Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
статья

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 69 комбинированного вида

Выборгского района г. Санкт- Петербурга

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов.

Конспект составила:

Воспитатель Грумина С.Н.

2018 - 2019 учебный год


Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения

и культуры, способность налаживать общение со взрослыми и сверстниками.

Развитие всех компонентов устной речи:

- Обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм, развитие речевого творчества; воспитание звуковой интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха; знакомство с книжной культурои, детскои литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской лигературы,

Остановимся подробнее на разделах по развитию речи старших дошкольников, и какие ставятся перед нами задачи:

Первый раздел программы: Формирование словаря:

Необходимо обогащать речь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному ( белый - снег, сахар, мел ), слов со сходным значением (шалун - озорник -црокаэник ), с противоположным значением ( слабый - сильный; пасмурно - солнечно ). Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Помогать детям освоить выразительные средства языка.

Второй раздел: Звуковая культура речи:

Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки ( с-з; с-ц; ш-ж; ч-ц; с-ш; ж-з; л-р ). Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове ( начало, середина, конец ). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Третий раздел: Грамматический строй речи:

Совершенствовать умения детей согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными ( 5 груш, трое ребят ). Знакомить с разными способами образования слов ( сахарница, маслёнка, рыболов, строитель ).Упражнять в образовании однокоренных слов ( медведь, медведица, медвежонок ).


У потребление существительных единственного и множественного числа, глаголы в повелительном наклонении, употребление глаголов с приставками. Учить детей составлять по образцу простые и сложные предложения, умение

пользоваться прямой и косвенной речью.

Четвёртый раздел: связная речь:

Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающим сюжетом. Развивать умения составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки к сказкам; составлять рассказы творческого характера и рассказы на заданную тему.

21 век - век компьютерных технологий.

Казалось бы есть всё, но всё больше детей с речевыми нарушениями. Родителям легче дать телефон, планшет, чтоб ребёнок отстал, они вечно заняты. У детей недостаточный словарный запас, снизился интерес к книгам. И заметьте, дети вообще не задают вопросов, они всё знают. А ведь формирование речи ребёнка происходит, если он общается с людьми, а не с телефоном. В тоже время ребёнку важно, чтобы его понимали собеседники. Маленький человек прислушивается к речи людей, копирует взрослых. А кто, как ни взрослый, научит его общаться.

Поэтому дорогие мои, педагог должен владеть грамотной выразительной речью , уметь вести диалог с ребёнком - это художественное слово, шутки, прибаутки, знать характер и особенности каждого ребёнка. У педагога должна быть в голове блестящая энциклопедия знаний.

Речетворчество и диалог - важнейшие составляющие коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Диалог со сверстниками, взрослыми - новая увлекательная область сотрудничества. Диалогу надо учить (языковым играм, словесному творчеству).

Дети в этом возрасте играют со словами, хорошо придумывают рифмы - детское словотворчество. Бывает дети придумывают и плохие слова. Поэтому мы педагоги, должны воспитывать культуру речевого общения.

Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности:

в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности. Развивая речь ребёнка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.


На занятиях педагог вовлекает детей в проблемную ситуацию, дети предлагают свои пути решения проблемы. ( Например, в сказке « Колобок» я ребят спросила: « Как колобок мог сохранить себе жизнь?» Они придумали много вариантов - перехитрил лису и убежал и т.д.)

Активный поиск решения проблемы активизирует внимание детей, они смело высказывают свои суждения, речевая активность повышается.

Серьёзное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию, дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов( мы сравнивали бурого и белого медведя, детям было сложно). У детей должен быть большой словарный запас слов, надо учить детей правильно строить предложения, дети часто не могут закончить рассказ.

Педагог должен дать детям образец рассказа и план рассказа и демонстрация наглядного материала. В процессе обучения надо добиваться, , чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, чтобы все его части были взаимосвязаны по смыслу.

В этом помогают алгоритмы рассказывания: схемы, планы ( на наглядной основе ), мнемотаблицы, модели. Они подталкивают детей к развитию связной речи.

Также детей надо учить пересказу коротких текстов, сказок;

- составлению сюжетных рассказов по картине, по набору игрушек, где много картинок, с развитием сюжета. Дети с удовольствием придумывают продолжение и конец к сказке - это коллективное рассказывание. ( Мы придумывали « Как белый медведь забрёл в Африку»)

Дети составляют рассказы из личного опыта ( например « Мой выходной день с мамой и папой» ), сочиняют творческие рассказы, где включают воображение; сочиняют загадки, сказки; рассказ на заданную тему.

Дети учатся друг другу задавать вопросы. День вопросов и ответов (интервью с микрофоном, разговор по телефону ).

Широко используются дидактические игры и упражнения по развитию речи - словесные игры. Использование лэпбуков положительно влияет на развитие речи детей (сначала совместная деятельность - ребёнок - воспитатель, затем в самостоятельной деятельности).

Полезно записывать сочинённые детьми рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы.


Формирование грамматически правильной речи актуальна для детей старшего дошкольного возраста.

Говорить умеют все, но говорить правильно - единицы! Педагог должен хорошо знать все правила русского языка, чтобы научить детей грамотно говорить. Это игры со словами (на все части речи), дети должны уметь составлять разные предложения, это правильное употребление детьми окончаний, приставок, суффиксов в словах.

Звуковая культура речи:

Дети уже способны выделять гласные и согласные звуки. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли согласные звуки М (а не мэ) И ни в коем случае не путали звуки с буквами. Дошкольники должны усвоить, что буквы мы видим, а звуки произносим и слышим.

Работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений. Полезно совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций. Очень важно с детьми разучивать стихи. Это способствует развитию выразительности речи, тренирует память.

Чистоговорки, скороговорки помогают для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Артикуляционные и дыхательные гимнастики полезны детям.

Очень нравятся детям пальчиковые игры, считалки, физминутки, игры с движением и текстом. Пословицы и поговорки дают детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова.

Развивают мышление загадки. Развиваем мелкую моторику, так как она тесно взаимосвязана с развитием речи.

Воспитатели и родители должны следить за речью детей, а в случае необходимости, в тактичной форме исправлять замеченные ошибки.

Вывод: таким образом, речевое развитие - это сложная, каждодневная, кропотливая работа. И в тоже время очень интересная! А когда видишь результаты своего труда, тогда ты понимаешь, день прожит не зря, а с пользой и с любовью к детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...

Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...

План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...