Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
материал

Суховских Анастасия Владимировна

В этом материале я раскрыла развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребенка, помогая общаться, устанавливать контакты, учит думать, соблюдать правила, приучает к порядку, постепенно подготавливая к вхождению во взрослую жизнь.  Младший дошкольный возраст (3-4 года) является ответственным и принципиально новым периодом в развитии игровой деятельности в связи с переходом от сюжетно-отобразительной (т.е. предметной, основным содержанием которой является знакомство с назначением предметов, их свойствами, и их использованием) к сюжетно-ролевой игре.

В то же время дети младшего дошкольного возраста часто не умеют правильно использовать предметы и изображающие их игрушки, выстраивать игровую цепочку действий, придерживаться игрового сюжета, принимать роль и следовать ей, доводить игру до конца. Ребенок, который не умеет и обучен играть, в дальнейшем будет испытывать сложности в выстраивании межличностных отношений со сверстниками, его могут не принимать в игру, игнорировать, что приведет к агрессивности, тревожности, замкнутости. В связи с этим значимым является исследование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, поэтому подбор диагностических методов и методик позволит не только выявить особенности игровой деятельности, но и положительно повлиять на ее развитие, мотивировать детей к инициативным игровым действиям с игрушками, сверстниками, взрослым. Следовательно, проблема исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является актуальной в современной дошкольной психологии и педагогике.

Позвольте мне перейти к основным положениям курсового исследования, методологический аппарат которого представлен на слайдах (проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи).

Мы предположили, что (это гипотеза исследования, ее нужно прочитать) игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста характеризуется переходом от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре, что проявляется в способности детей использовать предметы-заместители, усложнении цепочки игровых действий, сравнении своих действий с действиями взрослого и появлении потребности действовать «как взрослый» и самостоятельно; возникающие сложности в игровой деятельности детей обусловлены сведению игры к манипулированию игрушкой, неумении выстраивать игровую цепочку действовать, принимать роль, придерживаясь игрового сюжета, следовать ей, доводить игру до конца; для исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать комплекс диагностических методов и методик, которые не будут вызывать затруднений у педагога-психолога и будут доступны дошкольникам.

На современном этапе развития дошкольной педагогики и психологии теоретические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста представлены в работах Людмилы Николаевны Галигузовой, Натальи Федоровны Губановой, Нинель Яковлевны Михайленко, Даниила Борисовича Эльконина.

В результате анализа психолого-педагогических исследований мы рассмотрели определение понятия «игра» и пришли к заключению, что это понятие очень многогранное и может рассматриваться как деятельность, развлечение (забава), отдых,  соревнование, занятие, упражнение, организуемые  для развлечения, развития воспитания, обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, удовлетворяет множественные и разнообразные потребности ребенка, способствуя его психическому и интеллектуальному развитию.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Наиболее значимые новообразования связаны с изменением психологической составляющей содержания  игры, постепенным формированием базы для совместных игровых действий со сверстниками. Дети начинают интересоваться не только назначениями предметов, но и  способностью выполнения определенных функций окружающими людьми, взаимодействиями и отношениями.

Потребность в игре у детей невысока, определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками. У большинства дошкольников в ходе игры отмечается частая смена эмоциональных состояний, сюжеты игр неразвернутые, однообразные, либо отсутствуют совсем; речевая активность невысокая, дети сопровождают игровые действия отдельными речевыми высказываниями или звуками; они самостоятельно используют предметы-заместители в играх, тогда как воображаемые предметы используют, в основном, с помощью взрослого.

Пока говоришь то, что выше, на слайд можно вынести особенности игры детей 3 и 4 лет. Или не говори, не выноси, но просто знай.

Игра младших дошкольников 3 лет носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру называют сюжетно-отобразительной. В ней  воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Сюжеты игр не слишком разнообразны, основаны на многократном повторении же игровых действий,  которые полностью имитируют реальные. Игры непродолжительны (3-6 минут), но при условии правильного педагогического руководства становятся более длительными (8-10 минут). Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать).

На четвертом году жизни начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Педагог создает игровую ситуацию, воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что способствует ее целостному восприятию. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. Наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится становление общения  с партнером по игре — сверстником.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении игры, хорошо знать ее специфику, закономерности ее становления. Организация диагностики игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста вызывает у педагогов-психологов затруднения, связанные именно с возрастными особенностями воспитанников.  Непроизвольное внимание у детей еще не сформировано,  поэтому им нельзя предложить выполнить какое-либо задание, руководствуясь инструкцией.  Сложность диагностики игровой деятельности осложняется еще тем, что дети еще не воспринимают сверстника как полноценного партнера по игре, поэтому дошкольники предпочитают играть самостоятельно. Необходимо принимать во внимание настроение ребенка, его физическое состояние, а также индивидуальные особенности развития детей.  Поэтому основными методами диагностики игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста выступают наблюдение и игровые проблемные ситуации.

В изученных нами психолого-педагогических исследованиях и практических пособиях по диагностике общепринятой является схема наблюдения за игровой деятельности детей дошкольного возраста, разработанная Даниилом Борисовичем Элькониным и включающая в себя следующие критерии: потребность в игре, содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре.

Эту таблицу на слайд вынести

Таблица 1– Критерии и показатели игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (по Д.Б. Эльконину)

Названия критерия

Показатели игровой деятельности

Потребность в игре

  • инициативность;
  • длительность игры;
  • эмоциональное состояние в ходе игры.

Содержание игры

  • замысел и его разнообразие;
  • игровые задачи и их разнообразие;
  • самостоятельность при постановке игровых задач.

Способы решения игровых задач

  • разнообразие игровых действий с игрушками;
  • степень обобщенности игровых действий с игрушками; игровые действия с предметами-заместителями;
  • принятие роли;
  • разнообразие ролевых действий;
  • ролевые высказывания (их разнообразие, выразительность, самостоятельность);
  • ролевая беседа и ее содержательность.

Взаимодействие детей в игре

  • взаимодействие с взрослыми;
  • взаимодействие со сверстниками;
  • постановка игровых задач и их принятие.

В ходе наблюдения за игровой деятельностью младших дошкольников выявляется количество времени, затрачиваемое детьми на каждую игру, разнообразие игр младших дошкольников. Рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. О разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений за играми одного ребенка. Дополнительную информацию может дать игровая проблемная ситуация, например, «Корзинка с игрушками». Педагог-психолог, стараясь заинтересовать детей, говорит, что у него есть корзинка с разными игрушками. Они грустят, потому что с ними давно никто не играл. Помоги мне их развеселить, поиграй с ними. Фиксируется, какие и сколько игрушек ребенок взял, насколько был активен, играл самостоятельно или с детьми, игровой замысел возникал самостоятельно или с помощью взрослого, было и словесное сопровождение игровых действий, сколько игровых цепочек было, сколько игровых задач поставлено.

Задача по исследованию игровой деятельности возлагается на педагога-психолога и воспитателя, реализуется с опорой на наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, с учетом их реакции на инициативные игровые действия взрослого. Систематическая диагностика позволит обеспечить научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста; повысить качество руководства ею с учетом уровня развития у детей качеств и достижений в овладении игровыми умениями и навыками.

Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена, цель достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме. Спасибо за внимание. Сказать и на слайд вынести «спасибо за внимание».


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Студентка Ддаз 17-2 Суховских А.В. Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра дошкольной и специальной педагогики и психологии

Слайд 2

Основные положения курсового исследования(методологический аппарат) П роблема исследования : какой комплекс диагностических методов и методик исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста будет не только доступен и интересен дошкольникам с учетом их возрастных особенностей и возможностей, но и будет оптимальным для проведения воспитателем и педагогом-психологом? Объект изучения : игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Предмет исследования : особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель исследования : на основе теоретического изучения особенностей игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, подобрать и обосновать комплекс диагностических методов и методик, который будет доступен и интересен дошкольникам с учетом их возрастных особенностей и возможностей, оптимален для проведения воспитателем и педагогом-психологом? Гипотеза исследования : -игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста характеризуется переходом от сюжетно- отобразительной к сюжетно-ролевой игре, что проявляется в способности детей использовать предметы-заместители, усложнении цепочки игровых действий, их логичности, обобщения; сравнении своих действий с действиями взрослого и появлении потребности действовать «как взрослый» и самостоятельно; -возникающие сложности в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста обусловлены сведению игры к манипулированию игрушкой, неумении выстраивать игровую цепочку действовать, принимать роль, придерживаясь игрового сюжета, следовать ей, доводить игру до конца взаимодействовать со сверстниками; -для исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать комплекс диагностических методов и методик, доступных для восприятия и выполнения детьми с учетом их возрастных особенностей и возможностей, оптимальным для проведения воспитателем и педагогом-психологом.

Слайд 4

Задачи исследования: -Рассмотреть сущностные и содержательные характеристики игровой деятельности как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогических исследованиях. Выявить особенности развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. -Подобрать и обосновать комплекс диагностических методов и методик исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования : анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; моделирование .

Слайд 5

На современном этапе развития дошкольной педагогики и психологии теоретические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста представлены в работах Людмилы Николаевны Галигузовой , Натальи Федоровны Губановой, Нинель Яковлевны Михайленко, Даниила Борисовича Эльконина . В результате анализа психолого-педагогических исследований мы рассмотрели определение понятия «игра» и пришли к заключению, что это понятие очень многогранное и может рассматриваться как деятельность, развлечение (забава), отдых, соревнование, занятие, упражнение, организуемые для развлечения, развития воспитания, обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, удовлетворяет множественные и разнообразные потребности ребенка, способствуя его психическому и интеллектуальному развитию .

Слайд 6

Особенности игровой деятельности детей 3 – 4 лет: Игра младших дошкольников 3 лет носит предметно- манипулятивный и конструкторский характер . Такую игру называют сюжетно- отобразительной . В ней воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Сюжеты игр не слишком разнообразны, основаны на многократном повторении же игровых действий, которые полностью имитируют реальные. Игры непродолжительны (3-6 минут), но при условии правильного педагогического руководства становятся более длительными (8-10 минут). Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать). На четвертом году жизни начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Педагог создает игровую ситуацию, воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что способствует ее целостному восприятию. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. Наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится становление общения с партнером по игре — сверстником .

Слайд 7

В изученных нами психолого-педагогических исследованиях и практических пособиях по диагностике общепринятой является схема наблюдения за игровой деятельности детей дошкольного возраста, разработанная Даниилом Борисовичем Элькониным и включающая в себя следующие критерии: потребность в игре, содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре . Названия критерия Показатели игровой деятельности Потребность в игре инициативность; длительность игры; эмоциональное состояние в ходе игры. Содержание игры замысел и его разнообразие; игровые задачи и их разнообразие; самостоятельность при постановке игровых задач. Способы решения игровых задач разнообразие игровых действий с игрушками; степень обобщенности игровых действий с игрушками; игровые действия с предметами-заместителями; принятие роли; разнообразие ролевых действий; ролевые высказывания (их разнообразие, выразительность, самостоятельность); ролевая беседа и ее содержательность. Взаимодействие детей в игре взаимодействие с взрослыми; взаимодействие со сверстниками; постановка игровых задач и их принятие. Таблица 1– Критерии и показатели игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (по Д.Б. Эльконину )

Слайд 8

В ходе наблюдения за игровой деятельностью младших дошкольников выявляется количество времени, затрачиваемое детьми на каждую игру, разнообразие игр младших дошкольников. Рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. О разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений за играми одного ребенка. Дополнительную информацию может дать игровая проблемная ситуация, например, «Корзинка с игрушками», предлагаемая такими исследователями, как Л.Н. Галагузова , Н.Ф. Губанова. Педагог-психолог, стараясь заинтересовать детей, говорит, что у него есть корзинка с разными игрушками. Они грустят, потому что с ними давно никто не играл. Помоги мне их развеселить, поиграй с ними. Фиксируется, какие и сколько игрушек ребенок взял, насколько был активен, играл самостоятельно или с детьми, игровой замысел возникал самостоятельно или с помощью взрослого, было и словесное сопровождение игровых действий, сколько игровых цепочек было, сколько игровых задач поставлено.

Слайд 9

Задача по исследованию игровой деятельности возлагается на педагога-психолога и воспитателя, реализуется с опорой на наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, с учетом их реакции на инициативные игровые действия взрослого. Систематическая диагностика позволит обеспечить научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста; повысить качество руководства ею с учетом уровня развития у детей качеств и достижений в овладении игровыми умениями и навыками. Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена, цель достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Вступительное слово к РМО на тему: Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Вступительное слово на районном методическом объединении для воспитателей на тему: "Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Л.С. Выготский  подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры ...

Технология "Развитие игровой деятельности дошкольников" (младший дошкольный возраст)

Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ....