Конспект НОД «Любимая сказка» по программе \\\"Социокультурные истоки\\\"для детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)

Поткина Татьяна Александровна

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): Благородное слово

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области):

«Любимая сказка», социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное  развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое  развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

(4-5 лет) ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение « Детский сад № 14 структурное подразделение «Родничок»

Педагог средней группы: Поткина Татьяна Александровна

НОД № 7 

 Месяц  проведения МАРТ

НОД проводится совместно с родителями на основе книги 4  для развития детей 4-5 лет «Благородное слово»

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): Благородное слово

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области):

«Любимая сказка», социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное  развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое  развитие

Цели:

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души»;

Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарным, заботливым и внимательными к родителям и другим близким людям; Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок

Задачи. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

Формировать коммуникативных навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок. Обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

РАЗВИВАЮЩИЕ: 

Развитие умения работать в паре. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев. Развивать связную речь, развивать воображения, любознательность,  мышление. Развивать  у дошкольников способность к сочувствию и сопереживанию. Развивать мелкую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать уверенность в себе, снятие эмоционально-психического напряжения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная, двигательная.

Формы организации: подгрупповая, 10-15 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и  индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Загадывания и отгадывания загадок; Художественная речевая деятельность (слушание отрывка аудиозаписи из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Рассматривание книг. Художественно-творческая деятельность детей с родителями по оформлению страницы Альбома.

Оборудование или материал к НОД: Книжная выставка «Русские народные сказки». Магнитофон, аудиозаписи. Декорации. Атрибуты: сундук, кубики с картинками из сказок, герои кукольного театра к сказке «Гуси-Лебеди»,  ковер – самолет.

Предварительная работа по плану интеграции: Организация и проведения занятия с родителями по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Любимая сказка»; знакомство детей с первой частью книги для развития «Благородное  слово»; Чтение русских народных сказок «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Снегурушка и лиса» и т.д. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Загадывания и отгадывания загадок на тему: «Отгадайте сказочного героя». Заучивание пословиц.

Место проведения:  в группе, декорированной в театральную студию.                                                                                             

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                        Первая часть (вступительная). 

Организационный момент

 (Занятие проводится в группе, декорированной в театральную студию.)

Педагог - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, рассаживайтесь поудобнее.

К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

Присоединение к теме.

 (Присоединение детей к теме занятия, проблемная ситуация.)

Педагог

- Посмотрите на этот столик с книгами, многие книги вам знакомы, и вы не раз их читали на занятиях и дома с родителями. В этих книгах живут русские народные сказки. Почему сказки называются народными? (Сочинил русский народ)

- Правильно. Сказки передавались из уст в уста от родителей детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали их своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Эти сказки добрые: в каждой сказке побеждает добро, а зло всегда наказывается. А откуда, кроме книг, вы еще познакомились со сказками? (Рассказывала мама/бабушка, смотрели мультфильмы, ходили в театр).

 - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случится, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится, скажем, гостю: «Заходи»! (О. Высотская)

Ой, я слышу чьи-то шаги. Кто бы это мог быть? (Появляется Лисичка – кукла и плачет).

- Что случилось, Лисонька?

Лиса: Я несла вам в подарок новую сказку в волшебном сундучке, но по дороге мне попалась колдунья, которая заколдовала мой сундучок….

Педагог: Что же делать? Как нам освободить сказку?

Лиса: Для того, чтобы сундук открылся, нужно выполнить задания, тогда чары колдуньи развеялись….

Педагог: Ребята, спасем сказку, выполним задания?

Дети: Да!

Педагог: А чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете?

Дети: ответы.

Педагог: Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? Какие средства передвижения бывают в сказках? (Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Педагог: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:

«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся, открываем глаза. Вот мы и в первой  сказке.

Педагог: А вот и первое задание, которое нам нужно выполнить, чтобы пройти дальше.

Викторина «Угадай сказку» 

Задание №1

Я вам зачитываю загадку, а вы должны угадать о какой сказке идет речь?

  1. Отворили дверь козлята и пропали все куда- то («Волк и семеро козлят»)

2.  Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме « рыжей», вот так смех! («Колобок»)

3. Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

стало множество жильцов. («Теремок»)

    Педагог продолжает общение.

Ой, сколько много сказок вы знаете. Первое задание мы выполнили, угадали сказки.

Задание №2

Дидактическая игра с кубиками «Собери картинки из  любимой сказки».

Дети проходят к столам. На двух столах лежат кубики с картинками  перемешанных сказок. Посмотрите-ка, ребята, а здесь у нас сказочные картинки лежат. Да только в них ничего не понятно, перепутались. Давайте вспомним, в какой же последовательности должна быть сказка, поставим все картинки по порядку! А поскольку одна голова хорошо, а две лучше, то собирать будем парами. Будем подсказывать, и помогать друг другу внутри пары.

Дети собирают картинки. Когда все готовы, по очереди называют свою сказку.

Педагог: Ребята смотрите, мы собрали перепутанные сказки? Сейчас наша лисонька попадет в свою сказку? Появляется лиса и благодарит ребят.

Лиса: «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на вопросы Колдуньи я снова оказалась в своей сказке «Снегурушка и лиса»! Ну, а вам нужно отправиться дальше»

Педагог:

Вот и следующее задание мы выполнили.   Устали? Давайте теперь немножко поиграем.

Физкультминутка «Репка»

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка

Хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки

Здоровые и крепкие (показать "силу") 

 Ну, а теперь настало время отправиться дальше в наше сказочное путешествие.                                  

«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся, открываем глаза. Вот мы и в  сказке.

Послушайте и угадайте, в какую же сказку мы отправляемся?

Звучит отрывок аудиозаписи из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Дети, вы узнали, в какую сказку мы прилетели?

Я вам предлагаю попутешествовать по этой сказке. Закройте, пожалуйста, свои глаза и постарайтесь запомнить, кого вы почувствуете во время нашего путешествия.

Звучит спокойная классическая музыка.

Открывайте глаза. Дети, вы хотите поделиться с друзьями тем, что вы увидели?

Что вы услышали?

Что вы почувствовали?

Воспитатель, выслушав ответы детей, делится своими впечатлениями, мыслями, чувствами.

Наш полет в сказку «Крошечка-Хаврошечка» подошел к концу! Нам пора возвращаться в детский сад.

Педагог: Вот и справились мы со всеми заданиями колдуньи. Все вместе мы освободили сказки, и все теперь будет хорошо. Чары развеялись, наш сундук со сказкой открыт. Давайте посмотрим, какая сказка там живет? (Открываем сундук – там герои кукольного театра к сказке «Гуси-Лебеди»). Теперь мы можем познакомиться с новой сказкой и посмотреть ее в театральной студии.

                        2. Вторая часть (совместная деятельность).

                                     Активное занятие

                             Ресурсный круг «Моя любимая сказка»

  1. Подготовительный этап.

А сейчас я приглашаю вас пройти к нашей выставке книг «Русские народные сказки». Рассмотрите обложки книг. Какие сказки вы узнали?

Давайте сядем в круг. Ребята, у каждого из вас есть своя любимая сказка, которую рассказывали вам мама или бабушка. Когда вы слушаете ее, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми, как они.

  1. Основной этап. 

Подумайте и скажите, герой, какой сказки у вас самый любимый и почему?

А рассказать вам поможет сказочное волшебное яблочко.

        Дети называют свои любимых сказочных героев.

Мы любим этих героев за те добрые качества души: храбрость, милосердие, взаимопомощь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок». Русские народные сказки учат жить нас в мире и согласии, и в них всегда побеждает добро.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что с ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Дети, а сейчас вы подумайте и попробуйте ответить на вопрос: «Чему научила вас ваша любимая сказка?» Ответы детей по кругу.

Завершает ответы ресурсного круга воспитатель. Воспитатель и дети вместе с родителями сидят в круге, дети у родителей на коленях.

Воспитатель подводит итог,  благодарит всех детей за интересный разговор и радостно резюмирует о том, что теперь он, педагог, знает любимые сказки  всех детей группы, призывает всех родителей как можно чаще читать народные сказки.

         3. Третья часть НОД.  Заключительная.

Заключительный этап. Рефлексия.

Педагог: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

Педагог: В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

Дети: «Страна сказок»

Педагог: О каких сказках мы с вами говорили?

Дети: перечисляют.

Педагог: Что побеждает во всех сказках?

Дети: Дружба и доброта.

Педагог: Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.

Ребята, вы все молодцы. Я благодарю вас за ваши ответы.

                 Оформление страницы Альбома «Любимое имя»

А после занятия мы можем начать работу над созданием книги «Любимые сказки» - вы нарисуете иллюстрации к своим любимым сказкам.

Родители совместно с детьми оформляют страницу Альбома (стр. 11) книги для развития «Любимая сказка».

В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу и предлагает родителям рассказать о своих чувствах.

 Творческое задание детям и родителям. Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку»; совместное участие родителей и детей в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок»;

Родителям: помочь детям полюбить русские народные сказки; проводить совместный досуг в кругу семьи за чтением, рассказыванием, просмотром сказок; беседовать с ребёнком по содержанию сказки, об отношении к тому или иному герою сказки; учить ребёнка правильному поведению на основе поступков положительных и отрицательных героев сказки; помогать детям и воспитателям в подготовке спектаклей, досугов, творческих выставок по сказкам.


Детям: слушать и смотреть любимые сказки; играть с любимыми персонажами; научиться показывать сказку самостоятельно; принять участие в акции добрых дел «Книжная больница» (расправить загнувшиеся страницы; стереть ластиком карандашные пометки;  подклеить страницы скотчем  и бумагой.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» тема:"Дом доброты"

Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...

Проект по теме «Любимый образ» для детей второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина Составитель: воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 112. корпус №2. Киселёва К. И. г. Сыктывкар 2017

В проекте представлены подборка конспектов занятий по теме "Любимый образ", подборка пословиц, стихотворений, песен, дидактических и хороводных игр, а также работа с родителями по данной тем...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности   по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...