КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коллаж как один из методов развития творческих возможностей детей дошкольного возраста.
консультация

Пальчикова Наталья Эдуардовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

Коллаж как один из методов развития
творческих возможностей детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель Пальчикова Н.Э.

 

 

Продуктивные виды деятельности дошкольников включают изобразительную и конструктивную. Они, как игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.                                                             

Для художественно-практической деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное-
композиции. Замысел художественно-практической деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б. Эльконин).

Развитие художественно-практической деятельности как особого вида
художественного творчества шло от создания элементов украшений на предметах одежды, быта до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках. Необходимо отметить, что дети создают не просто полезные, но и красивые, выразительные предметы на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. даже самую простую поделку из бумаги дети решают: орнаментом сарафан матрешки, цветочками — фартук зайчихи и т. д. Элементарная игрушка приобретает выразительность, оригинальность, что характерно для художественного изделия. дети переживают эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач.

Коллаж — один из самых интересных для детей дошкольного и младшего школьного возраста вид художественного труда. Коллаж глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Коллаж —- это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Коллаж — самый декоративный вид детского художественного творчества и наиболее доступный по используемым материалам. Данный метод «шаг за шагом» научит детей обдумать, планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на опорные схемы как на художественную «канву». При этом прямое заимствование не наблюдается: дети творят самостоятельно и оригинально, по своим актуальным возможностям.

Коллаж - вид изобразительного искусства, богатый не только способами создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Краски, пластилин, бумага- белая и цветная, гладко-окрашенная и фактурная, мягкая и грубая, а еще
теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов, легчайший пух и вата, «золотая» соломка и опилки. Каждый материал имеет уникальную специфику, что позволяет создавать неповторимые художественные образы.

В процессе изготовления коллажа вырабатываются умения управлять инструментами ( кистью, ножницами, стекой), конечно если ребенка учат правильно держать их и работать ими. В работе с инструментами развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаз, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать: именно поэтому педагоги, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму задания по рисованию и по аппликации. Более всего развитию умений руки ребенка способствуют работы, где дети создаю изображение не по частям, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, пластилинографии и аппликации).

По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука становится более умелой, движения более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме). Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной ситуации так с детства формируются привычки. В. И. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. Именно эти уже подтвержденные научные факты позволяют рассмотреть кисть руки как «орган речи» — наряду с артикуляционнным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо! 

           Коллаж -  это техника искусства, состоящая в нанесении и наклеивании на основу фрагментов разнородных материалов краски, пластилина, бумаги, ткани, ракушек, бусинок, ниточек. Эти материалы могут включаться в живописную композицию.
          Использование различных материалов для изготовления композиций - коллажей ребенком-дошкольником, в доступной для него форме, будет способствовать развитию у него осознания самооценки своей работы, повышению общей самооценки ребенка, творческого воображения, зрительно-двигательной координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.

           То есть действует следующий принцип: конструировать можно из всего, из чего вообще можно конструировать, лишь бы это конструирование носило изначально творческий характер. Это одновременно создает дополнительные условия для проявления и развития новаторских инициатив самого педагога.

Ценность использования различных материалов в изготовлении коллажей и коллективных работ заключается в том! что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения, а также дают возможность выявить конструктивные особенности материалов, виляние формы, цвета, размера на выразительность поделки.

Разумное сочетание коллективных и индивидуальных композиций способствует формированию условий для полноценного развития художественно-творческой детальности у детей. Для развития детского творчества в работе с разными материалами наиболее эффективными приемами являются:
- детское экспериментирование с материалами перед началом обучения;
- создание благоприятной атмосферы на занятии через показ новых способов преобразования бумаги, ткани, и природного и нетрадиционного материалов;
- обучение техническим навыкам и навыкам обработки материалов через упражнение;
- поощрение самостоятельности и активности детей;
- доброжелательная, но объективная оценка детских работ;
-помощь в соблюдении предложенных технологических этапов по изготовлению    выбранной композиции.

Создавать оригинальные композиции и находить интересные материалы для их изготовления — это не обязательно дорого или сложно. Взрослые часто обнаруживают, что вещи повседневного обихода и сделанные из них игрушки представляют большой интерес для детей.

При создании композиций обратите внимание на следующие правила.
1. Все материалы, которые вы используете для изготовления коллажей, должны быть нетоксичными и совершенно безопасными. Внимательно проверяйте материал и читайте все этикетки. Проверяйте на безопасность каждую композицию, сделанную ребенком дома.
2. Соблюдайте технику безопасности в работе с ручными инструментами (кисточкой, стекой, карандашом, линейкой, ножницами, кисточкой для клея, иглой, шилом) и приспособлениями (наперстком, тряпочкой, подкладным листом, подставкой для кисточки).
3. Убедитесь, что материалы вызывают у детей желание действовать и/ или взаимодействовать, а не просто пассивно наблюдать.
4. Создавайте много различных композиций и коллажей, которые могут заинтересовать детей. Избегайте шаблонного творчества, где композиции коллажей будут похожими. Вместо этого предоставляйте детям свободу выбора способа и времени для развития творческих способностей. Создание новых композиций коллажей помогут привнести новое в работу воспитателей ДОУ.

5. Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля — умению сравнивать свое изделие с предложенным образцом, развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творчества.

6.  В работах по изготовлению коллажей систематически включайте игровые, двигательные и музыкальные моменты не в качестве пауз для релаксации, а в качестве особой формы работы. Подводите детей к осмыслению того, что процесс построения движения или порождения звука содержит в себе известные элементы «конструктивности».
7. Обязательно делайте выставки детских работ, где дети и родители могут их увидеть. Оставляйте образцы работ, чтобы потом сделать детские портфолио.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klnsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Коллаж как один из методов развития
творческих возможностей детей дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель Пальчикова Н.Э.

Продуктивные виды деятельности дошкольников включают изобразительную и конструктивную. Они, как игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.                                                              

Для художественно-практической деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное-
композиции. Замысел художественно-практической деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б. Эльконин).

Развитие художественно-практической деятельности как особого вида
художественного творчества шло от создания элементов украшений на предметах одежды, быта до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках. Необходимо отметить, что дети создают не просто полезные, но и красивые, выразительные предметы на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. даже самую простую поделку из бумаги дети решают: орнаментом сарафан матрешки, цветочками — фартук зайчихи и т. д. Элементарная игрушка приобретает выразительность, оригинальность, что характерно для художественного изделия. дети переживают эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач.

Коллаж — один из самых интересных для детей дошкольного и младшего школьного возраста вид художественного труда. Коллаж глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Коллаж —- это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Коллаж — самый декоративный вид детского художественного творчества и наиболее доступный по используемым материалам. Данный метод «шаг за шагом» научит детей обдумать, планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на опорные схемы как на художественную «канву». При этом прямое заимствование не наблюдается: дети творят самостоятельно и оригинально, по своим актуальным возможностям.

Коллаж - вид изобразительного искусства, богатый не только способами создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Краски, пластилин, бумага- белая и цветная, гладко-окрашенная и фактурная, мягкая и грубая, а еще
теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов, легчайший пух и вата, «золотая» соломка и опилки. Каждый материал имеет уникальную специфику, что позволяет создавать неповторимые художественные образы.

В процессе изготовления коллажа вырабатываются умения управлять инструментами ( кистью, ножницами, стекой), конечно если ребенка учат правильно держать их и работать ими. В работе с инструментами развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаз, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать: именно поэтому педагоги, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму задания по рисованию и по аппликации. Более всего развитию умений руки ребенка способствуют работы, где дети создаю изображение не по частям, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, пластилинографии и аппликации).

По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука становится более умелой, движения более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме). Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной ситуации так с детства формируются привычки. В. И. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. Именно эти уже подтвержденные научные факты позволяют рассмотреть кисть руки как «орган речи» — наряду с артикуляционнным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!  

           Коллаж -  это техника искусства, состоящая в нанесении и наклеивании на основу фрагментов разнородных материалов краски, пластилина, бумаги, ткани, ракушек, бусинок, ниточек. Эти материалы могут включаться в живописную композицию.
         Использование различных материалов для изготовления композиций - коллажей ребенком-дошкольником, в доступной для него форме, будет способствовать развитию у него осознания самооценки своей работы, повышению общей самооценки ребенка, творческого воображения, зрительно-двигательной координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.

           То есть действует следующий принцип: конструировать можно из всего, из чего вообще можно конструировать, лишь бы это конструирование носило изначально творческий характер. Это одновременно создает дополнительные условия для проявления и развития новаторских инициатив самого педагога.

Ценность использования различных материалов в изготовлении коллажей и коллективных работ заключается в том! что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения, а также дают возможность выявить конструктивные особенности материалов, виляние формы, цвета, размера на выразительность поделки.

Разумное сочетание коллективных и индивидуальных композиций способствует формированию условий для полноценного развития художественно-творческой детальности у детей. Для развития детского творчества в работе с разными материалами наиболее эффективными приемами являются:
- детское экспериментирование с материалами перед началом обучения;
- создание благоприятной атмосферы на занятии через показ новых способов преобразования бумаги, ткани, и природного и нетрадиционного материалов;
- обучение техническим навыкам и навыкам обработки материалов через упражнение;
- поощрение самостоятельности и активности детей;
- доброжелательная, но объективная оценка детских работ;
-помощь в соблюдении предложенных технологических этапов по изготовлению    выбранной композиции.

Создавать оригинальные композиции и находить интересные материалы для их изготовления — это не обязательно дорого или сложно. Взрослые часто обнаруживают, что вещи повседневного обихода и сделанные из них игрушки представляют большой интерес для детей.

При создании композиций обратите внимание на следующие правила.
1. Все материалы, которые вы используете для изготовления коллажей, должны быть нетоксичными и совершенно безопасными. Внимательно проверяйте материал и читайте все этикетки. Проверяйте на безопасность каждую композицию, сделанную ребенком дома.
2. Соблюдайте технику безопасности в работе с ручными инструментами (кисточкой, стекой, карандашом, линейкой, ножницами, кисточкой для клея, иглой, шилом) и приспособлениями (наперстком, тряпочкой, подкладным листом, подставкой для кисточки).
3. Убедитесь, что материалы вызывают у детей желание действовать и/ или взаимодействовать, а не просто пассивно наблюдать.
4. Создавайте много различных композиций и коллажей, которые могут заинтересовать детей. Избегайте шаблонного творчества, где композиции коллажей будут похожими. Вместо этого предоставляйте детям свободу выбора способа и времени для развития творческих способностей. Создание новых композиций коллажей помогут привнести новое в работу воспитателей ДОУ.

5. Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля — умению сравнивать свое изделие с предложенным образцом, развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творчества.

6.  В работах по изготовлению коллажей систематически включайте игровые, двигательные и музыкальные моменты не в качестве пауз для релаксации, а в качестве особой формы работы. Подводите детей к осмыслению того, что процесс построения движения или порождения звука содержит в себе известные элементы «конструктивности».
7. Обязательно делайте выставки детских работ, где дети и родители могут их увидеть. Оставляйте образцы работ, чтобы потом сделать детские портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ

У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.......

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...

Консультация "ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ"

1. Что такое импровизация2. Воображение как необходимый элемент импровизации3. Импровизация в игре и танце...

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Значение танцевальной  деятельности в эстетическом развитии ребйнка...

Мастер-класс «Использование нетрадиционные техник лепки для развития творческих возможностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционные техник лепки для развития творческих возможностей детей дошкольного возраста»  организован с целью  повышение уровня...