Планирование образовательной деятельности для средней группы № 1 (от 4 до 5 лет) для детей с нарушениями зрения
методическая разработка (средняя группа)

Белоусова Анастасия Андреевна

Пояснительная записка

Основная часть

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Циклограмма учета рабочего времени педагога

Выписка из учебного плана

Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей

Направление «Познавательное развитие»

Комплексно тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием

Формы организации образования

Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности

Работа с родителями воспитанников

Методическое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_srednyaya_gruppa.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Рассмотрена и принята                                            Утверждаю:

на Педагогическом совете                                       Заведующий МДОУ

МДОУ «Детский сад № 66»                                    «Детский сад № 66»

Протокол от ___ ___г. № __                                    Приказ от ____г. №___

Планирование образовательной деятельности

для средней группы № 1 (от 4 до 5 лет)

для детей с нарушениями зрения

на 2018 – 2019 учебный год

            Составитель:

        учитель – дефектолог

                                                                                             А. А. Белоусова

г. Энгельс

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Основная часть

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Циклограмма учета рабочего времени педагога

Выписка из учебного плана

Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей

Направление «Познавательное развитие»

Комплексно тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием

Формы организации образования

Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности

Работа с родителями воспитанников

Методическое обеспечение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 «Перспективно – тематическое планирование по программе

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) под ред. Л. И. Плаксиной»

Приложение 2 «Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной деятельности»

Приложение 3 «Перспективный план работы с родителями группы № 1 (вторая младшая группа) для детей с нарушением зрения на учебный год»

Пояснительная записка

Планирование образовательной деятельности разработано в соответствии с требованиями Положения о рабочей программе и содержанием Образовательной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66» Энгельсского муниципального района Саратовской области, которая предусматривает всестороннее развитие детей с нарушениями зрения и успешную подготовку дошкольников к дальнейшему обучению в школе.

Образовательная деятельность разработана в соответствии с нормативными документами, разграничивающими компетенцию и ответственность:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

- Устав МДОУ «Детский сад № 66»

При организации и планировании коррекционной работы учитель – дефектолог руководствуется следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л. И. Плаксиной).

Цель образовательной деятельности – подготовка детей к восприятию материала, который предлагается на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.

Задачи образовательной деятельности:

- Формирование представлений о зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

- Обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещения пособий и т.д.);

- Система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально – бытовой адаптации детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность коррекционной работы состоит из следующих разделов:

- Развитие зрительного восприятия

- Ориентировка в пространстве.

- Социально – бытовая ориентировка интегрируется в различные виды деятельности (в соответствии с Учебным планом).

Учебный план МДОУ «Детский сад № 66»

В средней группе для детей с нарушениями зрения

Длительность ННОД – 20 мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 40 минут.

Перерывы между ННОД – не менее 10 мин.

Обязательное проведение физ. Минутки и зрительной гимнастики.

Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (указывается в циклограмме ННОД)

Части образовательного процесса

Продолжительность ННОД в неделю

Объем ННОД в неделю

Продолжительность ННОД в год

Объем ННОД в год

1

Обязательная часть

1.

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л. И. Плаксиной – 2003 г.

1.1

Физическое развитие

Двигательная деятельность

1.1.1

Физкультурное занятие

60

3

2620

108

1.2

Познавательно – исследовательская деятельность:

Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М. А. Павловой - 2008

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.3

Социально – коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Нравственное воспитание

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4

Трудовая деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

«Ознакомление с окружающим миром»

Предметное окружение

Явления общественной жизни

Природное окружение

Экологическое воспитание

20

1

720

36

«Развитие социально – бытовой ориентировки» (проводит учитель – дефектолог)

Интегрируется в разные виды совместной деятельности педагогов и детей

«Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель – дефектолог)

20

1

720

36

«Ориентировка в пространстве»

(проводит учитель – дефектолог)

10

0,5

360

18

«Формирование элементарных математических представлений»

10

0,5

360

18

1.6

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

«Развитие речи»

10

0,5

360

18

«Подготовка к обучению грамоте»

-

-

-

-

1.7

Восприятие художественной литературы        

«Ознакомление с художественной литературой»

Интегрируется в разные виды совместной деятельности

1.9

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

«Рисование»

10

0,5

360

18

0,5

270

36

«Лепка»

10

0,5

360

18

«Аппликация»

10

0,5

360

18

«Ручной труд»

-

-

-

-

«Конструирование»

В совместной деятельности

1.10

Музыкальная деятельность

Музыкальное занятие

40

2

1440

72

2.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

2.1

Работа по региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М. А.

В совместной деятельности

Всего

200

10

7200

360

Тематическое планирование в средней группе для детей с нарушениями зрения

 Сентябрь.

1 неделя – «Летние впечатления». Мониторинг.

2 неделя – «Детский сад».

3 неделя – «Фрукты и ягоды».

4 неделя – «Овощи».

Октябрь.

1 неделя – Мир растений (деревья, кустарники, грибы)».

2 неделя – «Осень».

3 неделя – «Транспорт».

4 неделя – «Правила дорожного движения».

*5 неделя – «Я вырасту здоровым»

              Ноябрь.

1 неделя – «Свойства ткани и бумаги».

2 неделя – «Одежда».

3 неделя – «Азбука вежливости».

4 неделя – «Свойства дерева и металла».

              Декабрь.

1 неделя – «Мебель».

2 неделя – «Почта».

3 неделя – «Зима».

4 неделя – «Зимние забавы. Новый год».  

                Январь.

1, 2 неделя – Каникулы.  Неделя зимних игр и забав. Рождество.

3 неделя – «Магазин игрушек». Диагностика.

4 неделя – «Посуда. Свойства стекла».

             Февраль.

1 неделя – «Птицы города».

2 неделя – «Домашние птицы».

3 неделя – «Наша Армия».

4 неделя – «Профессии».

             Март.

1 неделя – «Мамин день».

2 неделя – «Семья».

3 неделя – «Домашние животные».

4 неделя – «Книжкина неделя».

              Апрель.

1 неделя – «Весна».

2 неделя – «Наш город».

3 неделя – «Рыбы».

4 неделя – «Комнатные растения».

             Май.

1 неделя – «Насекомые».

2 неделя – «Цветы на лугу».

3, 4   неделя – «Дружба. Лето». Диагностика.

План проведения экскурсий и целевых прогулок

Месяц / неделя

Экскурсия, целевая прогулка

1

Октябрь /1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

2

Октябрь /4 неделя

Целевая прогулка по саду.

Тема6» Учимся ходить парами»

3

Ноябрь /1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Красота нашей улицы»

4

Ноябрь /4 неделя

Экскурсия по детскому саду

Тема: «Профессии работников детского сада»

5

Декабрь / 3 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Елочка – красавица»

6

Февраль / 1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Транспорт»

7

Апрель / 1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема6 «Весна»

8

Май / 2 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Экскурсия на цветущий луг»

Формы организации образования

Формы работы учителя – дефектолога с детьми с нарушением зрения

  1. Подгрупповые занятия
  2. Индивидуальные занятия
  3. Совместная работа с воспитателем группы по организации экскурсий и целевых прогулок
  4. Участие дефектолога в режимных моментах
  5. Наблюдение за детьми в процессе различных видов деятельности с целью оказания коррекционной помощи.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Ориентировка в пространстве»

п/п

Тема

Количество часов (академический час)

Дата (Перспективное планирование)

Отметка о выполнении)

1.

Ориентировка в схеме собственного тела

2

2.

Ориентировка по основным направлениям пространства

2

3.

Ориентировка в макро пространстве

2

4.

Далеко – близко

Удаленность

2

5.

Ориентировка в макро пространстве

2

6.

Предложно – падежные конструкции

1

7.

Ориентировка во времени

1

8.

Ориентировка при помощи схем, планов

1

9.

Задачи - лабиринты

1

10.

Диагностическое обследование

2

Итого

18

Содержание коррекционной работы в соответствии с

Образовательными областями

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Развитие зрительного восприятия»

п/п

Тема

Количество часов

(академический час)

Дата (Перспективное планирование)

Отметка о выполнении

1.

Восприятие цвета

8

2.

Восприятие формы:

8

Геометрические фигуры

Объем геометрические формы

3

3.

Восприятие величины

7

4.

Контурные, силуэтные изображения

2

5.

Работа с мозаикой

2

6.

Целостное восприятие предмета

3

7.

Звуки (слуховое восприятие)

1

8.

Диагностическое обследование

3

Итого

36

Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту.

Развитие зрительного восприятия

2 – й год обучения

Активизировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. Различает и называет форму геометрических фигур, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

Умеет использовать эталоны формы для выделения основной формы реальных предметов в окружающей обстановке.

Знает основные цвета спектра, умеет узнавать и называть цвет реальных предметов.

Знает, называет и различает величину предметов путем наложения, приложения.

Различает движущиеся предметы, словесно обозначает скоростные качества движения (быстро – медленно).

Умеет группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине). Контурные и силуэтные изображения соотносит с реальными предметами.

Ориентировка в пространстве

2 – й год обучения

К концу второго года обучения ребенок должен иметь четкие представления о пространственных направлениях собственного тела и ближайшего пространства.

Ребенок должен уметь:

- Обозначать в речи направления собственного тела, ориентироваться в схеме собственного тела.

- Самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам врача, коррекционному залу, изостудии, физкультурному и музыкальному залу;

- Определять и обозначать в речи пространственное расположение других детей и предметов с точкой отсчета «от себя»;

- Устанавливать с помощью зрения и осязания стороны игрушек и других предметов ближайшего окружения;

- Соотносить с помощью зрения и осязания стороны игрушек и других предметов ближайшего окружения;

- Соотносить полисенсорную информацию о пространстве с конкретными помещениями и деятельностью людей;

- Двигаться в заданном направлении, сохранять и менять его (по ориентирам, по словесной инструкции);

- Самостоятельно ориентироваться на территории детского сада, участке группы;

- Ориентироваться в микро пространстве: располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола в заданных направлениях;

- Узнавать и обозначать в речи направления микро пространства;

- Соотносить реальные предметы с их условным изображением;

- Располагать предметы в пространстве по словесной инструкции педагога, в соответствии с простейшей схемой.

Социально – бытовая ориентировка

Социализация

Воспроизводит самостоятельно или по указанию взрослого некоторые правила здорового образа жизни, выполняет действия для правильного функционирования организма: причесывается, моет руки, следит за своим внешним видом и т.д. Самостоятельно или по напоминанию взрослого здоровается и прощается, благодарит. Использует слова и выражения, отражающие нравственные представления (добрый, злой). Может управлять свои поведением под руководством взрослого в случаях, если нужна помощь, сочувствие, благодарность за помощь.

С интересом принимает участие в занятиях взрослых. Подражает действиями взрослых в различных ситуациях, воспроизводит эти действия в играх (в магазине, в больнице). Стремиться вести себя соответственно местонахождению. Знает правила поведения на участке детского сада: где и как играть, заниматься спортивными упражнениями и т.д.

Знает свою фамилию и имя, возраст, домашний адрес, имена и отчества родителей, называет по имени и отчеству взрослых.

Наблюдает за погодой, сезонными изменениями, знает их названия. Стремиться бережно относиться к природе.

Коммуникация

Для детей среднего дошкольного возраста характерна внеситуативно – познавательная форма общения. Ведущее место в общении занимает стремление понять, узнавать. Ребенок задает вопросы взрослому, активно интересуется предметами и явлениями окружающего мира. Использует в играх полученную информацию.

Труд

Проявляет интерес к труду и занятиям взрослых, принимает посильное участие в труде взрослых. Проявляет уважение к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям взрослого в играх. Знает и называет орудия труда, их назначение, место хранения.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности

Процедуры диагностики включает в себя четыре серии исследований, направленных на выявление уровня развития зрительного восприятия, зрительно – моторной координаций, ориентировки в пространстве, социально – бытовой ориентировки. Диагностическое обследование воспитанников группы проводится 3 раза в год:

- в начале года,

- в середине года (с детьми, у которых уровень усвоения программного материала ниже среднего),

- в конце года.

Результаты диагностического исследования дефектолог фиксирует в протоколах исследования. Каждое направление диагностического исследования обрабатывается отдельно. Суммарный балл складывается из баллов, полученных за выполнение тестов по каждому исследуемому параметру м выводится средний показатель успешности. Количество полученных баллов отражает соответствие определенному уровню развития исследуемого параметра.

На основе анализа данных диагностического исследования, дефектолог составляет аналитическую справку, где отражает количественные данные успешности выполнения детьми тестовых заданий и дает краткую качественную характеристику воспитанникам, набравшим наименьший балл при включении в процесс диагностического исследования.

Выделяются и другие организационные параметры диагностического исследования, такие как:

- Форма проведения диагностического исследования (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная).

- Методы исследования (наблюдение, беседа, совместная деятельность, практическая деятельность).

- Продолжительность и режим (за основу берутся возрастные требования к продолжительности индивидуальных и подгрупповых форм работы).

- Подбор адекватных возрасту пособий и комплектов (которыми располагает «кабинет дефектологов»).

Форма оценки качества знаний: тестирование, наблюдение, репродуктивные ответы детей на вопросы.

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе детского сада

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Сентябрь....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада  по рисованию, лепке, аппликац...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю февраля)СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области. Тема недели: "Военная техника".

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю февраля) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. ...