Литературная викторина по произведениям В.В. Бианки и К.Д. Ушинского
материал (подготовительная группа)

Мельникова Ольга Владимировна

Литературная викторина по произведениям В.В. Бианки и К.Д. Ушинского

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnoy.doc80 КБ
Microsoft Office document icon doc1.doc530 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 123

Литературная викторина

по произведениям

В.В. Бианки и К.Д. Ушинского

                         Воспитатель:

                      Мельникова О.В.

Калининград, 2019г

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки.

Задачи:

- в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;

- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;

- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,

- учить детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания;

- учить понимать природу,  ее  законы и особенности;

- на основе  сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, к   братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу;

- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

Предварительная работа:

- оформление стенда с книгами В. Бианки и других писателей о природе;

- подбор фонограмм;

- составление конспекта;  

- чтение книг;

- просмотр мультфильма по произведению Бианки.

Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг по произведениям В.В.Бианки.

Оборудование: цветные конверты с вопросами, проектор и слайды.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), 2 команды игроков, гости.

Ведущий с воспитанником входят в  зал, дети садятся на стульчики. СЛ. 1

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы  собрались с вами на литературно-экологическую викторину. А вот кому она посвящёна, вы поймёте из стихотворения, которое прочтут вам  Вера, Сережа и Алиса.

Ребёнок:

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело. Константин Дмитриевич Ушинский

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

          Про птиц, насекомых, лягушек

          Рассказы и сказки прочтёшь

          И лучше знакомых зверушек

          Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ведущий: - Ребята, наша викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки и Константина Дмитриевича Ушинского. СЛ 2

- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.

У нас с Вами две команды: «Мышата» и «Муравьишки»

Команды представляются и произносят по очереди девизы своих команд:

«Мышата»: СЛ 3

«Мы весёлые мышата

Необычные мышата,

Мы друзья мышонка Пика

Любим бегать и пищать,

И попробуем сегодня,

Все загадки разгадать! »

«Муравьишки»: СЛ 4

Муравьишки мы, трудяги,

Дружные ребята

Трудимся без устали,

Любим отдыхать,

На вопросы ваши

Будем отвечать! »

Музыка из игры «Что?Где?Когда?».

- Уважаемые игроки, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.

- Итак, давайте начинать нашу литературную викторину.

- Прежде, всего  проведём разминку. Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, то отвечает другая команда.

РАЗМИНКА.

  • К.Д. Ушинский писал сказки или рассказы? (Сказки и рассказы) СЛ 5
  •  Кто в сказках Бианки самостоятельно не мог добраться до дому? (муравьишка) СЛ 6
  •  «Спор животных»«Спор воды с огнем» «Спор деревьев» это сказка или рассказ? ( сказки). СЛ 7
  •  Какой зверёк  спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь) СЛ8
  • Какие деревья спорили в сказке «Спор деревьев». (дуб и яблоня) СЛ 9
  • Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины). СЛ 10
  •  Какие животные спорили в сказке «Спор животных»( корова, лошадь и собака) СЛ 11
  • Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»? (медведь) СЛ 12
  • По какому вопросу спорили животные? (кого из них хозяин больше всех любит). 
  •  О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях) СЛ 13 

- А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.

Воспитатель зачитывает вопрос. Участник игры старается на него ответить, если затрудняется, берёт помощь команды.

КОНВЕРТЫ 1.

Задание: «Назови книгу».

Я буду читать из произведений В.В. Бианки и К.Д Ушинского небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать произведение.

1 «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)  СЛ 14

Книга: «Кто  чем поет?»

2 «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».  Кто же это? (Яблонька) СЛ 15

«Спор деревьев».

  1. «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь) СЛ 16

     Книга: «Музыкант»  

 4 «Я обращаю в пепел целые селения и города, как своими все уничтожающими объятиями обхватываю необозримые степи и непроглядные леса, как пламя мое рвется к облакам и как бежит передо мною в ужасе все живое – и птица, и зверь, и бледный дрожащий человек». ».  Кто же это? (Огонь)  СЛ 17

«Спор воды с огнем».

КОНВЕРТЫ 2.  

Задание: «Четвёртый лишний»

Ведущий: - Ребята, сейчас я буду говорить названия произведений В.Бианки и К.Д. Ушинского, а  вы определите есть ли среди них произведение другого писателя, а затем назовите, чьё это произведение.

«Как Муравьишка домой спешил»

«Чей нос лучше?»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

(А.С.Пушкин) СЛ 18

«Кто чем поёт?»

«Четыре желания»

«История одной яблоньки»

«Пчелки на разведке».

«Колобок»

(р.н.сказка) СЛ 19

 

КОНВЕРТ 3. 

Задание: «Помоги Муравьишке».

В конверте карточки, на которых изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

ОТВЕТ: (Гусеница-землемер + паук-сенокосец + жужелица + жучок-блошачок + кузнечик + водомерка +майский жук +гусеница-листоверка). СЛ 20

КОНВЕРТЫ 4.

Задание: «Отгадай героя»

Я буду зачитывать телеграммы, а вы должны отгадать от кого из героев произведений В. Бианки телеграмма.

  • «Я дерево, толстое-претолстое, старое-престарое. Выдолбил дятел во мне глубокое дупло. Много жильцов в нём сменилось». (Дуб из произведения «Теремок») СЛ 21
  •  «Я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! - прибавил ручей и принялся журчать по камням», (Ручеек из произведения «Дети в роще») СЛ 22
  • «Я птичка потеряла своё гнездо, и каких гнёзд я только не повидала, с какими только птицами не познакомилась, но оказалось, что моё гнездо для меня роднее и уютнее всего. В конце рассказа я нашла своё гнездо и была этому очень рада». (Береговушка из произведения «Лесные домишки») СЛ 23
  •  «Я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать». (Малиновка из произведения «Дети в роще» ) СЛ 24
  •  «Я маленький мышонок. Посадили меня дети в кораблик и пустили по течению. Многое мне пришлось пережить, пока кораблик не прибило к берегу, да и на берегу было не легче» (Мышонок Пик из произведения «Мышонок Пик») СЛ 25

КОНВЕРТ 5.

Задание: «Собери картинку». Слайд 20

-Ребята, а сейчас вам нужно собрать картинку к произведениям В.В.Бианки К.Д. Ушинского и назвать это произведение. 

КОНВЕРТЫ 6.

Задание: «Загадки»

- А сейчас загадки о природе. За каждый правильный ответ команда получает балл. Посмотрим, кто из вас больше наберёт отгадок-баллов.

«Мышата»

«Муравьишки»

1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)  

СЛ 27

1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не    боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь) СЛ 28

2. Днём спит, ночью летает,  прохожих пугает. (Сова)  

СЛ 29

2. Летом мёд ел и малину, Чтобы сытым спать всю зиму. Тише, дети! Не шуметь! Пусть спокойно спит… (Медведь) СЛ 30

3. Лапки у него и уши Словно сделаны из плюша. Знают девочка и мальчик — Любит есть морковку… (Зайчик) СЛ 31

3. Прополз мохнатый червячок,
   
И весь в дырочках листок. (Гусеница) СЛ 32

4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо) СЛ 33

4. Не кузнец, а с клещами. (Рак) СЛ 34

5. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар) СЛ 35

5. Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел) СЛ 36

 

6. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. Лиса СЛ 37

6. В мае к вам я прилетаю,
   
Как пчела, жужжа, пугаю,
   
Грозный,  издавая звук.
   
Кто я, дети?  (Майский  Жук) СЛ 38

7. Кто с высоких темных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка) СЛ 39

7. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без  оконца, не видывал солнца. (Крот) СЛ 40

 

Ведущая: - Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша игра. И сейчас нужно подсчитать баллы,  определить победителей. Проигравших прошу не расстраиваться, мы благодарим вас за волю к победе. СЛ 41

- Ребята, я надеюсь, что вам понравилась викторина и вы еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней, а значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту!



Предварительный просмотр:

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Литературная викторина для детей подготовительной группы с целью закрепления произведений Н.Носова...

Конспект литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского с приложением

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского для детей средней группы....

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект литературной викторины по произведениям К.Чуковского в старшей логопедической группе

С помощью этого конспекта вы покажете детям  удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского, их мудрость и красоту; закрепите уважение и  любовь к сказкам. Продолжайте развивать интерес...

Викторина по произведениям В.В.Бианки "Сказки-несказки"

Ознакомление детей с творчеством детского писателя В.В.Бианки. Расширение кругозора детей о жизни животных и птиц в природе....

Литературная викторина по произведениям В. Бианки» с детьми подготовительной группы

Задачи:Познакомить детей и с творчеством В. В. Бианки.Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и      природным объектам.Предварительная работа.Знакомство с б...