Экологическое направление в воспитание детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

В своей профессиональной деятельности я выбрала экологическое направление, Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план,то необходимо углублять знания детей в этой области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Экологическое направление в воспитание детей дошкольного возраста                                                    

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения – это и есть начала экологической кульры.

В своей профессиональной деятельности я выбрала экологическое направление, Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план,                                                                                                                                                                то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

В период с сентября 2018года по май 2019 года, а так как на первом моей работы было проведение мониторинга, проанализировав результаты я установила, что уровень представлений детей о природе недостаточно сформирован. 

Таким образом, я сделала вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.   Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания«Кто это?»«Кто что ест»«Кто, где живет?»«Кому нужна вода?»                                                                                                                     

В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, природный

материал, художественная литература, календарь природы.                            

Большой интерес у детей вызывает работа в исследовательском уголке.В данном уголке есть жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки). С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам  А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка.                                                                                                

В группе оформлена мини-библиотека. Здесь собрана разнообразная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. В свободное время с детьми разучиваем стихи, потешки о природе.                                                                                          Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники, досуги, викторины«День Земли»«В гостях у Лесовика»                                                   

Участок группы также является развивающей средой.

Путешествуя  с детьми по экологической тропе мы проходим природные объекты. Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, воспитателей. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов по родной земле. Я стараюсь расширять и систематизировать знания детей о флоре и фауне родного края.                                                                                                                                                            

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.                                                                              Вместе с родителями мы проводим всевозможные акции: по озеленению участка, изготовлению кормушек, развешиванию скворечников. Родители принимают активное участие в спортивных и тематических праздниках. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за погодой; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе.                                                                                                                                  

Анализируя проделанную работу, на конец учебного года можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической  культуры,  привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом: заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё взаимосвязано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Карташова Оксана Николаевна

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

" Роль экологической игры в воспитании детей дошкольного возраста"

Экологические игры имеют огромное значение для формирования экологической культуры в дошкольном возрасте, учат правильно относиться к живой природе, бережно обращаться сживыми существами....

«Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»

laquo;Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»...

"Формирование толерантности как одно из направлений патриотического воспитания детей дошкольного возраста".

Работа по патриотическому воспитанию­ важная задача дошкольных учреждений, она должна пронизывать всю жизнь ребенка, быть постоянной....

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

Сообщение «Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста»

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, л...

Доклад "Этико-эстетическое направление в воспитании детей дошкольного возраста"

Для эффективной реализации этико-эстетического направления воспитания в работе с детьми, важно создать условия для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования его мировосприяти...