Статья "Простое процессуальное экспериментирование в младшем дошкольном возрасте."
опыты и эксперименты (младшая, средняя группа)

Вера Третьякова

Детское экспериментирование в младшем дошкольном возрасте. Особенности детского экспериментирования, Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование - средство интелектуального развития в условиях введения в ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ».

Статья  для воспитателей.

Воспитатель: Третьякова Вера Леонидовна

Группа «СКАЗКА».

Простое процессуальное экспериментирование

в младшем дошкольном возрасте(младшая и средняя группа).

Образовательная область « Познавательное развитие», одна из пяти  образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, так как предпологает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Маленький человек, познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного и ощущённого.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что познание мира живой и неживой природы , установление причинно-следственных связей  происходит успешнее в процессе опытной деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:

  • Действия и собственный опыт;
  • Обьяснения, рассказы,наблюдения и др.;

Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Для проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно-пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала; оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребёнок мог манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.

Для реализации у ребёнка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления.

Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:

  • «Строительство дома» - дети на машинах грузят и возят: камни, песок,доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т.д.;
  • «Строительство моста» - выбирают подходящий материал, для того, чтобы он был прочным и т.д.;
  • «Оденемся на прогулку» - дети выполняют практическую работу, узнают свойства тканей, последовательность одевания;
  • «Искупаем куклу» - знакомятся со свойствами воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др.;

Чувствительные:

  • «Что можно сделать с тёплой водой?» - ребёнок трогает руками воду, передаёт свои ощущения: хочется купаться, мыть посуду, стирать бельё, играть с игрушками и т.д.;
  • «Колючий коврик» - дети ходят босиком, убеждаются, что этоприятная процедура, исследуют на какие участки кожи воздействуют колючки и др..

Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой , интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание , наблюдательность.

Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребёнка и взрослого.

Пимерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1.Предварительная работа(наблюдения, экскурсии,чтение,беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению вопроса.

2.Выбор цели задач работы с детьми(познавательные, развивающие, воспитательные).

3. Выбор и подготовка пособий и оборудования .

4.Обобщение результатов наблюдений в различных формах

(фотографии,рисунки, дневники наблюдений, рассказы,таблицы) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Особенности детского экспериментирования

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности.
  • Не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта.
  • Не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана.
  • Дети не могут работать не разговаривая.
  • При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
  • Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов эксперимента.
  • Важно понимать, что у ребёнка есть право на ошибку.
  • Применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
  • Соблюдать правила безопасности.
  • Способ введения ребёнка в целостный педагогический процесс (эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности  и составляют с ними единое целое).
  • Анализ результатов и формулирование выводов.
  • Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе.

Развивающая среда для организации опытно-экспериментальнй деятельности

В группе должна быть создана соответствующая развивающая среда: детская лаборатория, оснащённая необходимым оборудованием, разнообразными видами материалов, местами проведения исследований, в ней ребёнок может совместно с пндагогом и другими воспитанниками проводить опыты, обсуждать результат с друзьями и воспитателем, фиксировать его в карточках или альбоме.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования.

В мини-лабораториях может быть выделено:

  • место для постоянной выставки;
  • место для приборов;
  • место для выращивания растений;
  • место для хранения природного и бросового материалов;
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов( стол «песок-вода» и ёмкость для песка и воды и т.д.).

Оборудование лаборатории:

  • персонаж, наделённый определёнными чертами «Почемучка» или «Незнайка» от имени которогомоделируется проблемная ситуация.
  • простейшие приборы-помощники и приспособления:лупы,сосуды для воды,зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,ящик ощущений (чудесный мешочек), контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помешены вещества и травы с разными запахами.
  • природный материал: песок, глина, камешки,ракушки,шишки, семена разных растений,листья деревьев,мох и т.д..
  • коллекции: «ткани», «подарки»: зимы, весны, осени
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
  • бросовый материал: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • красители пищевые и непищевые : гуашь, акварельные краски и др.
  • книги познавательного характера для младшего возраста
  • тематические альбомы
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами,доступные детям младшего возраста

В средней группе дополняем лабораторию:

  • коллекции «бумага», «пуговицы»
  • мини-музей( тематика различна, например: «камни», чудеса из стекла» и т.д.)
  • материалы для игр с мыльной пеной
  • некоторые пищевые продукты: сахар, соль, крахмал, мука
  • книги познавательного характера для среднего  возраста
  • карточки-схемы проведения экспериментов(заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Материалы для организации экспериментов:

  • камни, морская и речная галька;
  • разнообразные морские и речные раковины;
  • образцы песка, глины почвы;
  • семена разных растений;
  • разные виды бумаги;
  • цветные прозрачныекусочки пластика;
  • деревянные дощечки;
  • разные виды тканей, различающихся, цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками.

Экспериментирование с предметами:

  • «Прокати шарик»

Цель: Познакомить детей с движением тела по наклонной и прямой; развивать смекалку, познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, кругозор.

  • «Мой весёлый, звонкий мяч»

Цель: Знакомить со свойствами и качеством предметов; дать представление, что лёгкие преметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать из воды; развивать смекалку, познавательный интерес, любознательность, наблюдательность , кругозор.

  • «Мыло-фокусник»

Цель: Познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.

  • «Необычные кораблики»

Цель: Познакомить со свойствами и качеством предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; закрепить правила безопасности со стеклом.

            Экспериментирование со светом:

  • «Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

           Экспериментирование с водой :

  • «Водичка, водичка…»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды; уточнить её значение для всего живого; развивать любознательность , мышление. Речь детей; ввести в словарь детей слова жидкость, прозрачная, окрашенная, воспитывать бережное отношение детей к воде.

  • «Послушная водичка»(уменьшение и увеличение обьёма воды)

Цель:  Знакомить детей с объёмот тел(предметов); учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклянными предметами; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

  • «В какую бутылочку быстрее нальётся вода?»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины; развивать наблюдательность, любознательнось, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Экспериментирование с песком:

  • «Играем с песком»

Цель:обогащать представления детей о разнообразных качествах песка(сыпучий, лёгкий), способам действия с ним в зависимости от состояний(сухой, мокрый). Учить соотносить отпечаток с предметами.Учить делать простые умозаключения; пробуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию, развивать сообразительность, игровое творчество; воспитывать аккуратность; обогащать представления детей о разнообразных качествах песка(сыпучий, лёгкий), способам действия с ним в зависимости от состояния(сухой, мокрый).

  • «Песок-вода»

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка сухого и мокрого, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

            Экспериментирование с ветром:

  • «Живёт воздух – невидимка»

Цель: Познакомить детей с качественными характеристиками воздуха(лёгкий, невидимый,движется, ощущаем); развивать  умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха: бесцветный, невидимый,прозрачный.

  • «Прятки-игры светерком»

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: прозрачный, лёгкий; подвести  детей к пониманию того, что воздух есть вокруг; развивать речь детей, активизировать слова прозрачный, лёгкий.

  • «Послушный ветерок»

Цель: Знакомить с силой потоков воздуха(сильный, слабый); развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

           Экспериментирование с бумагой:

  • «Ай да бумага! Ну и бумага!»

Цель: научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги; выявлять её качества( цвет, гладкость, прочность, толщина, впитывающая способностья), свойства(мнётся, рвётся, режется)

  • «Мы делии апельсин…»

Цель: Обогатить представления детей о качествах бумаги(мягкая, тонкая, плотная) и свойствах( рвётся, мнётся, намокает) бумаги; в процессе экспериментирования сравнить свойства салфеточной и альбомной и бумаги; расширить представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости отих свойств; побуждать познавательную активность детей, их интерес к экспериментированию.

  • « Что лучше: бумага или ткань?»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет; учить делать умозаключения и выводы; активизировать словарь: бумага, ткань, гладкая, твёрдая, шуршит, размокает, намокает, мятый.

            Экспериментирование со снегом и льдом:

  • « Выпал первый снег»

Цель: познакомить детей со свойствами снега; установить связь между выпадением снега и наступлением зимы-холодное время года. Словарь: снег, снежинка, холодный, тает.

  • « Тающий лёд»

Цель:познакомить детей со свойствами льда; что вода на холоде замерзает , а также принимает форму ёмкости,в которой находится; определить, что лёд тает от тепла;что в горячей воде он твет быстрее;



Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование - средство интелектуального развития в условиях введения в ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ».

Статья  для воспитателей.

Воспитатель: Третьякова Вера Леонидовна

Группа «СКАЗКА».

Простое процессуальное экспериментирование

в младшем дошкольном возрасте(младшая и средняя группа).

Образовательная область « Познавательное развитие», одна из пяти  образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, так как предпологает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Маленький человек, познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного и ощущённого.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что познание мира живой и неживой природы , установление причинно-следственных связей  происходит успешнее в процессе опытной деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:

  • Действия и собственный опыт;
  • Обьяснения, рассказы,наблюдения и др.;

Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Для проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно-пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала; оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребёнок мог манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.

Для реализации у ребёнка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления.

Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:

  • «Строительство дома» - дети на машинах грузят и возят: камни, песок,доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т.д.;
  • «Строительство моста» - выбирают подходящий материал, для того, чтобы он был прочным и т.д.;
  • «Оденемся на прогулку» - дети выполняют практическую работу, узнают свойства тканей, последовательность одевания;
  • «Искупаем куклу» - знакомятся со свойствами воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др.;

Чувствительные:

  • «Что можно сделать с тёплой водой?» - ребёнок трогает руками воду, передаёт свои ощущения: хочется купаться, мыть посуду, стирать бельё, играть с игрушками и т.д.;
  • «Колючий коврик» - дети ходят босиком, убеждаются, что этоприятная процедура, исследуют на какие участки кожи воздействуют колючки и др..

Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой , интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание , наблюдательность.

Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребёнка и взрослого.

Пимерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1.Предварительная работа(наблюдения, экскурсии,чтение,беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению вопроса.

2.Выбор цели задач работы с детьми(познавательные, развивающие, воспитательные).

3. Выбор и подготовка пособий и оборудования .

4.Обобщение результатов наблюдений в различных формах

(фотографии,рисунки, дневники наблюдений, рассказы,таблицы) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Особенности детского экспериментирования

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности.
  • Не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта.
  • Не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана.
  • Дети не могут работать не разговаривая.
  • При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
  • Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов эксперимента.
  • Важно понимать, что у ребёнка есть право на ошибку.
  • Применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
  • Соблюдать правила безопасности.
  • Способ введения ребёнка в целостный педагогический процесс (эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности  и составляют с ними единое целое).
  • Анализ результатов и формулирование выводов.
  • Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе.

Развивающая среда для организации опытно-экспериментальнй деятельности

В группе должна быть создана соответствующая развивающая среда: детская лаборатория, оснащённая необходимым оборудованием, разнообразными видами материалов, местами проведения исследований, в ней ребёнок может совместно с пндагогом и другими воспитанниками проводить опыты, обсуждать результат с друзьями и воспитателем, фиксировать его в карточках или альбоме.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования.

В мини-лабораториях может быть выделено:

  • место для постоянной выставки;
  • место для приборов;
  • место для выращивания растений;
  • место для хранения природного и бросового материалов;
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов( стол «песок-вода» и ёмкость для песка и воды и т.д.).

Оборудование лаборатории:

  • персонаж, наделённый определёнными чертами «Почемучка» или «Незнайка» от имени которогомоделируется проблемная ситуация.
  • простейшие приборы-помощники и приспособления:лупы,сосуды для воды,зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,ящик ощущений (чудесный мешочек), контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помешены вещества и травы с разными запахами.
  • природный материал: песок, глина, камешки,ракушки,шишки, семена разных растений,листья деревьев,мох и т.д..
  • коллекции: «ткани», «подарки»: зимы, весны, осени
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
  • бросовый материал: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • красители пищевые и непищевые : гуашь, акварельные краски и др.
  • книги познавательного характера для младшего возраста
  • тематические альбомы
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами,доступные детям младшего возраста

В средней группе дополняем лабораторию:

  • коллекции «бумага», «пуговицы»
  • мини-музей( тематика различна, например: «камни», чудеса из стекла» и т.д.)
  • материалы для игр с мыльной пеной
  • некоторые пищевые продукты: сахар, соль, крахмал, мука
  • книги познавательного характера для среднего  возраста
  • карточки-схемы проведения экспериментов(заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Материалы для организации экспериментов:

  • камни, морская и речная галька;
  • разнообразные морские и речные раковины;
  • образцы песка, глины почвы;
  • семена разных растений;
  • разные виды бумаги;
  • цветные прозрачныекусочки пластика;
  • деревянные дощечки;
  • разные виды тканей, различающихся, цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

Виды опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками.

Экспериментирование с предметами:

  • «Прокати шарик»

Цель: Познакомить детей с движением тела по наклонной и прямой; развивать смекалку, познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, кругозор.

  • «Мой весёлый, звонкий мяч»

Цель: Знакомить со свойствами и качеством предметов; дать представление, что лёгкие преметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать из воды; развивать смекалку, познавательный интерес, любознательность, наблюдательность , кругозор.

  • «Мыло-фокусник»

Цель: Познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.

  • «Необычные кораблики»

Цель: Познакомить со свойствами и качеством предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; закрепить правила безопасности со стеклом.

            Экспериментирование со светом:

  • «Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

           Экспериментирование с водой :

  • «Водичка, водичка…»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды; уточнить её значение для всего живого; развивать любознательность , мышление. Речь детей; ввести в словарь детей слова жидкость, прозрачная, окрашенная, воспитывать бережное отношение детей к воде.

  • «Послушная водичка»(уменьшение и увеличение обьёма воды)

Цель:  Знакомить детей с объёмот тел(предметов); учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклянными предметами; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

  • «В какую бутылочку быстрее нальётся вода?»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины; развивать наблюдательность, любознательнось, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Экспериментирование с песком:

  • «Играем с песком»

Цель:обогащать представления детей о разнообразных качествах песка(сыпучий, лёгкий), способам действия с ним в зависимости от состояний(сухой, мокрый). Учить соотносить отпечаток с предметами.Учить делать простые умозаключения; пробуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию, развивать сообразительность, игровое творчество; воспитывать аккуратность; обогащать представления детей о разнообразных качествах песка(сыпучий, лёгкий), способам действия с ним в зависимости от состояния(сухой, мокрый).

  • «Песок-вода»

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка сухого и мокрого, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

            Экспериментирование с ветром:

  • «Живёт воздух – невидимка»

Цель: Познакомить детей с качественными характеристиками воздуха(лёгкий, невидимый,движется, ощущаем); развивать  умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха: бесцветный, невидимый,прозрачный.

  • «Прятки-игры светерком»

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: прозрачный, лёгкий; подвести  детей к пониманию того, что воздух есть вокруг; развивать речь детей, активизировать слова прозрачный, лёгкий.

  • «Послушный ветерок»

Цель: Знакомить с силой потоков воздуха(сильный, слабый); развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

           Экспериментирование с бумагой:

  • «Ай да бумага! Ну и бумага!»

Цель: научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги; выявлять её качества( цвет, гладкость, прочность, толщина, впитывающая способностья), свойства(мнётся, рвётся, режется)

  • «Мы делии апельсин…»

Цель: Обогатить представления детей о качествах бумаги(мягкая, тонкая, плотная) и свойствах( рвётся, мнётся, намокает) бумаги; в процессе экспериментирования сравнить свойства салфеточной и альбомной и бумаги; расширить представления детей о назначении альбомной и салфеточной бумаги, их использовании в зависимости отих свойств; побуждать познавательную активность детей, их интерес к экспериментированию.

  • « Что лучше: бумага или ткань?»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет; учить делать умозаключения и выводы; активизировать словарь: бумага, ткань, гладкая, твёрдая, шуршит, размокает, намокает, мятый.

            Экспериментирование со снегом и льдом:

  • « Выпал первый снег»

Цель: познакомить детей со свойствами снега; установить связь между выпадением снега и наступлением зимы-холодное время года. Словарь: снег, снежинка, холодный, тает.

  • « Тающий лёд»

Цель:познакомить детей со свойствами льда; что вода на холоде замерзает , а также принимает форму ёмкости,в которой находится; определить, что лёд тает от тепла;что в горячей воде он твет быстрее;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Презентация по экспериментированию младшего дошкольного возраста

quot;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование...

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста. план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать ...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...