Конспект занятия «Профессия ткач. Путь ткацкого станка».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Журавлева Надежда Владимировна

Конспект по ознакомлению с профессией ткача старшая, подготовительные группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiya_tkach_5-_7_let.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-7 лет

Тема: «Профессия ткач. Путь ткацкого станка».

Цель: познакомить с профессией ткач.

Задачи:

- познакомить детей с историей создания ткацкого станка;

- учить определять готовность инструмента к работе;

- пополнить словарный запас детей названиями деталей ткацкого станка;

- учить взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: картинки тканых изделий, картинки материалов для изготовления нитей,  картинки видов ткацких станков, ткацкий станок.

Ход занятия

I. Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Я очень  рада всех вас видеть. Начнём наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Приступим к занятию.

II. Основная часть занятия

1. Вводная беседа.

- Ребята, вы попали в необычное место, где создаются полотна для изготовления тканей. Называется это место ткацкая фабрика. Здесь вы получите профессию ткача. Значит, что вы научитесь делать? (Научимся изготавливать ткани).

- Ребята скажите, какая вещь в повседневном быту современного человека стоит на первом месте? (посуда, мыло, мебель...).

И всё-таки без столь полезных вещей, можно как-то обойтись, хотя представить это нелегко. А вот если из обихода полностью исчезнет ткань, то мир вокруг нас, изменится неузнаваемо.

- Для чего нужна ткань? ( Чтобы шить одежду)

 - Как изменится мир, если исчезнет вся ткань? (Ответы детей)

Сама природа помогала людям находить материал для изготовления нитей.  

- Как вы считаете из чего можно изготовить нити для ткани? (Ответы детей).

Пытливые предки заметили, что из многих растений, например, льна, хлопчатника, конопли и даже крапивы, можно извлечь упругие и прочные волокна.

Годилась для этого и шерсть домашних животных. Но, чтобы приготовить из волокон пряжу, приходилось изрядно потрудиться.

- Что нужно сделать с шерстью животных чтобы получить пряжу? ( Очистить от загрязнений, сплести нити).

Попробуйте представить, с помощью каких нехитрых приспособлений работали первобытные ткачи. В землю вбивались две крепкие ветки с рогульками наверху. Они удерживали деревянный стержень. Примерно такое же устройство, только пониже, мастерят в туристском походе, чтобы подвесить над костром чайник. Древние ткачи привязывали к этому стержню, одну рядом с другой, нити пряжи, свисающие до земли. Чтобы они не спутывались, к их концам крепились грузики.

Ткач пропускал специальный инструмент с намотанными нитями (челнок)  сквозь основу таким образом, чтобы он проходил, например, поверх чётных нитей и под низом нечётных, а в обратную сторону наоборот. При этом надо было следить и за тем, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой. Так постепенно нити превращались в ткань. Она могла быть разной — лёгкой из льняной пряжи, грубой и тёплой из шерстяной. Таким образом, человек получил возможность облачиться в одежды, пошитые из ткани.

Постепенно ткацкое производство совершенствовалось. Сначала древние изобретатели сообразили: если поднимать разом все чётные или нечётные нити основы, то челнок можно перекидывать под ними на другую сторону одним движением.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь все за дело.

Время шло и появлялись различные виды ткацких станков. В конечном итоге появились маленькие станки, специально созданные для детей. При сборке станка важно чтобы нить основы была туго натянута на раму станка.

-Возьмите все рамки станком в руки и проведите рукой по натянутым нитям. Что вы слышите? ( Слышно звук)

- Звук нам говорит о том, что рамка натянута хорошо и на данном станке можно работать. Но станок ещё не собран. Далее нужно поместить ремизку под нити станка и установить на ребро так, чтобы нить основы оказалась в пазах ремизки.

- Возьмите в руки палочку с пазами. Она называется ремизка. Повторим ещё раз название. Вставлять данную деталь нужно осторожно чтобы не порвать нити станка.

При повороте ремизки с ребра на ребро нити основы должны поочерёдно опускаться и подниматься. Попробуем поработать с ремизкой установите её на ребро и посмотрите на станок сбоку. Видно что нити разделились? (Да).

Следующим важным инструментом в работе станка является челнок. На него наматываются нити. Работая челноком нужно установить ремизку на ребро и, в образовавшийся зазор нити основы, продеть челнок; повернуть ремизку на другое ребро и продеть челнок в обратном направлении.

- Попробуем поработать с челноком. Поверните ремизку на ребро и проденьте челнов зазор. Вытащите челнок с другой стороны станка.

Повторив эти движения несколько раз можно получить небольшой кусок ткани. В ходе работы ткань важно уплотнять, прижимая новую нить к уже сотканному куску при помощи деревянного гребня (берда).

Аккуратно работая на станке можно получить хорошее полотно.

-Ребята, так как же называется человек, который работает на ткацком станке? (Ткач)

-Правильно ткач.

-Вы будете работать на ткацкой фабрике ткачами, будете создавать разные вещи на ткацких станках и не только.

Итог занятия:

- Дети, как вы думаете, нам нужно занятие ткачеством? Почему?

-Как называется предприятие на которое мы с вами попали?

- Как называется инструмент на котором получают полотно ткани?

- Кто попробует назвать детали ткацкого станка?

-Как называется наша профессия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Профессии".

Конспект интегрированного занятия для детей с нарушением слуха, 4 -й год обучения....

конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"

конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...

Конспект занятия "Профессий много на земле"

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением и я влениями общественной жизни в средней группе....

Конспект занятия "Лепка посуды путем составления ее из колец"

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе "Лепка посуды путем составления ее из колец"...

конспект занятия «Профессии наших родителей»(профессия туристический менеджер) в рамках проекта профориентации дошкольников

В рамках проекта ранней профориентации дошкольников, конспект занятия "Професия - туристический менеджер"...

конспект занятия "Конфликты и пути их преодоления"

Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладет...