Главные вкладки

    Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»
    материал (старшая группа)

    Прима Ольга Юрьевна

    тематическое родительское собрание 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад № 6
    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
    по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

    Конспект тематического родительского собрания в старшей группе

    Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей
    дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»

    Автор-составитель: Прима О.Ю. – воспитатель

    Санкт-Петербург
    2019 г.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО».

    Форма проведения: собрание-практикум (Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.)

    Участники: педагог и родители детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности родителей по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи: 
    Познакомить родителей с основными факторами, влияющими на речевое развитие детей дошкольного возраста.

    Мотивировать развитие и совершенство коммуникативных умений посредством игровых заданий.

    Предварительная работа: анкетирование родителей, обработка анкет.
    Материал: дидактический материал на развитие речевого дыхания; карточки произносительных качеств речи, сторон речи, стрелки; картинки для игры «Чья песенка»; карточки для игры «Эхо»; карточки-чистоговорки для игры «Загадки-добавлялки»; карточки для игры «Слова-друзья»; распечатка стихотворения по частям для выразительного чтения; памятка несложных словесных игр дома; распечатка вопросов для рефлексии.

    Ход мероприятия:

    Организационный момент: встреча родителей, регистрация, рассаживание, самостоятельное знакомство с дидактическим материалом на развитие речевого дыхания.

    1. Вводная часть /погружение в тему/.

    Проблемная ситуация: «Что означают буквы?» (на доске вертикально расположены три буквы: З, К, Р). Высказывания родителей.

    Далее родителям предлагается соотнести произносительные качества с характеризующими их сторонами речи.

    Произносительные качества характеризующие:

    • Звучащую речь / звукопроизношение, фонематический слух, дикция, артикуляция, сила голоса
    • Звуковую выразительность / интонация, темп, ритм, речевое дыхание, изменение тембра
    • Двигательные средства / мимика, жесты
    • Культура речевого общения / тональность, поза, двигательные навыки
    1. Основная часть.

    2.1.

    Итоги анкетирования и логопедического обследования логопедом ППМСц.

    2.2.
    Задача воспитания звуковой культуры речи имеет три составляющие:

    • Развитие правильного звукопроизношения
    • Развитие правильного словопроизношения
    • Освоение общеречевых навыков

    ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФГОС ДО

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    В старшей группе решение задач по развитию ЗКР продолжается в единстве с развитием языковой выразительности речи, а также тесно связано с обучением ребёнка грамоте, умением распознавать место звука в слове, давая им характеристику. Все эти умения необходимы детям для дальнейшего обучения их чтению.

    2.3.

    Игровые задания

    Примечание: После каждой игры дать возможность участникам выделить произносительные качества для убеждения в том, что каждая игра включает в себя четыре качества произношения.

    • Игра «Чья песенка?»

    Цель: Произношение изолированных звуков на слух.

    Ход игры: Водящий произносит звук, а играющие называют что или кто это может быть.

    • Игра «Эхо»

    Цель: Чёткое произношение слияния двух звуков.

    Ход игры: Водящий произносит ряд слогов (ПА, БА, ПО, БО, ПУ, БУ, ПИ, БИ, а играющие следом за водящим чётко их произносят (объяснить артикуляцию: губы сомкнуты, затем раскрываются, когда выходит воздух, горлышко «поёт»).

    • Игра «Загадки-добавлялки»

    Цель: Чёткое произношение слияния двух звуков с выделение их в тексте.

    Ход игры: Каждый из играющих чётко произносит чистоговорку добавляя слово, подходящее по звучанию с заданным слогом.

    БА! БА! БА! У верблюда два … (горба).

    ВА! ВА! ВА! Буквы я сложу в … (слова).

    НА! НА! НА! Школа детская … (страна).

    ЛА! ЛА! ЛА! Роза пышно … (расцвела).

    ГУ! ГУ! ГУ! Воин даст отпор … (врагу).

    ДУ! ДУ! ДУ! Фигурист скользит по … (льду).

    ЖУ! ЖУ! ЖУ! Волк не страшен лишь … (ежу).

    ЗУ! ЗУ! ЗУ! Мобильник выключи в … (грозу).

    МО! МО! МО! Другу пишем мы … (письмо).

    РО! РО! РО! У орехов есть … (ядро).

    СО! СО! СО! Прокололи … (колесо).

    ЛО! ЛО! ЛО! Счёт футбольный на … (табло).

    ЩИ! ЩИ! ЩИ! Прячусь я, а ты … (ищи).

    ЧИ! ЧИ! ЧИ! Гнут подковы … (силачи).

    РИ! РИ! РИ! Чтоб чисто было не … (сори).

    • Игра «Слова-друзья»

    Цель: Развитие фонематического слуха.

    Ход игры: Играют две команды. Каждый из игроков команды произносит слово, а команде-сопернице нужно изменить звук или начало слова для образования слова с другим значением (галка – палка, мышка – мишка, зайка – майка, лук – жук, рак – мак, санки – банки, мышка – шишка, печка – речка; печка – свечка, коза – стрекоза, чашка – рубашка, лейка – скамейка, малышка – пышка, сынишка – мальчишка, стол – пол).

    • Скороговорки

    Цель: Развитие темпа речи.

    Ход игры: Играющим предлагается произнести за водящим предложение-скороговорку чётко произнося все звуки предложения, ускоряя темп.

    У четырёх черепах по четыре черепашонка.

    У ёлки иголки колки.

    У кольца нет конца.

    У Вари на бульваре варежки пропали.

    Примечание: Скороговорки используют в том случае, если ребёнок неважно или просто медленно проговаривает слова («поёт»).

    • Чтение стихотворения с выражением родителями по частям.

    У поэта Сергея Михалкова есть смешной стишок про кашу, которую, якобы, постоянно жуёт мальчик по имени Саша. А на самом деле он просто плохо выговаривает слова, поэтому с трудом можно разобрать, что он говорит. Давайте мы его вспомним, прочтём используя все стороны речи.

    «Сашина каша» Сергей Михалков (русский поэт)

    Живёт на свете Саша.
    Во рту у Саши каша -
    Не рисовая каша,
    Не гречневая каша,
    Не манка,
    Не овсянка
    На сладком молоке.

    С утра во рту у Саши
    Слова простые наши -
    Слова простые наши
    На русском языке.

    Но то, что можно внятно
    Сказать для всех понятно,
    Красиво,
    Чисто,
    Ясно, -
    Как люди говорят, -
    Наш Саша так корёжит,
    Что сам понять не может:
    Произнесёт словечко -
    И сам тому не рад!

    Он скажет:
    "До свидания!"
    А слышится:
    "До здания!"
    Он спросит:
    "Где галоши?"
    А слышно:
    "Это лошадь?"

    Когда он вслух читает,
    Поймёшь едва-едва:
    И буквы он глотает,
    И целые слова.

    Он так спешит с налёта
    Прочесть,
    Спросить,
    Сказать,
    Как будто тонет кто-то,
    А он бежит спасать...

    Он может, но не хочет
    За речью последить.
    Нам нужен переводчик
    Его переводить.

    2.4.

    Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребёнка дома. Именно она послужит примером для подражания.

    Для закрепления, полученного в детском саду материала дома можно поиграть в несложные словесные игры:

    • Цепочка слов
    • Поймай звук
    • Назови слово
    • Сколько в слове частей
    • Где спрятался звук?
    • Скажи иначе (по-другому)
    • Какие звуки ты слышишь? (по дороге в детский сад)
    • Звуки подружились
    • Какой звук потерялся
    • Звуковые паровозики  
    • Сосчитай слоги в слове

    Эти игры хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат, слуховое внимание.

    2.5.

    Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи нам взрослым нужно:

    • Правильно произносить все звуки родного языка
    • Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь
    • Следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов
    • Больше внимания уделять развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого задания
    • Привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе

    Вывод: Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности и является основой умственного развития ребёнка.

    3. Заключительная часть /рефлексия/.

    Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?  

    Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?

    Попробуем расшифровать три заданные буквы: З, К, Р. Необходимо подобрать прилагательные к каждой букве, на Ваш взгляд, какая она речь?

    З – звонкая, звучная, задорная …
    К – красивая, конкретная, культурная …
    Р – ритмичная, рассудительная, разъясняющая …

    Привлечь родителей к подготовке детей в конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами».

    Спасибо за участие.

    До свидания.

    До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

    Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

    Родительское собрание на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Характеристика понятия "Звуковая культура речи".Этапы воспитание звуковой культуры речи.Задачи способствующие развитию правильной, хорошо звучащей речи.Формы работы по развитию звуковой культуры речи....

    Формирование звуковой культуры речи детей в разных группах педагогами ДОУ с учётом ФГОС

    Основные направленя по реализации задач воспитания звуковой культуры речи по возрастам....

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....