Особенности познавательно-речевого развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Ханко Александра Ивановна

Особенности познавательно-речевого развития детей раннего         возраста

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике. В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему возрасту ребёнка. Человечество как будто заново открыло его уникальность: слабость и несовершенство данного периода по сути являются его силой и представляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей» [ 6 , с. 7.]

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения.

Возрастные периоды детства делятся на:

  • период новорожденности (первые две-три недели жизни);
  • грудной возраст (до года);
  • ранний, или ясельный, возраст (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • школьный возраст:

младший (от 7 до 10 лет),

средний (от 11 до 14 лет),

старший – подростковый (от 14 до 18 лет).

Ранний возраст (1 -3 года) – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего детства – профессора Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д. [ 8 , с. 6 .]

Среди всех психических процессов главную роль в раннем возрасте играет восприятие. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребёнка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина.

Когда ребёнок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребёнка, в результате превращаясь в умственное действие. Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребёнку действия или предметы: «Возьми чашку», «Принеси куклу». Ребёнок может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. Дети раннего возраста способны выполнять интересную для них деятельность в течение 8-10 минут, но всё-таки испытывают трудности в переключении и распределении внимания.

Память ребёнка, как и внимание непроизвольна. Дело в том, что малыш не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить. Эти процессы происходят независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно, привлекательно. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Кроме того, бурное развитие получает словесная память.

Разнообразные впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет признаки.  Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш ещё не умеет действовать в плане представлений, то есть возникает наглядно-действенное мышление.

В возрасте 1 – 3 лет начинают складываться мыслительные операции. Они проявляются в различении и сравнении признаков: формы, величины, цвета. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи. Второй год жизни является решающим в развитии речи детей.  В этот период появляется самостоятельная речь.

Познавательная сфера ребёнка раннего возраста активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения их познавательное и умственное развитие к началу третьего года жизни достигнет уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребёнка в предметах и явлениях ближайшего окружения, понимания речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности развития16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности познавательно-речевого развития детей раннего         возраста

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике. В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему возрасту ребёнка. Человечество как будто заново открыло его уникальность: слабость и несовершенство данного периода по сути являются его силой и представляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей» [ 6 , с. 7.]

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения.

Возрастные периоды детства делятся на:

  • период новорожденности (первые две-три недели жизни);
  • грудной возраст (до года);
  • ранний, или ясельный, возраст (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • школьный возраст:

младший (от 7 до 10 лет),

средний (от 11 до 14 лет),

старший – подростковый (от 14 до 18 лет).

Ранний возраст (1 -3 года) – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего детства – профессора Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д. [ 8 , с. 6 .]

Среди всех психических процессов главную роль в раннем возрасте играет восприятие. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребёнка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина.

Когда ребёнок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребёнка, в результате превращаясь в умственное действие. Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребёнку действия или предметы: «Возьми чашку», «Принеси куклу». Ребёнок может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. Дети раннего возраста способны выполнять интересную для них деятельность в течение 8-10 минут, но всё-таки испытывают трудности в переключении и распределении внимания.

Память ребёнка, как и внимание непроизвольна. Дело в том, что малыш не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить. Эти процессы происходят независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно, привлекательно. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Кроме того, бурное развитие получает словесная память.

Разнообразные впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет признаки.  Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш ещё не умеет действовать в плане представлений, то есть возникает наглядно-действенное мышление.

В возрасте 1 – 3 лет начинают складываться мыслительные операции. Они проявляются в различении и сравнении признаков: формы, величины, цвета. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи. Второй год жизни является решающим в развитии речи детей.  В этот период появляется самостоятельная речь.

Познавательная сфера ребёнка раннего возраста активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения их познавательное и умственное развитие к началу третьего года жизни достигнет уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребёнка в предметах и явлениях ближайшего окружения, понимания речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.