Исследовательская работа "Почему корабли не тонут"
занимательные факты (старшая группа)

Щипцова Ольга Сергеевна

Цель: выяснить причины,позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад №161 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

       Исследовательская работа

Почему корабли не тонут?

  1.                    
  2. Выполнил: Василенко Прохор

                                                                                                         воспитанник

                      Руководитель:

воспитатель

                       Щипцова Ольга Сергеевна

г. Барабинск

2019

Содержание

  1. Введение
  2. Актуальность

Цель, задачи

  1. Предположения /гипотезы/

Методы исследования

  1. Практическая часть

Проведение экспериментальных опытов:

Опыт 1. «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»

Опыт 2. «Влияет ли форма на плавучесть корабля?»

Опыт 3. «Влияет ли воздух на плавучесть корабля?»

Опыт 4. «Существует ли какая-то сила, которая удерживает судно на воде?»

  1. Заключение
  2. Используемые источники

  1. Введение

В энциклопедии «Открытия и изобретения» мама мне  прочитала, что первым средством передвижения по воде был плот, а потом большого бревна вырубили середину – получилась лодка.

  1. Актуальность

        Летом, мы всей семьёй, ездили на озеро Чаны. Я увидел большое количество лодок на берегу. И меня заинтересовал вопрос: «Бросишь в воду маленький камушек – тонет! Так, почему же лодки держатся на воде и не тонут?» Что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы? 

Чтобы ответить на эти вопросы, я решил провести ряд опытов.

Цель: Выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.

Задачи:

  • Собрать и проанализировать информацию о причинах плавания кораблей и выявить, какая сила удерживает корабль на плаву.
  • Выяснить, почему одни тела тонут, а другие – нет.
  • Провести опыты, объясняющие, что позволяет кораблям держаться на плаву

  1. Предположения /гипотезы/: 
  • Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и строение
  • Влияние формы на «плавучесть» корабля
  • Влияние воздуха на «плавучесть» корабля
  • Существует какая-то сила, которая удерживает судно на воде

Методы исследования: 

  • Изучение научной литературы
  • Проведение опытов, наблюдение
  • Оценка и сравнение, проведенных опытов

  1. Практическая часть
  • Проведение экспериментальных опытов

Важное мореходное качество – плавучесть корабля, т.е. способность держаться на воде. Я выяснил, что не все тела обладают плавучестью. Не тонут в воде те тела, плотность которых меньше плотности воды. Я провел опыты, доказывающие это.

 Опыт 1. «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»

Поочередно погружаю в воду предметы, сделанные из пробки, металла, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева, пробки и пластмассы – нет.

Объяснение: Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул. Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотность которых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности. Современные корабли сделаны из металла.

Вывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен. Следовательно, первое предположение не верно. 

Опыт 2. «Влияет ли форма на плавучесть корабля?»

Беру пластилин, погружаю его в воду и вижу, что он утонул. Придаю пластилину форму корабля, погружаю его в воду и вижу, что он не утонул, а поплыл. Материал, который может утонуть плавает на поверхности!

Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму, второе предположение верно.

Опыт 3. «Влияет ли воздух на плавучесть корабля?»

Беру два воздушных шарика, один из которых надуваю, и погружаю в воду. Вода попала внутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой.

Вывод: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву, третье предположение верно.

Плавучесть корабля, его способность держаться на воде изучал знаменитый древнегреческий ученый Архимед. И я выяснил, что же именно влияет на погруженное в жидкость тело. Чтобы понять, в чем смысл известного закона Архимеда, я провел простой опыт.

Опыт 4. «Существует ли какая-то сила, которая удерживает судно на воде?»

Я опустил в емкость с водой руку. Она стала как будто легче! И вода поднялась, вытеснилась. И тут я вспомнил, когда я купался в бассейне и попытался нырнуть и задержаться на дне, то ничего не получилось. Какая-то сила меня выталкивала вверх.

Вывод: На мою руку, как и на мое тело действует какая-то сила, четвертое предположение верно.

Так, Архимед по своим наблюдениям, сформулировал закон: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды.

Закон Архимеда учитывают при постройке судов: сила тяжести должна быть равна выталкивающей силе.

  1. Заключение:
  • Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут».
  • Гипотезы мои подтвердились.
  • Я узнал много нового про свойства воды, про закон Архимеда, про молекулы.
  • Сейчас, я обязательно расскажу своим друзьям и знакомым о своих открытиях!

5. Используемые источники

1. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.   Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –С. 68-70.

3. Использование Интернет-ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Почему корабли не тонут?»

Цель нашего исследования: выяснить, почему корабли не тонут. ...

Детский исследовательский проект «Почему не тонут корабли?»

Детский исследовательский проект на тему: "Почему не тонут корабли?", где ребёнок рассказывает, как он, с помощью педагога и родителей, исследовал интересующую его тему. Выдвигал гипотезы св...

Презентация "Почему корабли не тонут?"

Презентация "Почему корабли не тонут?"...

Исследовательский проект "Почему корабли не тонут?"

Презентация проекта "Почему корабли не тонут?" в рамках участия в городском конкурсе "Домашняя лаборатория"...

Паспорт проекта "Почему корабли не тонут?"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ПОЧЕМУ КОРАБЛИ НЕ ТОНУТ?» Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2021 – 2022 учебный год. Название проекта: «Почему корабли не ...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Тема. Почему не тонут корабли?

Цель.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.Задачи.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета ...