева"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Надежда Петровна

Образовательная область: Познавательное, Социально-коммуникативное

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Форма деятельности: путешествие

Цель деятельности:

        -Углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценностей, развивать умение объяснять свое понимание их содержания и значения (пословицы, рассказы,);

  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения в различных ситуациях общения (в ходе всего занятия);
  • обогащение знаний фольклорных произведений народов Чувашии (пословицы, рассказы);
  • активизируется использование слов, характеризующих нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);
  • уточнить понимание сложных взаимоотношений в рассказах, мотивов поведения героев;
  • развивать интерес к историческому прошлому своего народа (легенда о букваре);
  • повышать интерес к изучению родного края;

развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать (пословицы, рассказы, оценка деятельности);

  • обобщать и систематизировать знания о предметном мире как результате трудовой деятельности (изделия чувашского декоративно-прикладного искусства);
  • расширять знания детей о людях, прославивших республику: И.Я.Яковлев;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Материалы и атрибуты:

- компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах,  рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись  «Жаворонок»

 

Методы и приемы:

 художественное слово (пословицы, легенда), использование ИКТ, разыгрывание сценок,   музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.

 

Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях), знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д.,  чтение произведений И.Я.Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре), разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации), знакомство с компьютером.

 

Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, маниста, сурпан;

слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Образовательная область: Познавательное, Социально-коммуникативное

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Форма деятельности: путешествие

Цель деятельности:

        -Углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценностей, развивать умение объяснять свое понимание их содержания и значения (пословицы, рассказы,);

  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения в различных ситуациях общения (в ходе всего занятия);
  • обогащение знаний фольклорных произведений народов Чувашии (пословицы, рассказы);
  • активизируется использование слов, характеризующих нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);
  • уточнить понимание сложных взаимоотношений в рассказах, мотивов поведения героев;
  • развивать интерес к историческому прошлому своего народа (легенда о букваре);
  • повышать интерес к изучению родного края;

развивать способность самостоятельно и целенаправленно размышлять, логически рассуждать (пословицы, рассказы, оценка деятельности);

  • обобщать и систематизировать знания о предметном мире как результате трудовой деятельности (изделия чувашского декоративно-прикладного искусства);
  • расширять знания детей о людях, прославивших республику: И.Я.Яковлев;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Материалы и атрибуты:

- компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах,  рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись  «Жаворонок»

Методы и приемы:

 художественное слово (пословицы, легенда), использование ИКТ, разыгрывание сценок,   музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.

Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях), знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д.,  чтение произведений И.Я.Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре), разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации), знакомство с компьютером.

Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, маниста, сурпан;

слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный);

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят, встают в круг, здороваются на чувашском языке.

Воспитатель:       Ребята, вы знаете, в какой республике мы проживаем? (ответы детей). Я предлагаю вам послушать стихотворение о Чувашии, который написал П. Хузангай.

Чувашская земля, родимый край,

Ты всех похвал и почестей достоин,

Тут солнце, словно пышный каравай,

Здесь воздух, словно на меду настоян.

Живет тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться.

Который очень нежно бережет,

Жемчужины преданий и традиций.

Ребята, как вы думаете, какой наряд на мне? (ответы детей). Да, верно, чувашский национальный наряд. Нравится вам мое платье? (ответы детей).

Что вам в нем нравится? (рассуждения детей)

Да, наряд действительно восхитительный,  какие красивые узоры на нем. Вот И.Я.Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такой И. Я. Яковлев? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю послушать притчу. Хотите? (ответы детей)

(включается музыка «Журавушка»)

Когда-то давно у  чувашского народа была  книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию.  Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить  самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою. Верили наши предки, что родится на чувашской земле богатырь, который разыщет Золотую книгу родного народа и вернет ее людям. И вот нашелся такой человек – это И. Я. Яковлев. 

( выключается музыка)

 (показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре).

1 слайд портрет Яковлева

И. Я. Яковлев является  основоположником чувашского алфавита, чувашской литературы и  первого чувашского букваря 

(слайд 2 с букварем)

И.Яковлев любил свой народ и хотел,  чтобы он  был грамотным,  он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их.  

(слайд3 с букварем)

 Иван Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории.

(Слайд 4 с чув.букварем)

И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга.

(слайд с букварем)

В результате долгих поисков народной мудрости был  создан первый чувашский букварь.

 Этот букварь и стал новой золотой книгой для чуваш. И.Я.Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном, чувашском  языке.

Воспитатель:  Ребята, я сегодня приглашаю путешествовать   по страницам этой уникальной  и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря?  (Ответы детей)

Воспитатель:  А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. (дети идут змейкой по тропинке, звучит музыка «Асамат кепере»)Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка)

(1, 2  слайды русский и чувашский алфавит).

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  на странице букваря находятся буквы   и слова, они старинные, русские и чувашские

(3,4,5 слайды чувашский  алфавит).

Воспитатель: Посмотрите, эти буквы отличаются от русских (рассуждение о чувашских буквах  Ă, Ç, É, ÿ)-

(показ чувашских букв)

Воспитатель:  (буквари на мольберте) Ребята, посмотрите, вот настоящие буквари. Эти буквари очень старинные и уникальные.  От времени даже страницы пожелтели. Вот этот букварь на русском языке, а это букварь на чувашском языке.

Воспитатель: Теперь приглашаю вас пройти на следующую   страницу – страницу  «Народной мудрости». (звучит музыка «Асамат кепере». Дети идут по тропинке, выключается музыка) 

На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А  вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие знаете? А кто расскажет? (рассуждения детей)

Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии.

Воспитатель: А вот какую я знаю пословицу,  которая есть  в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями.

Ребята, почему именно друзьями надо запасаться? (рассуждения детей)

Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации.

Воспитатель:  Продолжим наше путешествие по страницам букваря и отправляемся на следующую страницу (звучит музыка «Асамат кепере», дети идут по тропинке, выключается музыка) Эта страница тоже  интересная.   И.Я.Яковлев писал  рассказы для чувашских детей, которые  учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать? (Ответы детей)

Рассказ называется «Конь» 

 Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня,  и конь стал ничей.

- Почему мама забрала коня ? (рассуждения детей)

- А что надо было сделать? (вместе играть, дружно) (рассуждения детей)

Послушайте  следующий рассказ  «Лентяй и Лодырь»

Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : « Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот ». А лодырь ему отвечает: « Как тебе не лень такие вещи говорить!».

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть сценку по рассказу  из букваря И.Я.Яковлева  «Лентяй и Лодырь».  Вот какая смешная сценка получилось!!! (выбор двух мальчиков) (разыгрывание сценку) 

Ребята, а вы знаете, кто такой Лентяй? Лодырь?

(Лентяй - ленивый человек, тот, кто не любит работать. Лодырь – это бездельник, лентяй)

Воспитатель: Ребята, а вам встречались  такие люди? (рассуждение детей)

Воспитатель:  Ведь мы с вами не такие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться,  подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть.  

( подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах).

Какая кропотливая работа, здесь и вышивка,  и монетки-то, ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать. Хотите потанцевать? (Ответы детей)

(звучит чувашская музыка, танцуют).

(выключается музыка)

Воспитатель: У вас поднялось настроение? (рассуждение детей)

Воспитатель: Глядя на вас, душа моя радовалась.

Воспитатель: Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе (звучит музыка «Асамат кепере», идут по тропинке, выключается музыка). Предлагаю  послушать  одну притчу «Яблонька».

(музыка «Журавушка»)

Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты  не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом».

(выключается музыка )

Воспитатель: Вот и И.Я.Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения.

Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Пришло время возвращаться  обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка, дети идут змейкой,  выключается музыка  )

-Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря? (Ответы детей)

-Чем оно понравилось? (Ответы детей)

-Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

-Что интересного для себя узнали? (Ответы детей)

На прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго.

(пожелания детей)

 Пожелание педагога на чувашском языке и перевод

Сывâ пулâр, хâнасем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по нетрадиционной технике рисования. (Ожившие предметы). "На страницах букваря тридцать три богатыря"

Занятие называется "На страниц букваря тридцать три богатыря". Наши дети  уже умеют читать, решила провести такое занятие. Дети оживляли буквы, передавали в своих рисунках характер буквы, каким о...

Собственная методическая разработка "По страницам букваря"

занятие проводилось с использованием интерективной технологии Mimio....

Конспект занятия по образовательной области развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Цель: познакомить с историей книги и её созданием Программное содержание:    Образовательные  задачи: углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценност...

Конспект интегрированного занятия кружка "Буквария"

Конспект интегрированного занятия кружка "Буквария" на тему "Развиваем творчество, изучая звуки, буквы. Звуки л, ль и буква Л."...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

конспект открытого занятия "В поисках страниц букваря"

Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенк...

Конспект занятия по ознакомлению рассказом И.Я.Яковлева "Автан" на чувашском языке

Конспект занятия в средней группе  по ознакомлению детей  с рассказом И.Я.Яковлева "Автан" на чувашском языке...